Когда возникает необходимость в акте на списание дебиторской задолженности?
Необходимость в оформлении акта на списание дебиторской задолженности (ДЗ) возникает на одном из последних этапов работы с безнадежной ДЗ.
К безнадежным (нереальным к взысканию) ДЗ относятся долги:
- с истекшим сроком исковой давности;
- по которым прекращено обязательство по причине невозможности его исполнения (в соответствии с нормами ГК РФ на основании акта госоргана или при ликвидации организации);
- невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
По нормам бухучета списание ДЗ производится, если (п. 77 Положения по ведению учета и отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):
- закончился срок исковой давности ДЗ;
- ДЗ нереальна для взыскания.
В целях оформления факта списания ДЗ указанный нормативный документ предусматривает:
- проведение инвентаризации расчетов с дебиторами;
- оформление письменного обоснования и приказа руководителя компании.
В указанной нормативке отсутствует упоминание об акте на списание ДЗ как об обязательном для данной процедуры документе, однако он может служить основанием для:
- признания внереализационного расхода при расчете налога на прибыль;
- корректировки ДЗ в учетной системе (отражения операций по списанию ДЗ на балансовых счетах и за балансом).
При этом вместо акта может быть оформлен документ с иным названием (протокол, решение и др.). О содержании такого документа расскажем в следующем разделе.
Содержание акта (протокола) на списание дебиторской задолженности
Поскольку законодательство не регламентирует обязательные разделы документа на списание ДЗ, при его оформлении используются общие подходы к документальному оформлению хозяйственных операций, а именно:
- открывает документ блок, содержащий сведения о компании (наименование, ИНН, адрес и др.);
- заголовок должен в краткой форме отражать цель составления документа («Акт на списание дебиторской задолженности», «Протокол по списанию дебиторской задолженности» и др.);
- в содержании необходимо отразить полную информацию о списываемой ДЗ и основания для ее списания (подробнее см. далее);
- завершает документ подпись главбуха или иного уполномоченного лица, на которого возложена ответственность за ведение бухучета в компании.
Важно! С 01.01.2013 унифицированные формы необязательны к применению. Организация вправе разработать собственный бланк документа в соответствии с ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете». Новый стандарт вступил в силу с 01.01.2022, за исключением требования о хранении документов на территории РФ. Данное правило станет актуально с 01.01.2024.
Объем основной части акта на списание ДЗ зависит от видов, объема и структуры списываемой задолженности, а также детализации юридических и иных аспектов, обосновывающих признание ДЗ подлежащей списанию со счетов бухучета.
В частности, в содержание акта на списание ДЗ могут быть включены следующие пункты:
- реквизиты приказов о проведении инвентаризации и рассмотрении ее итогов (включая реквизиты акта о проведении инвентаризации);
- перечисление исходных данных по ДЗ, подлежащей списанию (реквизиты договоров с дебиторами, суммы и сроки исполнения обязательств по договору и др.);
- история взаимоотношений с дебитором по взысканию задолженности (перечисление отправленных контрагенту требований об уплате ДЗ, факт получения ответов и их характер);
- описание оснований для списания ДЗ (например, при ликвидации должника — данные выписки из ЕГРЮЛ, судебного решения о завершении процедуры банкротства и др.);
- выводы со ссылками на нормы законодательства о необходимости и возможности списания ДЗ.
К акту на списание ДЗ необходимо приложить максимально полный комплект документов, подтверждающих факт возникновения задолженности, ее погашения, а также признания безнадежной, включая инвентаризационные (к примеру, акт по форме ИНВ-17, утв. постановлением Федеральной службы госстатистики РФ от 18.08.1998 № 88).
Оформление акта на списание ДЗ требует одновременного издания приказа за подписью руководителя компании, на основании которого непогашенный долг списывается.
Итоги
Списать дебиторскую задолженность можно только в регламентированных законодательством ситуациях. Акт на списание дебиторской задолженности является одним из документов-оснований, позволяющих списать дебиторку со счетов бухучета и включить в расходы при расчете налога на прибыль.
Комментарии
1составлять или нет, решает каждый сам, вернее, основанием является ЛНА. Руководствуемся п. 77 Положения по ведению БУ и БО