Учет расходов

Усиленная КЭП: как учесть расходы на ее приобретение

С первого января 2023 года прекращают свое действие электронные подписи, полученные компаниями в коммерческих удостоверяющих центрах. До указанного срока необходимо оформить новые – в удостоверяющем центре ФНС. Как учесть расходы на покупку УКЭП, повествуем далее.
Усиленная КЭП: как учесть расходы на ее приобретение
Иллюстрация: racool-studio/freepik

Состав расходов на приобретение УКЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) – это наиболее защищенная электронная подпись, которая является гарантом юридической силы документа. Она используется в электронных торгах, при сдаче электронной отчетности, при работе на госпорталах и так далее.

Выдают электронные подписи компаниям удостоверяющие центры ФНС и их доверенные лица бесплатно.

Получить подпись может только руководитель, то есть лицо, которое вправе действовать от имени организации без доверенности. Кроме необходимого пакета документов, генеральный директор должен представить носитель ключей электронной подписи – токен. Он должен иметь действительный сертификат соответствия, выданный ФСБ или ФСТЭК. Это защищенный носитель электронной информации (вроде флешки) формата USB типа А, например, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, JaCarta ГОСТ, ESMART Token ГОСТ или другие, на котором имеется криптографическая защита. На него запишут код, являющийся электронной подписью.

Стоимость такого носителя составляет 2–2,5 тыс. рублей.

Выдачу подписей физическим лицам, включая сотрудников компаний, удостоверяющие центры ФНС не осуществляют. Сотрудники – физические лица могут получить электронную цифровую подпись в коммерческих удостоверяющих центрах, которые прошли аккредитацию по новым правилам. Такие центры за выдачу подписи могут взимать плату (ч. 3.1 ст. 18 Закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Кроме того, для работы с УКЭП необходимо купить и установить компьютерную программу «КриптоПро». Приобрести лицензию на эту программу можно в удостоверяющем центре ФНС, у доверенных лиц или у производителя.

Стоимость годовой лицензии на одно рабочее место составляет 1 350 рублей. Стоимость бессрочной лицензии на одно рабочее место – 2 700 рублей.

Таким образом, в состав расходов на приобретение УКЭП, как правило, входит стоимость:

  • защищенного материального носителя ключа (токена);
  • лицензии на специальное ПО для работы с электронной подписью;
  • услуг по созданию ключа электронной подписи и оформлению сертификата ключа ЭП (для сотрудников, представляющих интересы компании по машиночитаемой доверенности).

Бухгалтерские проводки по учету расходов на приобретение УКЭП

Стоимость носителей ключей электронной подписи управленческого персонала (генерального директора, главбуха) можно признать в расходах единовременно в периоде, в котором они были приобретены, если компания не применяет ФСБУ 5/2019 по запасам для управленческих нужд.

Такой порядок учета должен быть прописан в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019, п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», пп. 5, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Бухгалтерские записи в этом случае будут следующими.

Если носители ключей УКЭП куплены заранее и хранятся на складе, то их принимают к бухучету в составе запасов. Стоимость списывают на затраты того структурного подразделения, на сотрудника которого оформили электронную подпись. Сделать это нужно на дату передачи токена для использования (пп. 3, 6, 9 ФСБУ 5/2019).

Проводки в этом случае будут такими.

Если носители ключей УКЭП после приобретения передаются удостоверяющим центром владельцу УКЭП, а не приходуются на склад, то их стоимость можно учесть в составе расходов сразу, без отражения на счете 10 «Материалы» (п. 16 ПБУ 10/99).

Для обеспечения сохранности носителей и контроля за их движением их стоимость может быть отражена, к примеру, на забалансовом счете 013 «Запасы, находящиеся в пользовании».

Стоимость лицензии на использование компьютерной программы «КриптоПро» отражается в составе расходов будущих периодов и списывается в текущие расходы в течение срока действия сертификата электронной подписи (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», пп. 5, 19 ПБУ 10/99).

Кроме того, право пользования программой надо отразить на забалансовом счете, например, на счете 12 «Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионному договору».

Бухгалтерские записи в этом случае будут следующими.

Если плата за программу несущественна, то в текущие расходы включается вся стоимость лицензии единовременно, исходя из принципа рациональности. Такой порядок должен быть прописан в учетной политике компании (п. 7.4 ПБУ 1/2008).

Проводки будут следующими.

Стоимость услуг удостоверяющего центра за создание и выдачу сертификата ключа УКЭП включают в текущие расходы и отражают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (счете 44 «Коммерческие расходы» или другом счете) в зависимости от того, в каком подразделении компании электронная подпись будет использована. Делается это на дату подписания акта об оказании услуг (п. 16 ПБУ 10/99).

Как учесть затраты на УКЭП в расходах по налогу на прибыль

В налоговом учете затраты на приобретение УКЭП можно признать расходами при условии, что они документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК).

Стоимость материального носителя ключа УКЭП (без учета НДС, подлежащего вычету) можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на дату его приобретения (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170, п. 1 ст. 272 НК). Либо включить ее в состав материальных затрат в составе расходов на канцтовары наряду с флешками (п. 1 ст. 254, пп. 24 п. 1 ст. 264 НК).

Стоимость услуг удостоверяющего центра по созданию ключа УКЭП, ключа проверки ЭП и сертификата (без учета НДС, подлежащего вычету) учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на дату предъявления акта об оказании услуг (пп. 25 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК). Либо в составе прочих расходов – как затраты на услуги связи, информационные услуги (пп. 14, 25 п. 1 ст. 264 НК).

Стоимость неисключительной лицензии на использование СКЗИ (экземпляра программы) учитывается в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов (пп. 26, п. 1 ст. 264 НК).

Как учесть затраты на УКЭП в доходно-расходной упрощенке

В статье 346.16 НК приведен закрытый перечень расходов, на которые могут быть уменьшены доходы при определении налоговой базы по УСН. Вместе с тем ни один из подпунктов п. 1 ст. 346.16 НК не предусматривает напрямую в составе расходов затраты на приобретение УКЭП.

Однако организация на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» вправе учитывать в составе расходов:

  • затраты на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК);
  • затраты, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК).

В письме Минфина от 02.04.2007 № 03-11-04/2/79 приведены разъяснения по поводу расходов организации на УСН на сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде через Интернет и сделан вывод, что такие расходы могут быть учтены в составе расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи на основании пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК.

Кроме этого, согласно подпункту 5 п. 1 ст. 346.16 НК при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСНО, уменьшает полученные доходы, в частности, на величину материальных расходов. Их перечень приведен в ст. 254 НК и является открытым.

Следовательно, затраты на приобретение электронной подписи компания на УСН может учесть при формировании налоговой базы по единому налогу. Указанные расходы можно учесть единовременно после оплаты (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК).

Однако нужно быть готовым отстаивать свою позицию в том числе и в суде. Так Минфин, например, считает, что расходы на приобретение электронной подписи для участия в электронных торгах при налогообложении учесть нельзя (письмо Минфина от 08.08.2014 № 03-11-11/39673). Ведомство мотивирует свое мнение тем, что расходы на участие в торгах прямо не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК.

Начать дискуссию

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

Интересные материалы

Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.