Сергей Новиков, корреспондент «УНП»
Региональные налоговые управления вслед за московскими коллегами занялись адресной проблемой. Фискальные органы добиваются, чтобы адрес, указанный в госреестре юридических лиц, совпадал с фактическим местонахождением компании. Однако при этом налоговики в регионах используют более гуманные методы убеждения, чем в столице.
Московские списки
«Мы заставим все организации, которые не находятся по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, внести в реестр необходимые изменения. Начнем с Москвы, где проблема наиболее актуальна. Потом соответствующие мероприятия будут проводиться по всей России». Об этом высокопоставленный чиновник Федеральной налоговой службы сообщил «УНП» в марте. В это же время в Москве заговорили о списке адресов массовой регистрации (более 10 компаний по одному адресу). Налоговики разослали список в столичные банки вместе с рекомендацией: не открывать новых счетов компаниям, зарегистрированным по указанным адресам. А руководителям таких предприятий были посланы письма с требованием: либо докажите местонахождение документально (договор аренды, свидетельство о праве собственности), либо внесите изменения в реестр.
По результатам проверок более 100 директоров столичных компаний были оштрафованы на 5 тыс. рублей за несовпадение адресов (п. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Применялось и другое наказание, предусмотренное этой статьей, - дисквалификация руководителей. Кроме того, московские налоговики используют любой повод, чтобы потребовать от бухгалтера документы, удостоверяющие «прописку» компании. Подобные настойчивые просьбы нередко звучат при разблокировании счетов компании, внесении изменений в ЕГРЮЛ, получении выписки из реестра и даже при сдаче отчетности.
Точечные удары
Представители опрошенных нами региональных налоговых управлений подтвердили: они добиваются, чтобы компании находились по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Однако репрессии «по спискам» не практикуются. В УФНС России по г. Петербургу нас уверили: «Мы работаем над решением данной проблемы, не используя опыт Москвы». «То, что 10 или даже 100 компаний имеют один адрес, не доказывает, что все они однодневки. Есть здания и территории, где реально работают десятки фирм. Поэтому мы не используем такой формальный признак, как массовость», - заявили в налоговом управлении по Саратовской области.
С коллегами согласны сотрудники УФНС России по Смоленской области: «Мы делаем упор не на количество фирм, зарегистрированных по одному адресу, а на факт отсутствия конкретного плательщика по этому адресу. Наши возможности позволяют заниматься каждой компанией, а не работать по списку».
Списки адресов массовой регистрации собираются составить в Республике Карелия и Костромской области. Карельские налоговики предположили, что подозрительным должно считаться соседство 4-5 организаций. В Костромской области готовы использовать «московский вариант» - более 10 компаний в одном «теремке». Но при этом налоговики из обоих регионов оговариваются: после составления списков они будут объезжать объекты и выяснять, сколько офисов фактически могут расположиться по «массовым» адресам. «Если будет явное несоответствие между размерами здания и количеством фирм, попросим всех, кто там зарегистрирован, подтвердить свое местонахождение документально. Но мы, конечно, не будем рассылать в банки письма с требованием не открывать счета тем, кто попал в «массовый» список», - заверили нас в УФНС России по Костромской области.
У налоговиков есть информаторы
Во всех регионах информацию о компаниях, которые не находятся по заявленному адресу, налоговики получают двумя способами. Во-первых, адрес обязательно проверяется в ходе каждой выездной налоговой проверки. Во-вторых, внимание налоговиков привлекают все компании, чья корреспонденция возвращается в инспекции или во внебюджетные фонды с пометкой «адресат не значится».
«У нас налажено тесное взаимодействие с внебюджетными фондами. В режиме «одного окна» мы направляем им информацию о зарегистрированных фирмах, а фонды рассылают компаниям уведомления о постановке на учет. Сведения о возврате уведомлений фонды тут же передают нам», - сказали в УФНС России по Нижегородской области. В такой ситуации, как рассказали нам налоговики из Карелии, они призывают на помощь милицию, которая разыскивает руководителя компании, расположенной не по адресу регистрации. От него потребуют внести в реестр сведения о фактическом местонахождении фирмы и привлекут к административной ответственности.
Пока наказывают штрафами
Налоговики в регионах штрафуют нарушителей как самостоятельно, так и обращаясь в суды. В первом случае штраф 5 тыс. рублей налагается на руководителя за представление недостоверных сведений (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Во втором случае суд может оштрафовать директора на 5 тыс. рублей или дисквалифицировать на срок до трех лет за представление заведомо ложных сведений (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Фискальные органы предпочитают добиваться дисквалификации, однако суды принимают подобные решения неохотно.
«Мы неоднократно пытались дисквалифицировать руководителей, но суд просто штрафовал их. Только недавно в одном из районов директора все-таки дисквалифицировали на полгода», - с удовлетворением заметили в УФНС России по Костромской области. В Смоленской области добиться дисквалификации руководителя налоговикам пока не удавалось: «Поэтому мы штрафуем нарушителей сами, и наши решения пока никто не оспорил». А вот в Новосибирской области суды уже отменяли штрафы, наложенные налоговиками. «Несколько директоров оспорили штрафы, и суды встали на их сторону», - подтвердили нам в новосибирском налоговом управлении
Начать дискуссию