Маркировка рекламы

Маркировка рекламы в 2023 году: новый закон, токены, ОРД, ЕРИР, штрафы

Разбираемся, кому, зачем и как маркировать рекламу в 2023 году. Верные действия помогут избежать штрафов до 500 тыс. рублей.
Маркировка рекламы в 2023 году: новый закон, токены, ОРД, ЕРИР, штрафы

В прошлом году в закон от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены значимые поправки.

Главным образом, они коснулись правил размещения рекламы в интернете. Теперь огромное количество бизнесменов-рекламодателей, площадок для рекламы и рекламных агентств вынуждены следовать новому порядку.

Всякую рекламу в интернете требуется маркировать, а данные о ней — передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).

Каждый участник цепочки публикации рекламы обязан подавать сведения о размещенной онлайн рекламе в Роскомнадзор. За молчание или нарушение нового закона о рекламе предусматривает штрафы на сотни тысяч.

Кого касается закон о маркировке рекламы

Маркировка касается всех, кто дает рекламу, производит ее или как-то иначе касается рекламной цепочки. То есть, по сути это:

  • рекламодатели (собственники, производители или продавцы рекламируемых товаров, услуг);

  • рекламные агентства

  • рекламные площадки и блогеры.

Подробнее о критериях написано в постановлении Правительства от 25.05.2022 № 948.

Новые правила заработали с 1 сентября 2022 года.

Переходный период закончился 1 ноября 2022 года. Теперь маркировка обязательна для всех.

📊 Успейте автоматизировать управленческий учет в 1С: УНФ к 2025 году!
Настройте CRM, бюджетирование и платежный календарь, чтобы уверенно начать новый год и увеличить прибыль.

🎓 Курс с выгодой до 56% — сейчас всего 6 900 ₽!

Что и когда нужно маркировать

Поправки к закону о рекламе требует маркировать любую интернет-информацию, которая считается рекламой.

Исключения: социальная реклама и теле- и радиореклама, которую продублировали в интернете без изменений. Ее маркировать не нужно.

Согласно статье 3 закона 38-ФЗ информация считается рекламой, если:

  • адресована неопределенному кругу лиц,

  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создает интерес к нему и продвигает его на рынке.

В новых правилах появился термин «рекламный креатив». Это, по сути, любой элемент рекламы — текст, картинка, видео, баннер, поп-ап, «сториз» в соцсетях и т.п.

Маркировка нужна в следующих случаях:

  1. Производитель или продавец товаров сам размещает рекламу о них на собственном сайте, в своём приложении или на странице в соцсетях.

  2. Компания или ИП рекламирует свою продукцию, работы, услуги через партнера-рекламораспространителя — на другом сайте, странице в соцсетях, у блогера.

  3. Рекламу размещает специальное рекламное или медиа агентство.

Новый закон о маркировке рекламы не распространяются только на рассылки и push-уведомления — их маркировать не нужно (подробности дальше в статье).

Зачем нужна маркировка рекламы

Благодаря требованиям о маркировке вся интернет-реклама собирается в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) и будет храниться там 5 лет. 

Данные в реестре доступны всем участникам рекламного рынка, Роскомнадзору, ФАС и налоговой. 

Реестр играет роль своего рода гаранта между рекламодателем и тем, кто распространяет рекламу.

Федеральная антимонопольная служба может оперативно реагировать на неправомерную рекламу, а ФНС — контролирует своевременное и правильное налогообложение.

Вот как профессиональные ассоциации АКАР и АРИР представили схематично процесс взаимодействия между участниками размещения рекламы, оператором, реестром и надзорными органами.

Как выглядит маркировка рекламы

Вот так может выглядеть правильно оформленный рекламный пост, например, в телеграм:

Главные принципы такие:

  • любую рекламу надо сопровождать словом «реклама» и информацией о работодателе (наименование или ссылка на реквизиты);

  • любая реклама должна нести в себе уникальный идентификатортокен.

