Электронные подписи

Электронная подпись руководителя с 2023 года: что изменится

Со следующего года прекратят действие квалифицированные электронные подписи, выпущенные коммерческими удостоверяющими центрами для руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей. В нашей статье расскажем, как директору организации получить электронную подпись, которая будет действительна в 2023 году.
Электронная подпись руководителя с 2023 года: что изменится
Иллюстрация: Kindel Media/pexels

Также разберемся, как сотрудник фирмы, представляющий ее интересы перед третьими лицами, сможет подписать цифровой документ.

Электронные подписи с 1 января 2023 года

Электронные документы прочно вошли в наш обиход и стали привычным делом в работе компаний и частных коммерсантов. Для ведения документооборота с деловыми партнерами или внутри подразделений фирмы, отправки отчетности в ведомства, участия в электронных торгах, получения услуг на портале «Госуслуги» отправляемый файл подписывается специальной цифровой подписью.

Отношения в области применения цифровой подписи регулируются законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ. В этот документ были внесены значительные изменения, часть из которых уже вступила в силу в текущем году, а часть заработает с начала следующего года. Законом определено понятие электронной подписи и ее виды: простая или усиленная, созданная с использованием средств криптографической защиты.

В основе последней лежит технология закрытых и открытых ключей. Закрытый ключ доступен только владельцу подписи, с его помощью осуществляют математическое преобразование документа. Открытый ключ представляет собой набор данных, входящих в сертификат ключа проверки, указывающий на принадлежность определенному закрытому ключу и подтверждающий его владельца.

Усиленные цифровые подписи, в свою очередь, могут быть двух видов. Во-первых, это усиленная неквалифицированная подпись, которую налоговая служба применяет при работе с гражданами. Во-вторых, это усиленная квалифицированная подпись, которую используют в рамках юридически значимого электронного документооборота. По российскому законодательству именно она идентична собственноручной подписи человека и может применяться во всех гражданских правоотношениях.

С первого января 2023 года квалифицированные электронные подписи, выданные коммерческими удостоверяющими центрами для руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей, перестанут действовать. Это значит, что первичные документы и отчетность подписывать ими со следующего года будет нельзя (пп. 2.3,2.7 ст. 3 закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

Функция выпуска квалифицированных электронных подписей для таких категорий налогоплательщиков с января 2022 года возложена на ФНС. Налоговики начали бесплатно выдавать электронные подписи лицам, которые без доверенности могут действовать от имени фирмы, и индивидуальным предпринимателям еще в июле 2021 года. Срок действия таких подписей ограничен только сроком действия сертификата.

Как получить электронную подпись в ФНС

К 2023 году следует подготовиться заранее, бесплатно получив в ФНС электронную подпись, которую гарантированно примут любые государственные ведомства. Для этого руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели могут обратиться в любой налоговый орган, оказывающий соответствующую услугу.

В столице это межрайонная ИФНС России № 46, в Санкт-Петербурге – межрайонная ИФНС № 15, в Московской области – межрайонные ИФНС № 7, 14, 18 и другие.

Полный перечень инспекций выложен на официальном сайте ФНС в специальном подразделе. Для этого на главной странице сайта через вкладку «Деятельность» нужно перейти в «Иные функции ФНС России», открыть раздел «Удостоверяющий центр ФНС России», а затем найти подраздел «Порядок получения электронной подписи». Перечень подразделений налоговой будет приведен в виде файла в формате XLSX.

Ведомство выдает сертификаты не только через свои инспекции, но и посредством своих доверенных лиц. Их перечень невелик и также размещен на официальном сайте ФНС.

Это такие компании, как:

  • ПАО «Сбербанк России»;
  • АО «Аналитический центр» (Удостоверяющий центр «Основание»);
  • ПАО Банк ВТБ;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Тинькофф Банк»;
  • АО «Электронная Москва»;
  • ПАО «Промсвязьбанк».

