Учет в торговле

Скидки при продаже товаров

Скидки при продаже товаров - один из самых популярных методов привлечения покупателей и увеличения обЪема продаж. Тем более в период хронических зимне-весенних праздников. Понятие цены договора содержится в ГК РФ (ст. 424). По общему правилу сделка оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. Она может быть установлена как в момент заключения договора, так и на момент исполнения обязательства. Допускается изменение цены после заключения договора, в случае и на условиях, предусмотренных договором или законом. Например, стороны заключают договор, в котором определена цена за единицу товара, а также оговаривают ряд условий, при наступлении которых цена за единицу меняется.

Елена ТЮРИНА

Скидки при продаже товаров - один из самых популярных методов привлечения покупателей и увеличения обЪема продаж. Тем более в период хронических зимне-весенних праздников.

Понятие цены договора содержится в ГК РФ (ст. 424). По общему правилу сделка оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. Она может быть установлена как в момент заключения договора, так и на момент исполнения обязательства. Допускается изменение цены после заключения договора, в случае и на условиях, предусмотренных договором или законом. Например, стороны заключают договор, в котором определена цена за единицу товара, а также оговаривают ряд условий, при наступлении которых цена за единицу меняется.

Пример 1 Стороны заключили договор о поставке товара стоимостью 100 руб. за единицу (базовая цена). Поставки осуществляются в течение месяца на основании заявок высылаемых покупателем продавцу. Договором предусмотрены условия изменения цены. В случае отгрузки более:

   •   500 единиц товара в месяц базовая цена уменьшается на 2%;

   •   1000 единиц товара в месяц базовая цена уменьшается на 3%. В январе было отгружено товаров по трем заявкам.

По заявке N 1 отпущено 300 ед. товара по 100 рублей за единицу, всего на сумму 30 000 руб. (100 руб./ед. х 300 ед.). По заявке N 2 отпущено также 300 ед. товара, из них 200 ед. - по 100 рублей за единицу, на сумму 20 000 руб. (100 руб./ед. х 200 ед.) и 100 ед. - со скидкой 2%, т. е. по 98 руб. (100 руб. х (100% - 2%)) за единицу, на сумму 9800 руб. (98 руб./ед. х 100 ед.). Всего по заявке N 2 отпущено товаров на сумму 29 800 руб. (20 000 + 9800). По заявке N 3 отпущено 550 ед. товара. Из них 400 ед. - со скидкой 2% по 98 руб. за единицу, на сумму 39 200 руб. (98 руб./ед. х 400 ед.) и 150 ед. товара со скидкой 3% по 97 рублей за единицу, на сумму 14 550 руб. (97 руб./ед. х 150 ед.). Всего по заявке N 3 отпущено товаров на сумму 53 750 руб. (39 200 + 14 550). Договорная цена за январь месяц составила 113 550 руб. (30 000 + 29 800 + 53 750) за 1150 единиц


Конец примера 1.

Отметим, что при заключении публичных договоров (ст. 426 ГК РФ) по общему правилу цена должна быть одинаковой для всех покупателей. Если, например, организация розничной торговли обЪявила в средствах массовой информации или вывесила обЪявление в торговом зале о предоставлении определенных скидок, то эти скидки должны быть предоставлены любому покупателю. Если же она отказывается предоставить такие скидки, покупатель имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор с предоставлением скидки (ст. 445 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете формирование доходов осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. При этом величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п. 6.5 ПБУ 9/99). Если стороны договорились о цене со скидкой, то оплата будет осуществляться с учетом скидки. В этом случае доходы в бухгалтерском учете будут отражаться в сумме равной величине поступления, либо равной величине поступления плюс сумма дебиторской задолженности.

Факт предоставления скидки организацией, осуществляющей учет товаров по продажным ценам (такой учет ведут организации розничной торговли) отражается следующим образом:

Дебет 50 Кредит 90-1
- отражена сумма поступившей выручки от продажи товаров (по продажной цене с учетом скидки);
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогам НДС"
- начислен НДС по проданным товарам;

Дебет 90-6 субсчет "Налог с продаж" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу с продаж"
- начислен налог с продаж по проданным товарам;

Дебет 41 Кредит 42
- сторно на сумму предоставляемой скидки с продажной цены товаров;
Дебет 90-2 Кредит 41
- списана учетная стоимость проданных товаров с учетом скидки;
Дебет 90-2 Кредит 44
- отражена сумма расходов, связанных с продажей товаров;
Дебет счета 90-2 Кредит 42
- сторно на сумму торговой наценки по проданным товарам;
Дебет 90-9 (99) Кредит 99 (90-9)
- списан финансовый результат по операции продажи товаров: прибыль или убыток (в конце месяца).

