Налоговые проверки

Обоснованность расходов: все или ничего

Претензии к экономической оправданности затрат налоговики предъявляют не только тогда, когда считают необоснованной их цель. Обвинить расходы в неоправданности проверяющие могут и исключительно из-за их размера. Мол, у компании была возможность приобрести то же самое, например, втрое дешевле. Правы ли будут инспекторы, если в таком случае уберут из расчета налога на прибыль всю сумму затрат? Или же одну треть они все-таки должны в «налоговых» расходах оставить?

Наталия ЗАЙЦЕВА

Претензии к экономической оправданности затрат налоговики предъявляют не только тогда, когда считают необоснованной их цель. Обвинить расходы в неоправданности проверяющие могут и исключительно из-за их размера. Мол, у компании была возможность приобрести то же самое, например, втрое дешевле. Правы ли будут инспекторы, если в таком случае уберут из расчета налога на прибыль всю сумму затрат? Или же одну треть они все-таки должны в «налоговых» расходах оставить?

Доходы при расчете налога на прибыль уменьшают только на обоснованные, то есть экономически оправданные расходы (п. 1 ст. 252 НК). Из-за того что законодатели не пояснили, с какой стороны подходить к толкованию понятия этой самой экономической оправданности, на практике его стали рассматривать в двух аспектах. Первый – экономическая оправданность для фирмы самих расходов как таковых. Второй – обоснованность их размера.

Это означает, что инспекторы могут не оспаривать необходимости каких-то расходов для фирмы, их связи с деятельностью, направленной на получение дохода. Но при этом указать на завышение суммы расходов, сочтя, что такого эффекта фирма могла бы достичь и при помощи меньших по сумме затрат. При этом базой для сравнения размера расходов обычно служат либо рыночные цены, либо сумма расходов на то же самое у аналогичных по профилю деятельности и месту ее ведения организаций. Не секрет, что налоговики уже давно в рамках камеральных проверок при помощи компьютерного анализа сопоставляют показатели отчетности аналогичных по роду и месту деятельности, размеру и т. д. компаний. И в том, что у какой-то из них расходы на тот или иной вид ресурсов ощутимо больше, чем у остальных, видят повод для претензий к их обоснованности. Любят инспекторы обвинять затраты в неоправданности и по причине их несоразмерности остальным расходам, а также доходам организации. Например, какой-то один вид расходов, прямая связь которого с производством неочевидна, составляет большую часть их общей суммы и половину от выручки. И иногда с инспекторами соглашаются суды.

Рыночные цены как критерий

Но чаще суды все же отказывают налоговикам, настаивающим на необоснованности затрат по причине их несоразмерности другим расходам и доходам фирмы или таким же расходам близких по профилю компаний. Арбитры в основном указывают, что Налоговый кодекс не устанавливает, какой именно должна быть отдача от тех или иных затрат, то есть каким должно быть их соотношение с финансовыми результатами, чтобы расходы были экономически оправданными (постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2005 г. № А05-12199/03-10, Западно-Сибирского округа от 20 марта 2006 г. № Ф04-1521/2006(20764-А46-15), от 19 января 2005 г. № Ф04-9490/ 2004(7725-А45-25)). Хотя есть и обратные прецеденты, к счастью, малочисленные, – когда суд отказывается признать обоснованность затрат, сравнивая их с доходом, который они принесли, и делая вывод о несоразмерности (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А56-34446/03).

А вот от увязки обоснованности затрат и рыночных цен суды редко отказываются. Многие из них признают рыночную цену критерием экономической оправданности затрат (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 г. № А11-4426/2003-К2-Е-1961, Северо-Западного округа от 7 июля 2005 г. № А05-12199/03-10, от 7 сентября 2004 г. № А56-10096/04, Западно-Сибирского округа от 20 июня 2005 г. № Ф04-3725/2005(12156-А46-26)). Из одного судебного решения в другое кочует фраза: «При определении экономической оправданности затрат следует руководствоваться положениями статьи 40 Налогового кодекса... и определять соразмерность расходов... рыночной цене на идентичные (а при их отсутствии – однородные) [товары, работы] услуги в сопоставимых экономических условиях». При этом суды, заметьте, не упоминают, что положения статьи 40 могут быть критерием обоснованности затрат только в тех четырех случаях, в которых налоговики вправе контролировать рыночность цен (внешнеторговые сделки, бартер, сделки между взаимозависимыми лицами и отклонение цены сделки больше чем на 20% от обычных для налогоплательщика цен на идентичные приобретения в пределах непродолжительного периода времени – п. 2 ст. 40 НК). Видимо, полагают, что в подобных случаях как такового контроля цен – в понимании 40-й статьи – не будет, а налоговая инспекция всего лишь воспользуется изложенным в этой статье порядком, чтобы установить, оправдан ли размер затрат фирмы.