Токен содержит в себе данные, кто заказал рекламу и кто разместил. 

Токен нужно поместить в кликабельной ссылке или меню adChoice (окошко, которое появляется, когда пользователь наводит курсор на рекламное объявление), чтобы его можно было скопировать. Другой вариант — добавить токен в текст рекламного объявления (как в приведенном примере выше).

Получать токен нужно у оператора рекламных данных (ОРД) и ему же потом отчитаться (об этом поговорим дальше).

Что не нужно маркировать

Из нормативки (распоряжение Правительства от 30.05.2022 № 1362-р) известно, что не надо маркировать:

  • рекламу собственных товаров (услуг) через email-рассылки;

  • реклама собственных товаров (услуг) через электронные сообщения группе лиц (в интернете пишут, что это push-уведомления, но возможно, сюда можно отнести и рассылку WhatsApp или Senler).

Также в интернете пишут, что освобождены от маркировки:

  • Сервисы веб-аналитики (Яндекс.Метрика, Google Аналитика).

  • Сервисы для подготовки отчетов по рекламе (Power BI, Tableau, Klipfolio и подобные).

Действительно, эти сервисы не должны маркировать рекламу потому что не имеют отношения к цепочке размещения рекламы: они не производят рекламу, не публикуют, не получают за нее деньги.

Они исключительно обрабатывают данные и генерируют отчеты. Но в законе о рекламе ничего такого не прописано.

Какие документы помогут разобраться в требованиях о маркировке:

  1. В распоряжении Правительства от 30.05.2022 № 1362-р — состав информации о диджитал-рекламе и сведения о рекламодателях и распространителях такой рекламы, которые подлежат учету.

  2. В постановлении Правительства от 25.05.2022 № 948 — критерии, по которым распознают рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, обязанных отчитываться о такой рекламе в Роскомнадзор.

Какие обязанности появились о тех, кто размещает рекламу

Теперь у участников цепочки распространения рекламы появились новые обязанности.

Что такое ОРД

Оператор рекламных данных (ОРД) — это компания, которая собирает информацию от всех участников цепочки рекламного размещения и передает ее в ЕРИР. 

Для этого она разрабатывает собственную инфраструктуру, которая упрощает и оптимизирует процесс передачи данных. И как вы уже догадались, за это ОРД берет деньги. Маркировка — платное «удовольствие».

Операторы направляют в ЕРИР следующие сведения:

  • об участниках рынка (ИНН);

  • о заключенных договорах между всеми участниками цепочки;

  • актах, договорах;

  • о рекламных объявлениях: образцах креативов, показах и площадках, стоимости, заказчиках.

Также ОРД хранит рекламные образцы в течение года.

Список ОРД утверждает Роскомнадзор (правила этого списка прописаны в приказе РКН от 11.04.2022 № 62 «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов рекламных данных»).

Сейчас в списке:

  • ВКонтакте;

  • СБЕР;

  • ОРД-А (AmberData);

  • Яндекс;

  • МедиаСкаут;

  • OZON;

  • Вымпелком.

Что такое ЕРИР

Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — это система учета интернет-рекламы, в которую подаются данные о каждом размещении digital-рекламы, предназначенной для пользователей на территории России. Ведет его Роскомнадзор.

Как работать с ОРД

Чтобы промаркировать рекламу, нужно:

  1. получить токен,

  2. поставить на креативе пометку «Реклама»,

  3. разместить на публикации данные о рекламодателе — его наименование, ОГРН (для юрлиц), ИНН, зарегистрированный товарный знак и ссылку на сайт.

Чтобы получить токен, нужно подготовить креатив и отправить его в ОРД. Тот запросит в ответ:

  • ИНН,

  • платёжные реквизиты,

  • почтовый адрес,

  • ОГРН и КПП — для компаний,

  • ОГРНИП — для предпринимателей.

Для рекламы в системах Яндекса, ВКонтакте и Ozon определять ОРД не придется — там есть собственные кабинеты ОРД.