Когда учет товаров осуществляется по покупным ценам, ведение счета 42 не осуществляется. Такой вид учета характерен для многих крупных супермаркетов, торгующих как продуктами питания, так и непродовольственными товарами. В этих магазинах обычно используется система штрих-кодирования и специальные кассовые терминалы, обеспечивающие ведение учета каждой единицы проданного товара. Факт предоставления скидки в организациях оптовой торговли, реализующем товары со скидкой отражается следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена задолженность покупателя за проданный товар (по продажной цене с учетом скидки);
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты с бюджетом" (76 субсчет "Налог на добавленную стоимость отложенный" - при уплате налогов по факту поступления оплаты) - отражена задолженность бюджету по НДС, относящемуся к проданным товарам;
Дебет 90-6 Кредит 68 субсчет "Налог с продаж" - отражена задолженность бюджету по налогу с продаж, относящемуся к проданным товарам за наличный расчет;
Дебет 90-2 Кредит 41 - списана стоимость товаров по их покупной цене;
Дебет 90-2 Кредит 44 - списаны расходы, связанные с продажей товаров;
Дебет 51, 50, (60 при проведении взаимозачета) Кредит 62
- поступили денежные средства за проданный товар (произведен взаимозачет за проданный товар);
Дебет 90-9 (99) Кредит 99 (90-9)
- списан финансовый результат по операции продажи товаров: прибыль или убыток.

Пример 2 Используем данные примера 1, дополнив их следующими сведениями: - фактическая себестоимость единицы товара, реализованного в январе, 55 руб. за единицу;
- расходы на продажу за январь месяц составили 20 500 руб. Организация определяет выручку в целях налогообложения по отгрузке. В январе в бухгалтерском учете продавца были произведены следующие записи:

По заявке N 1:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 30 000 руб. - отражена задолженность покупателя за товары;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 5000 руб. - начислен НДС по проданному товару;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 16 500 руб. (55 руб./ед. х 300 ед.) - списана себестоимость товаров, реализованных по заявке 1.
По заявке N 2:
Дебет 62 Кредит 90
- 29 800 руб. - отражена задолженность покупателя за товары;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 4967 руб. (29 800 руб. : 120% х 20%) - начислен НДС по проданному товару;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 16 500 руб. (55 руб./ед. х 300 ед.) - списана себестоимость товаров, реализованных по заявке N 2;
По заявке N 3:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 53 750 руб. - отражена задолженность покупателя за товары по заявке N 3;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 8958 руб. (53 750 руб. : 120% х 20%) - начислен НДС по проданному товару;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 30 250 руб. (55 руб./ед. х 550 ед.) - списана себестоимость товаров, реализованных по заявке N 3;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 20 500 руб. - списаны расходы на продажу;
Дебет 44 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог"
- 314 руб. (((30 000 + 29 800 + 53 750) : 120% х 100% - (16 500 + 16 500 + 30 250)) х 1%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 314 руб. - списан налог на пользователей автомобильных дорог;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 10 561 руб. (30 000 + 29 800 + 53 750 - 5000 - 4967 - 8958 - 16 500 + 16 500 + 30 250 - 20 500 - 314) - отражена прибыль от реализации товаров за январь.

Конец примера 2

Учитывая вышеприведенное можно констатировать:

  • скидки (накидки) отражаются в бухгалтерском учете отдельной проводкой только в том случае, если у продавца ведется учет товаров по продажным ценам с использованием счета 42;
  • если же учет товара ведется по покупным ценам, то факт предоставления скидки не отражается отдельной бухгалтерской проводкой, а начисление доходов осуществляется за минусом скидки или в сумме с накидкой.

Налоговые обязательства

В налоговом законодательстве порядок определения цены регулируется статьей 40 НК РФ. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, в ряде случаев налоговые органы вправе проверять соответствие указанной в договоре цены уровню рыночных цен. Они осуществляют ее:

   •   при совершении сделки между взаимозависимыми лицами (понятие взаимозависимых лиц дано в ст. 20 НК РФ);
   •   по товарообменным (бартерным) операциям;
   •   при совершении внешнеторговых сделок;
   •   при отклонении цены сделки более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Если в результате проверки цена сделки будет признана ниже рыночной, налоговый орган имеет право вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени исходя из рыночных цен. С другой стороны, при определении рыночной цены налоговые органы обязаны учитывать обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Под обычными скидками и надбавками понимаются скидки и надбавки применяемые всеми или большинством участников данного рынка, причем размеры этих надбавок (скидок) - сложившиеся. Например, могут учитываться скидки (накидки) в зависимости от условий сделок:
   •   количество (обЪем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательства, условия платежей, иные разумные условия;
   •   предоставленные в результате сезонных или иных колебаний потребительского спроса на товары (работы, услуг);
   •   предоставленные в связи с потерей товарами качества и иных потребительских свойств;
   •   предоставленные в связи с истечением (приближением даты истечения) сроков годности и реализации товаров;
   •   предусмотренные маркетинговой политикой. Например, при продвижении на рынке новых товаров (работ, услуг) или при продвижении товаров на новые рынки;
   •   предоставленные при реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителя.