Есть, впрочем, и судьи, которые считают, что положения статьи 40 неприменимы, когда речь идет об экономической оправданности затрат (постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2005 г. № КА-А40/9884-05). Действительно, рациональное зерно в том, чтобы развести в стороны статьи 40 и 252, есть. При таком подходе обоснованность затрат приходится понимать исключительно в качественном ее аспекте. Если же у инспекции есть «количественные» претензии к расходам, то есть она считает их завышенными, то пусть, руководствуясь статьей 40, оспаривает соответствие цены сделки рыночной, и именно на этом основании, а не по причине необоснованности затрат, доначисляет налог.

Скрытый штраф

Как видно, суды соглашаются считать рыночные цены критерием экономической оправданности затрат. Критерием, но не мерилом. О том, как отделить оправданную часть расхода от неоправданной и можно ли в рамках расчета налога это делать вообще, суды в большинстве своем умалчивали. А те, которые высказывались, делали это вразнобой. Так, в одном из случаев, когда инспекция по собственной инициативе оставила обоснованную, по ее мнению, часть затрат в составе расходов, суд указал, что она не вправе была этого делать. Неоправданные расходы, дескать, следовало изъять из расчета налогооблагаемой прибыли целиком (постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2005 г. № КА-А40/ 9884-05). Другой суд, который рассматривал похожий случай, не стал отказывать в возможности оставить в расчете налога оправданную, по мнению инспекции, часть расходов (постановление ФАС Уральского округа от 14 ноября 2005 г. № Ф09-4840/05-С7).

Последнее решение представляется более оправданным, нежели исключение необоснованных по размеру расходов целиком. Ведь в этом случае экономически неоправданными инспекторы считают не сами затраты, а всего лишь их размер. И исключение из расчета налогооблагаемой прибыли той суммы расходов, которая укладывается в вычисленный инспекторами «предел обоснованности», есть не что иное, как налоговая санкция, проще говоря – штраф. Ведь получается, что фирму лишают части ее имущества (изымая в бюджет 24% от экономически оправданной части расходов) за то, что она включила в расчет налога расход в большей сумме, чем могла бы включить, если бы его размер был обоснованным изначально. Но такой штраф первой частью Налогового кодекса не предусмотрен. Тем временем никого нельзя привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе чем по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодеком (п. 1 ст. 108 НК). А исчерпывающий перечень налоговых нарушений и наказаний за них приведен в главе 16 Налогового кодекса (п. 2 ст. 114 НК).

Кроме того, дважды наказывать за одно и то же налоговое нарушение нельзя (п. 2 ст. 108 НК). А инспекция, убирая необоснованные расходы из расчета налогооблагаемой прибыли, штраф неизбежно попытается начислить – либо за недоплату налога (ст. 122 НК), либо за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК). В этом случае получится два штрафа: один явный, предусмотренный первой частью Налогового кодекса, второй скрытый – в виде исключения из расчета налога обоснованной части затрат.

И наконец, целиком убирая неоправданные по размеру затраты из состава уменьшающих налогооблагаемую прибыль затрат, инспекция нарушает принцип равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК). Ведь фирма, которая изначально понесла те же самые расходы, но в обоснованном размере, оказывается в более выгодном положении, чем фирма, этот размер превысившая. К примеру, инспекторы сочли, что 300 рублей за пачку офисной бумаги – слишком дорого, потому что точно такую же вполне можно купить за 100. И убрали из налоговых расходов фирмы не 200, а все 300 руб-

лей, дополнительно начислив пени и штраф за недоплату налога. Эта фирма окажется в менее выгодном положении, чем те, которые изначально приобретали бумагу за 100 рублей и к расходам которых инспекция претензий предъявлять не стала.

Измеритель оправданности

Но как измерить, какая часть расхода обоснованная, а какая – нет? Могут ли здесь бухгалтеру помочь рыночные цены – большой вопрос. Начать с того, что налоговики нередко считают завышенными затраты, размер которых при помощи статьи 40 Налогового кодекса на рыночность не проверишь. Пример – расходы на оплату труда или договорные санкции. Ведь 40-я статья посвящена контролю за ценами сделок, а отношения между работником и фирмой сделкой не являются, поскольку подчинены не гражданскому законодательству, а трудовому. Точно так же нельзя назвать ценой сделки и неустойку, которую фирмам приходится платить за нарушение договорных условий.

