Для чего вообще нужна маркировка товаров
Когда товар подлежит маркировке, на каждую его единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом. Или код может быть напечатан на этикетке товара.
Маркировка позволяет отследить, кто и когда произвел или ввез товар в Россию. Куда товар отправился, и где он находится (подп. 11, 12 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2009 № 381-ФЗ о торговле).
Эта система помогает государству бороться с контрафактом и подделками. Но бизнесу приносит дополнительные финансовые затраты.
Что давно маркируется
Маркировка шуб стартовала еще в 2016 году: маркировать надо все предметы одежды из натурального меха. А потом государство вошло во вкус...
С 2019 года маркировке подлежат:
- с 1 марта — табак;
- с 1 июля — обувь;
- с 1 декабря — духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары легкой промышленности, фотоаппараты и лампы-вспышки.
Маркировка молочной продукции
Даты начала обязательной маркировки:
- с 1 июня 2021 года — сыры, мороженое, кроме мороженого и десертов без содержания молочных жиров и молочного белка в составе.
- с 1 сентября 2021 года — молочная продукция со сроком хранения более 40 суток.
- с 1 декабря 2021 года — молочная продукция со сроком хранения до 40 суток включительно.
И наконец, с 1 декабря 2023 года маркировать нужно будет молочную продукцию, которую производят и реализуют КФХ и СПК.
Лекарства и медицина
С 1 июля 2019 года маркировка работает в отношении препаратов из перечня высокозатратных нозологий (распоряжение Правительства от 12.10.2019 № 2406-р).
С 1 июля 2020 года — в отношении других лекарств.
Лекарственные препараты маркируют на основании Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а не Закона № 381-ФЗ. Но система мониторинга используется та же.
Медицинские кресла-коляски
Кресла-коляски, которые относятся к медицинским изделиям, подлежат обязательной маркировке с 1 февраля 2023 года.
Велосипеды
С 1 марта 2023 года начинается обязательная маркировка:
- велосипедов с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них;
- двухколесных и прочих велосипедов (включая трехколесные велосипеды для доставки грузов) без двигателя;
- трехколесных велосипедов;
- рам велосипедов.
Упакованная вода
С 1 декабря 2021 года действует маркировка минеральной природной воды. А с 1 марта 2022 года маркировать обязательно:
- воду в емкостях, в том числе газированную, без подслащивающих или вкусоароматических веществ;
- воду купажированную, в том числе газированную;
- искусственно минерализованную воду.
Курительные смеси для кальяна без табака
Курительные смеси для кальяна без табака подлежат обязательной маркировке с 1 марта 2022 (постановление Правительства от 28.02.2019 № 224). Это относится и к табачным изделиям, которые потребляются путем нагревания.
Что маркировать не обязательно
Эксперимент по добровольной маркировке действует в отношении:
- никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина;
- обеззараживателей воздуха, ортопедической обуви, слуховых аппаратов, стентов коронарных, компьютерных томографов, изделий, используемые при недержании;
- пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных;
- биологически активных добавок к пище;
- парфюмерно-косметической продукции для рук с антимикробным действием, а также кожных антисептиков.
Для трех последних позиций эксперимент продлен до 23 февраля 2023 (постановление Правительства от 20.08.2022 № 1466). Для никотиновых изделий такой срок был установлен изначально (постановление Правительства от 02.02.2022 № 86). Так же, как и для медицинских изделий (постановление Правительства от 09.02.2022 № 137).
Как накажут за отсутствие маркировки
Ответственность за производство и продажу товаров без маркировки установлена в статье 15.12 КоАП. Причем за табачные изделия — отдельная ответственность.
Суммы штрафов такие.
За производство:
- для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
- юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
За продажу и хранение:
- должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
- юридических лиц — от 50 000 до 300 000 руб.
За производство табачных изделий:
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.;
- юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.
За продажу табачных изделий:
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.;
- юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.
Наказание за производство и оборот лекарств без обязательной маркировки — по отдельной статье 6.34 КоАП. Штрафы:
- для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
- юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
При этом во всех случаях не только наложат штраф, но и конфискуют товары без марок.
Комментарии
11Мы (школьная столовая) покупаем молочку по контракту, заключенному в прошлом году. Настал час Х и с 1 сентября уже обязательно становиться передавать информацию об отгрузке через Честный знак. Наш поставщик в честном знаке не зарегистрирован и есть ощущение, что не собирается этого делать.
И? Нам что делать? Будет ли нам штраф за покупку молочки вне честного знака?
Сменить поставщика не вариант? Теоретически оштрафовать вас могут на непредставление данных в Честный знак о выводе товаров из оборота (ст.15.12.1 КоАП). Теоретически - потому что вывести из системы то, чего там нет в принципе, невозможно.
Если это муниципальный контракт, то надо заново организовывать тендер и проходить всю процедуру. А это явно не один день и возможно даже не один месяц.
Быстро новый контракт не заключить, нужно время. А мы еще попали под санкции, должны проводить конкурс закрыто, на новой какой-то площадке для нас, как никто пока не знает и т.д. и т.п. Всё как обычно :)
Обязанность выводить из оборота для нас наступает только в конце 2023 года. Т.е. по идее мы и так не обязаны пока вывод делать. И по хорошему отгружая нам молочку поставщик должен проставлять признак "вывод из оборота". Мне не понятно, покупая по сути контрафакт, на что мы можем напороться? Т.е. основные мои опасения в том, что мы покупаем не маркированную продукцию, которая должна быть маркирована.
Вы не покупаете контрафакт, вы покупаете немаркированную продукцию. Она хотя бы по Меркурию проходит?
Да, по Меркурию проходит.
Тогда непонятно, почему поставщик игнорирует Честный знак. От него же сбегут все покупатели.
Ну наверное по тому, что мы когда мы звоним по телефону ветврача, выдавшего документ, попадаем в такси. Наши поставщики похоже сильно химичат. Придется нам с ними расторгать договор.
Добрый день.
Задала вопрос на форуме, но продублирую и тут: Стали работать с маркировкой, зарегистрировались в Честном Знаке. Сегодня в кабинет Честного знака в приход попала молочка, которую сотрудники покупали лично для себя в магазине МЕТРО, там же покупка идет по картам, оформленным на организацию, вот ЭДО и заработало, - и что теперь делать с этими остатками, кто сталкивался? А ведь они теперь всегда будут - запретить покупать мороженое для себя - я не могу, отнять карты МЕТРО - тоже.
Не покупайте больше в МЕТРО, выберите нормальный магазин, который не передает ИНН и Наименование покупателя в чеке ККТ, или хотя бы делает это только если вы его просите (например, доверенностью от имени вашего работодателя).
Речь не о том, что мы покупаем в МЕТРО для целей организации, а о том, что все, кому когда то сделали карты МЕТРО покупают товары для себя и теперь они попадают в Честный знак.
И не так уж легко отнять привычные карты у руководства и всей его родни :/