При определении политики предоставления скидок, надбавок необходимо мотивировать порядок их применения с учетом вышеизложенных условий.

Маркетинговая политика

Одним из инструментов обоснования применения скидок (накидок) может являться маркетинговая политика предприятия. Рассмотрим более подробно содержание этого документа. Маркетинговая политика может включать разделы:

   •   схема распространения товаров;
   •   ценообразование;
   •   методы стимулирования продаж;
   •   организация послепродажного обслуживания;
   •   формирование общественного мнения о фирме и товарах.

В разделе "Методы стимулирования продаж" может быть рассмотрен порядок предоставления скидок как один из инструментов увеличения обЪемов продаж. Условия предоставления скидок могут определяться самыми разными факторами:

   •   покупателем товара:

   •  постоянный клиент;
   •  определенные категории населения (пенсионеры, молодежь);
   •  определенные юридические лица (благотворительная организация);
   •   самим товаром:  
 •   новый товар;
   •  товаров с истекшим или приближающимся сроком реализации;
   •  несезонный товар;
   •   местом реализации: 
  •  реализации на новых рынках;
   •  реализация на территории, удаленной от мести производства товара;

   •   суммой договора:

   •  скидки для оптовых покупателей;
   •  накопительные скидки;

   •   способом оплаты:

   •  оплата авансом;
   •  оплата с помощью кредитной карточки определенного банка;
   •   количеством товара;
   •   дополнительными (сопутствующими) товарами (услугами);
   •   наступлением определенного события (праздничные скидки) и т. д.

Пример 3 Организация, торгующая парфюмерной продукцией составляет и утверждает маркетинговую политику на последующие 3 года. Одним из основных ее разделов является - "Методы стимулирования продаж", в котором определятся порядок предоставления скидок (накидок покупателям).

Утверждаю
Генеральный директор
ОАО "ХХХ"
И. И. Иванов
___________________
"__"_________ 2001 г.

Маркетинговая политика 2002 - 2004 г. г.
План
I. Схема распространения товаров.
II. Ценообразование.
III. Методы стимулирования продаж.
IV. Организация послепродажного обслуживания.
V. Формирование общественного мнения о фирме и товарах.


:

III. Методы стимулирования продаж.
1. Скидки (накидки)
1.1. Сезонные скидки (накидки).
В целях определения периода действия сезонных скидок ввести следующие понятия и термины:
летний сезон - период с 15 мая до 15 сентября;
зимний сезон - период с 01 ноября до 01 марта;
межсезонный период - периоды с 15 сентября до 01 ноября и с 01 марта по 01 мая. В межсезонный период вся продукция реализуется по базовым ценам.

В летний период к продукции, пользующейся спросом в летнее время, применяется надбавка в размере 10%-15%, к продукции, пользующейся спросом в зимнее время, применяется скидка в размере до 50%. В зимний период к продукции, пользующейся спросом в зимнее время, применяется надбавка в размере 5-10%, к продукции, пользующейся спросом в летнее время, применяется скидка в размере до 30%. За один календарный месяц до начала летнего и зимнего периода отдел маркетинга составляет списки товаров, пользующихся спросом в зимнее и летнее время. В списках указывается наименование, номенклатура товара, базовая цена, скидка (накидка) применяемая в предстоящий сезон.

В графике документооборота предусмотреть порядок составления списков товаров, пользующихся спросом в зимнее и летнее время порядок, передачи информации в отдел рекламы, в торговые залы, контроля за своевременностью и обоснованностью заявленной информации.

1.2. Праздничные скидки
Покупателям предоставляются праздничные скидки.
Новогодние скидки:
период действия с 01 декабря по15 января;
скидки представляются на все товары в размере 5%.
Скидки ко дню 8-е Марта:
период действия с 01 марта по 08 марта;
предоставляется скидка 5% на парфюмерную продукцию для женщин.
Скидки ко дню 23 февраля:
период действия с 15 февраля по 23 февраля;
предоставляется скидка 5% на парфюмерную продукцию для мужчин.
И т. д.

В графике документооборота предусмотреть порядок передачи информации в отдел рекламы, в торговые залы, контроля за своевременностью и обоснованностью заявленной информации.


:
Составил зав. отделом маркетинга        П. П. Петров


Конец примера 3.

При формировании цен в соответствии с утвержденной маркетинговой политикой у налоговых органов не должны возникать основания для признания применяемых с учетом скидок (накидок) цен несоответствующим рыночным.

Начать дискуссию