К тому же даже в тех случаях, к которым статья 40 Налогового кодекса в принципе подходит, нет механизма ее применения для отделения обоснованной части расходов от необоснованной. В ней самой сказано, что пересчитать налоги исходя из рыночных цен может налоговая инспекция, да и то лишь в четырех названных там же случаях. Сам налогоплательщик должен применять при расчете налогов правила статьи 40 только тогда, когда ему это прямо предписано какими-нибудь из положений второй части Налогового кодекса. В статье 252, которая и толкует о том, что расходы должны быть экономически оправданными, ничего подобного нет.

И налогоплательщик оказывается в ситуации, когда он и хотел бы, да не может признать расход в меньшей сумме. В результате он вынужден либо переплачивать налог на прибыль, исключая из расчета налоговой базы расход полностью, либо включить туда всю сумму затрат и ждать, когда придет инспекция, пересчитает сумму расхода по статье 40 Налогового кодекса и неизбежно начислит пени и штраф за недоплату налога.

Впрочем, со штрафом в таком случае еще можно будет поспорить. Оштрафовать можно только за то нарушение, в котором есть вина налогоплательщика. В ситуации, когда в фирме хотели верно определить сумму налога, да не смогли – поскольку законодатель не предусмотрел необходимого для этого механизма, – найти вину сложно. А вот от пеней отбиться вряд ли удастся.

Что можно сделать в такой ситуации? Первое – доказывать, что расход обоснован, необходим для деятельности фирмы целиком, то есть в том размере, в каком фирме его фактически понесла. Если ввязываться в такой спор с инспекцией вы по каким-то причинам не хотите, можно попробовать отстоять хотя бы часть расхода – в той сумме, по причине превышения которой инспекция называет расход неоправданным. А для этого – воспользоваться оружием противника. Если инспекция заявляет, что стоимость приобретения завышена, то ей волей-неволей придется указать, по сравнению с чем она завышена. Не оспаривая самого способа выбора или расчета этой базы для сравнения, можно со ссылкой на недопустимость не названных в первой части Налогового кодекса санкций настаивать, что равную ей часть расходов фирма справе учесть при расчете налога на прибыль.

Есть аналог

Возможности оставить обоснованную часть затрат в расчете налога на прибыль не видят и в центральном аппарате налоговой службы. Там рассуждают проще: нельзя признать часть расхода, поскольку она не будет документально подтвержденной (чего требует тот же п. 1 ст. 252 НК), ведь первичный документ-то у фирмы оформлен на всю сумму расходов. По крайней мере именно так на одном из семинаров рассуждал начальник отдела в Управлении налогообложения прибыли ФНС Владислав Синилов. Остается только удивляться, как при таком подходе налоговиков в расходы фирм до сих пор попадают нормируемые в целях налогообложения прибыли затраты. Признавая в расчете налога только часть от суммы таких затрат, их подтверждают первичными документами, которые оформлены на всю сумму, составляя при этом бухгалтерскую справку-расчет укладывающейся в норматив величины. И если уж и говорить об обоснованности расходов по критерию их размера, то можно и ее рассматривать как некий норматив, позволяющий включать в расчет налога на прибыль укладывающуюся в него часть затрат.

Аналогия с нормативами помогает преодолеть и другое возражение налоговиков – о невозможности вычленить ту часть расхода, которую нужно оставить в расчете налога на прибыль: «У вас есть расход, состоящий, грубо говоря, из 15 рублей, – привел на семинаре пример Владислав Синилов. – Я должен первую часть этих 15 рублей снять, последнюю или середку? Мы же говорим о расходе необоснованном, а не его части». Но наличие в главе 25 Налогового кодекса нормируемых расходов как раз доказывает, что расходы – это нечто делимое, нечто, что в целях налогообложения прибыли можно разбить на части. И одну часть включить в расчет налога, а вторую – нет. Но, как видно, делать это, скорее всего, придется через суд.

Исключая необоснованные по размеру расходы из расчета налога на прибыль целиком, доначисляя пени и налоговые санкции, инспектор дважды штрафует фирму: один раз явно, второй - скрыто

Суды нередко соглашаются считать рыночные цены критерием экономической оправданности затрат. Критерием, но не мерилом. Как отделить обоснованную часть расхода от необоснованной, суды умалчивают

Компания «Проф-Консультант» совместно с ФНС РФ, Минфином РФ и ФСКН РФ предлагает руководителям предприятий, финансовым директорам, а также главным бухгалтерам уже сейчас полностью подготовиться к любой налоговой проверке: выездной, камеральной, встречной. С этой целью организован семинар НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ. Записаться на семинар можно по телефону: 8 (495) 657-85-33

Начать дискуссию

Пенсии

Подписан закон о повышении пенсии военным пенсионерам

Повышение военных пенсий в России произойдет с 1 октября 2024 года.

Усовершенствован порядок установления и реализации экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

Президент подписал об этом федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ.

Госдума рассмотрит поправку об увеличении срока службы в армии для мигрантов

Госдума может до конца сессии рассмотреть поправку об увеличении срока службы в армии для новых граждан России до двух лет, сообщила пресс-служба нижней палаты

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Реклама

Блогеры с аудиторией свыше 10 тысяч человек будут регистрироваться в Роскомнадзоре

Если не передать в Роскомнадзор информацию о себе, то блогеры с аудиторией больше 10 тысяч человек не смогут легально размещать рекламу.

Бухгалтерская ответственность: серьёзная и многогранная

Если есть в нашей сфере специалисты, которые считают, что не несут никакой ответственности или она минимальна, они очень сильно ошибаются.

Центробанк нашел 3,5 тысяч нелегальных финансовых компаний

Половина нелегальных организаций — финансовые пирамиды, 30% — нелегальные кредиторы, а остальные — мошенники, которые выдают себя за форекс-дилеров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В сфере госзакупок наши больше 10 тысяч нарушений

Только 40% жалоб в ФАС на госзакупки были признаны обоснованными.

ГОСТ для ИЖС становится обязательным

С 1 августа 2024 года начинает полноценно действовать новый ГОСТ на индивидуальное загородное жилищное (ИЖС) строительство — ГОСТ Р 71392-2024.

Владельцы ЧЭМК не смогли оспорить решение суда об изъятии активов

Акции Челябинского электрометаллургического комбината передали в собственность государства, и оспорить это решение не удалось.

⚡️ Итоги дня: ученые создали костюм для обучения музыке и пересадили человеку полностью механическое сердце, а июль закончится магнитной бурей

Подготовили обзор главных событий дня — 29 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Упростили получение справки на ребенка для его законных представителей

Президент подписал федеральный закон от 08.07.2024 № 172-ФЗ с изменениями в ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как рассчитать точку безубыточности

Чтобы бизнес не прогорел, реализация должна быть на уровне, превышающем точку безубыточности.

Прокурор Татарстана потребовал «списки злодеев, которые систематически не платят налоги»

Бюджет Татарстана получил на 5,4% меньше налога на прибыль. За первые полгода ФНС собрала 83,3 млрд рублей.

Бесплатно с НДС

Можно ли заставить контрагента подать уточненную декларацию

Налогоплательщики иногда получают отказ по НДС-вычету, поскольку один из контрагентов исключил операцию из книги продаж. Можно ли что-то сделать в такой ситуации и как избежать ее в будущем?

Можно ли заставить контрагента подать уточненную декларацию

От финмодели к бюджету. Плюсы и минусы нормативно-драйверного подхода

В современном мире эффективное управление финансами — одна из ключевых задач для успешной работы любой организации. Но в последнее время, в условиях экономической неопределенности, компаниям становится все сложнее это делать.

От финмодели к бюджету. Плюсы и минусы нормативно-драйверного подхода

Внесены изменения в правила госучета транспортных средств

Владимир Путин подписал федеральный закон от 08.07.2024 № 174-ФЗ с изменениями в ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ» и отдельные законодательные акты.

Амнистия по дроблению бизнеса

С 12 июля действует амнистия для тех, кто использовал дробление в качестве налоговой оптимизации.

Налоговая амнистия начала работать с 12 июля 2024 года

По просьбе представителей бизнеса ФНС перенесла срок начала налоговой амнистии. Ее могут получить налогоплательщики, у которых решения налоговиков не вступили в силу на 12 июля 2024 года, а не на 1 января 2025 года.

Резюме бухгалтера в 2024 году: образец, как составить резюме специалисту с опытом работы и без

Не более десяти секунд потребуется опытному рекрутеру, чтобы оценить резюме. Можно ли за это время произвести правильное впечатление? Практика показывает, что вполне. В этом вам помогут готовые примеры резюме бухгалтера с комментариями профессионалов для опытных специалистов и образец для соискателей без опыта. Рассказываем, как правильно составить и какие профессиональные навыки бухгалтера указать в резюме.  

Резюме бухгалтера в 2024 году: образец, как составить резюме специалисту с опытом работы и без

Интересные материалы

У командированных в новые регионы повышенные суточные не облагаются НДФЛ

По п. 1 ст. 217 НК суточные не облагаются НДФЛ, но только в пределах лимита.