При размещении рекламы достаточно внести данные о своем бизнесе в личном кабинете. После этого сервисы сами делают маркировку и передают сведения в ЕРИР.

Для рекламы на других площадках потребуется помощь стороннего оператора — например, для рекламной публикации в Telegram-канале.

Крупные рекламные системы, например, Яндекс.Директ и myTarget, интегрируются с оператором рекламных данных по API и генерируют токены автоматически — бизнесу не нужно запрашивать их отдельно.

Что надо знать рекламному агентству

Агентства, которые обычно выполняют функции посредника между конечным рекламодателем и площадкой, обязаны:

  1. Зарегистрироваться у ОРД как посредники.

  2. Передать отчет о размещенной рекламе. Даже если заказчик не делегировал эту функцию, отчет все равно нужно подавать «от себя».

  3. А если рекламодатель делегировал через договор агентству получение токена и отчетность, тогда у агентства появляется обязанность зарегистрировать креативы, получить токены и разметить рекламу.

Если размещать рекламу через крупные площадки типа Яндекс. Директа, то эти площадки имеют свои аффилированные ОРД, как мы писали выше. Так что токены они присвоят сами и сами передадут отчет в ОРД.

Главное, что нужно сделать — отделить рекламные аккаунты клиентов и бюджеты друг от друга.

Какие обязанности у оператора рекламной системы

Оператор рекламной системы (попросту, рекламная площадка) — это тот, кто показывает рекламу. Это могут быть гиганты Яндекс и ВКонтакте. А может быть и небольшая площадка.

Оператор должен:

  • убедиться в том, что креатив правильно промаркирован: есть надпись «Реклама» и ИНН конечного рекламодателя;

  • получить токен у ОРДа;

  • внедрить токен в рекламный креатив.

После показа площадке требуется отправить ОРД данные с ИНН рекламодателя, составом рекламы, статистикой, информацией об актах и договорах.

Сделать это нужно будет отдельно по каждому рекламодателю.

Какая ответственность за нарушения в рекламе

Меры наказания на нарушение порядка маркировки рекламы прописаны в статье 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе».

Штраф за каждое нарушение:

  • для физических лиц: от 2000 до 2500 рублей;

  • для юридических лиц: от 100 000 до 500 000 рублей.

Выявлением немаркированной рекламы занимаются Роскомнадзор и ФАС.

Создайте собственную бухгалтерскую компанию. Мы научим искать клиентов, поднимать чек, рекламировать свои услуги в рамках закона, грамотно проводить переговоры и составлять договоры для безопасной работы. Смотрите бесплатный демо-урок из курса «Бухгалтер на аутсорсе».

Заключение

Если вы – рекламодатель, то вам надо:

  • привести в порядок договоры, указать, кто получает токены и предоставляет информацию в ЕРИР;

  • следить, чтобы на рекламных креативах была маркировка «Реклама» и ИНН рекламодателя.

Если вы — агентство, то:

  • разделите рекламные аккаунты клиентов и бюджеты;

  • приведите в порядок договоры, укажите, кто получает токены и предоставляет информацию в ЕРИР;

  • также следите за маркировкой.

Криптовалюта

С 1 ноября 2024 года в России введены новые нормы для майнинга криптовалют

Цифровая валюта будет рассматриваться как имущество для целей налогообложения.

Комментарии

26
  • Татьяна Никанорова

    Уважаемый клерк! Вы наверное забыли дать ссылку на первоисточник, которым вдохновились настолько, что даже скриншот образца маркировки у нас одинаковый. Напомню вам ссылку на оригинал статьи https://www.profdelo.com/blog/zakon-o-markirovke-reklamy-chto-delat/#11

    Правила хорошего тона, как и ст. 1274 ГК РФ обязывают сделать указание на автора и источник, которых вы процитировали:

    1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

    1) цитирование...

  • Мирам

    с осени веселье, похоже, только начнётся..