Бюджетный учет

Особенности бухучета и налогообложения в бюджетных организациях

Для бухгалтеров бюджетных организаций всегда остаются актуальными вопросы нормативного регулирования бюджетного учета, учет нефинансовых и финансовых активов, подготовка и сдача отчетности. В связи с этим нашим читателям будет небезынтересно узнать о предполагаемых нововведениях в бюджетном законодательстве
Особенности бухучета и налогообложения в бюджетных организациях

Ямбердова Алевтина Владимировна, эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Для бухгалтеров бюджетных организаций всегда остаются актуальными вопросы нормативного регулирования бюджетного учета, учет нефинансовых и финансовых активов, подготовка и сдача отчетности. В связи с этим нашим читателям будет небезынтересно узнать о предполагаемых нововведениях в бюджетном законодательстве.

В первой половине июня в Москве прошел Конгресс профессиональных бухгалтеров и аудиторов Московского региона. В рамках его работы состоялся семинар по теме «Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в бюджетных организациях», на котором выступили представители Минфина РФ и ведущие специалисты в области бюджетного финансирования. В основном речь шла об изменениях, которые ждут бюджетные учреждения в связи с нововведениями в законодательстве. Изменения, касающиеся реформы финансовой отчетности, будут внесены в Бюджетный кодекс РФ. Согласно вносимым поправкам лимиты бюджетных обязательств станут доводиться не на один, как ранее, а на 3 года. Система трехлетнего бюджета состоит в том, что он будет приниматься на 3 года, поэтому остатки средств станут переходить на следующий год. Это очень важная поправка, ведь, как правило, у бюджетных организаций на конец года всегда остаются средства федерального бюджета, которые запрещается переносить на следующий год, а требуется возвращать в бюджет. Однако расходование средств все же будет ограниченным: теперь бюджетные учреждения смогут оплачивать бюджетные обязательства лишь исходя из годовых сметных назначений. В планах Минфина РФ – выпуск порядка санкционирования расходов (счет 050201000 – принятие бюджетных обязательств), в котором должно быть указано, на основании каких документов возможно признавать бюджетные обязательства. Бухгалтеров, несомненно, обрадует и тот факт, что в соответствии с новым документом наличные денежные средства разрешат оставлять в кассе учреждения по состоянию на начало следующего года.

Как озвучил в своем выступлении замдиректора Департамента бюджетной политики Минфина РФ В.А. Зеленский, в настоящее время готовится проект Федерального закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», который заменит действующий Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В законопроект введут положения по бухгалтерскому учету и стандарты финансовой отчетности. Следовательно, общие правила бухучета и требования к составу, содержанию и порядку заполнения бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены не будут (в отличие от Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Кроме того, в соответствии с новым законом утратят силу все ранее действовавшие нормативные акты (кроме Положений по бухгалтерскому учету). Со сдачей бухгалтерской отчетности в 2006 г. возникает два основных вопроса, связанных с методологией учета. Во-первых, Минфин РФ до сих пор не разъяснил, кто именно является администратором поступлений (доходов), во-вторых, органы имущественных отношений фактически нигде не учитывают незакрепленное имущество. По словам В.А. Зеленского, отдельное письмо на данную тему уже находится в стадии подготовки, разрабатывается и инструкция по постановке и учету незакрепленного имущества казны.

В стадии подготовки – поправки к Приказу Минфина РФ от 21.01.2005 N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности». Однако пока окончательный документ не утвержден, отчетность за 1 полугодие 2006 г. должна представляться в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета в следующем составе:

  • отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
  • справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129);
  • справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);
  • справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126);
  • справка о перечислении средств из бюджета по разделу 11 «Межбюджетные трансферты»;
  • пояснительная записка (ф. 0503160) в части сведений об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения и приложений: сведений об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета (ф. 0503163), сведений о кассовом исполнении бюджета (ф. 0503164), сведений об исполнении целевых программ (ф. 0503166)1.
Указанные формы отчетности пояснительной записки должны соответствовать требованиям, изложенным в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 21.01.2005 N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности», и в Приказе от 11.11.2005 N 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности»2.

Минфин РФ утвердил обязательные регистры бюджетного учета и напомнил, что ответственность за сохранение баз данных компьютерной программы (если бухгалтерский учет ведется в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений») несет руководитель организации3 (формы отчетности и требования к ним можно найти на сайте Федерального казначейства). С определенными изменениями в состав бухгалтерской отчетности будет также включен отчет о выполнении государственного задания – количественных планов, которые станут доводиться вместе с лимитами бюджетных обязательств. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 г. К сожалению, как и ранее действовавший Приказ Минфина РФ от 26.08.2004 N 70н, он имеет много неточностей и поэтому нуждается в дополнениях и уточнениях. Однако никаких разъясняющих документов (подобно Приказу Минфина РФ от 24.02.2005 N 26н «Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н») по данному нормативному акту не предполагается. Предстоящие изменения в бюджетной классификации коснутся лишь целевых статей и видов расходов для главных распорядителей средств. В Бюджетном кодексе РФ предполагается также прописать норму, запрещающую бюджетным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью. Когда данная норма вступит в силу – неизвестно, так как она должна обсуждаться на уровне Правительства РФ и Минфина РФ.

Бюджетное законодательство нуждается в существенной доработке, поэтому бухгалтерам бюджетных организаций следует быть предельно внимательными в решении вопросов бухучета и налогообложения.


1) Письмо Минфина РФ от 28.04.2006 N 02-14-13/1080

2) Приложение N 1 к Письму Казначейства РФ от 07.02.2006 N 42-7.1-15/2.4-56

3) Письмо ФНС РФ от 22.02.2006 N ВЕ-6-16/190@ «О доведении Письма Минфина России от 01.02.2006 N 02-14-10А/187»

Начать дискуссию