При обращении в инспекцию за получением квалифицированной подписи придется лично посетить ее операционный зал или пункт выдачи одного из доверенных лиц ФНС, имея при себе следующие документы:

  • паспорт;
  • сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • сведения об идентификационном номере налогоплательщика – компании или физического лица;
  • ключевой носитель USB-типа, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ. Обычная флешка в этом случае не подойдет, ее использование будет являться нарушением российского законодательства.

Подать заявление на предварительную проверку в ФНС в электронном виде можно через интернет-сервис «Личный кабинет юридического лица» или «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», пройдя по ссылке «Заявление на получение КЭП ФНС». Также можно предварительно запланировать свой визит в налоговую инспекцию через электронный сервис ФНС России «Онлайн-запись на прием в инспекцию».

Электронная подпись для сотрудника с 2023 года

Цифровая подпись в отношении юридических лиц сейчас может оформляться только на руководителя компании, представляющего ее интересы без доверенности (п. 2 ч. 1 ст. 17.2 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Такой порядок действует с 1 марта 2022 года.

Любой другой сотрудник, помимо директора, для представления интересов фирмы перед третьими лицами должен иметь оформленную в соответствии с гражданским законодательством доверенность. Но для подписания электронных документов наличия доверенности, оформленной на бумаге, будет недостаточно.

Сотрудник, которому для выполнения рабочих обязанностей требуется вести от имени организации цифровой документооборот, должен оформить электронную подпись на себя лично как на физическое лицо. Сертификат электронной подписи физического лица не будет содержать данные об отношении человека к организации.

Своей подписью гражданин сможет подписывать электронные документы от имени компании, если одновременно будет представлена доверенность в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью директора фирмы. Такую доверенность, как правило, включают в пакет электронных документов. Она не является просто сканом бумажной доверенности, а оформляется в специальном формате.

Требования к доверенностям в электронном виде определены приказом Минцифры от 18.08.2021 № 858. Каждой такой доверенности в момент создания присваивается уникальный идентификатор, который состоит из букв, цифр и других символов. По этому идентификатору можно быстро найти доверенность среди других документов в учетной системе компании.

Пока оформление электронной доверенности и ее применение при подписании сотрудниками документов носит добровольный характер. Обязательными такие доверенности планировалось сделать с января следующего года. Теперь этот срок предполагается отодвинуть и ввести новшество с 1 сентября 2023 года.

Электронная подпись ИП с 2023 года

Как уже отмечалось, с 1 января 2023 года прекращают действие квалифицированные электронные подписи, выпущенные коммерческими удостоверяющими центрами. Это касается не только руководителей юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей. Поэтому частным коммерсантам также стоит заранее позаботиться о получении в ФНС «цифрового удостоверения личности», с помощью которого они смогут вести электронный документооборот.

Для этого предпринимателю следует явиться лично в налоговую инспекцию или пункт выдачи электронных подписей доверенного лица ФНС. Получить цифровую подпись можно бесплатно, при этом важно взять с собой USB-ключ, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК.

Комментарии

2
  • Eva_Syzrayskaya

    Здравствуйте. А как же принимаемый законопроект об отсрочке по машиночитаемой доверенности?

  • Анна
    Цифровая подпись в отношении юридических лиц сейчас может оформляться только на руководителя компании, представляющего ее интересы без доверенности (п. 2 ч. 1 ст. 17.2 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Такой порядок действует с 1 марта 2022 года.

    Ерунда какая-то - старая статья, что ли. КонсультантПлюс: примечание: До 31.12.2022 представитель юрлица по доверенности может без представления электронной доверенности подписываться КЭП юрлица, сертификат которой выдан после 01.07.2020 с указанием в качестве владельца также этого физлица - представителя (ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ).

    Более того, насколько я знаю, и этот срок может быть отодвинут с 31.12.22 до 31.08.23 в случае принятия законопроекта https://regulation.gov.ru/projects#npa=129285

    Сейчас как раз терзаюсь сомнениями - продлевать ли подписи представителей, заканчивающиеся в декабре?.. Скорее всего, отодвинут срок, ведь по МЧД до сих пор с немногими ведомствами можно работать. Но чего же они тянут - как обычно, до последнего момента в подвешенном состоянии...

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть