Основным актом, регулирующим отношения с ЦФА, а также деятельность оператора информационной системы (ОИС) и оператора обмена (ОО), является Федеральный закон № 259-ФЗ от 31 июля 2020 года «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До недавнего времени в России отсутствовали правоприменительная практика и понимание такого инструмента участниками рынка, вследствие чего за все время был всего один выпуск ЦФА.
С точки зрения гражданского законодательства, ЦФА относятся к имущественным правам, передача которых признается объектом налогообложения НДС. Таким образом, налогоплательщику при продаже ЦФА пришлось бы включить 20% цены реализуемых активов в НДС, что делало эмиссию и реализацию ЦФА невыгодной для всех участников цифрового оборота.
Правовую неопределенность создавало и отсутствие понятных правил формирования налоговой базы по налогу на прибыль и НДФЛ, из-за чего был невозможен корректный бухгалтерский и налоговый учет.
Авторы законопроекта отмечают, что ясность в правовом регулировании, а также возможные налоговые льготы смогут повысить инвестиционную привлекательность в данной сфере.
Рассматриваемые поправки определяют режим налогообложения деятельности как с ЦФА на денежные требования, так и с гибридными ЦФА. Законопроект устанавливает порядок расчета и уплаты НДС, налога на прибыль и НДФЛ различными участниками рынка.
Поправки в Налоговый кодекс предполагают введение налоговых льгот на НДС для ряда случаев. Во-первых, от уплаты НДС освобождаются операторы информационной системы и операторы обмена за услуги по организации выпуска и обращения ЦФА, кроме консультаций и предоставления лицензий на ПО. Во-вторых, не подлежит налогообложению реализация ЦФА, удостоверяющих денежные требования, что снимает с эмитента необходимость учитывать в цене размещения ЦФА НДС и делает инструмент привлекательным для широкого круга инвесторов.
Отмена НДС для ЦФА с базовым активом позволяет раскрыть потенциал выпуска гибридных ЦФА, особенно в отношении драгоценных металлов.
По данным Всемирного совета по золоту (WGC), в 2021 году потребительский спрос на «желтый металл» в России составил почти 50 тонн. В 2022 году спрос только на золотые слитки и монеты в нашей стране может вырасти более чем в два раза, прогнозирует Frank RG. После отмены НДС доля ЦФА на этом рынке, согласно нашим расчетам, может повыситься до 5–7%. «Цифровое золото» (или другой драгоценный металл) удобнее тем, что оно имеет преимущества обезличенного металлического счета и физического золота.
Поправки в том числе определяют правила начисления налога на прибыль и учета авансов. В частности, для организаций — обладателей ЦФА, которые удостоверяют права участия в капитале непубличного акционерного общества, при получении дохода в размере, равном сумме дивидендов эмитента ЦФА, устанавливается ставка налога 13%.
Налоговым агентом по НДФЛ должен стать оператор информационной системы или оператор обмена, выплачивающий налогоплательщику доход по операциям с ЦФА. Именно налоговый агент будет удерживать сумму налога, а также собирать и предоставлять налоговым органам всю информацию об операциях с ЦФА каждого физического лица, которое было стороной в сделках.
С физического лица снимается необходимость производить расчеты доходов и расходов по каждой сделке, самостоятельно заполнять декларацию 3-НДФЛ и уплачивать налоги в случае заключения сделок на платформе ОИС или ОО. Это должно облегчить жизнь как частным инвесторам, так и активным трейдерам.
Поправки в НК дают старт широкому распространению предпринимательской деятельности с использованием цифровых прав. При этом законодательную базу, в том числе НК, все еще нужно улучшать.
Целесообразно распространить все льготы и освобождения в отношении базового актива ЦФА на сам ЦФА, например освобождение от НДФЛ доходов, полученных от прироста стоимости ЦФА, которыми физическое лицо владеет более пяти лет, в случае если на базовый актив таких ЦФА (например, акции) могло быть распространено аналогичное освобождение. В противном случае владение ЦФА станет для физических лиц менее привлекательным, чем владение самим базовым активом, что может негативно отразиться на перспективах выпуска ЦФА.
Требуется помощь? Задайте безлимитное количество вопросов на консультации!
Наши эксперты оперативно найдут верный ответ и помогут.
Все подробности здесь.
Начать дискуссию