Налоги, взносы, пошлины

Выпишем журналы без ущерба для прибыли

Помогите разрешить такую проблему. Наша фирма применяет упрощенку. Как правильно учесть подписку на периодические издания? Может быть, мне оформить ее на сотрудника (например, бухгалтера) и компенсировать ему эти затраты? Подскажите, пожалуйста, какой вариант будет наиболее приемлемым.

Дорогая редакция!

Помогите разрешить такую проблему. Наша фирма применяет упрощенку. Как правильно учесть подписку на периодические издания? Может быть, мне оформить ее на сотрудника (например, бухгалтера) и компенсировать ему эти затраты? Подскажите, пожалуйста, какой вариант будет наиболее приемлемым.

Елена Пирогова, ООО «Аканто-М»

Ирина Перелетова, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая группа “Зеркало”»

Вариант с оформлением подписки на сотрудника на сегодняшний день самый оптимальный при УСН. Вы совершенно правомерно компенсируете ему такие расходы и отнесете их на затраты на оплату труда (ст. 163, 164 ТК). Иногда налоговые органы настаивают на уплате с подобных компенсаций работникам НДФЛ и ЕСН (в вашем случае — отчислений в ПФР). Однако на сегодняшний день на эту тему есть ряд разъясняющих писем Минфина и ФНС (Минфина от 2 марта 2006 г. № 03-05-01-04/43 и УМНС по г. Москве от 5 мая 2004 г. № 28-11/30684). В них указано, что делать этого не нужно. Кроме того, данный вывод вытекает из законодательства (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК и п. 2 ст. 10 закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Некоторые специалисты в периодической печати рекомендуют еще два пути учета расходов на подписку при использовании УСН: как расходы по покупке основных средств и как расходы по оплате услуг связи. Однако против первого варианта письмо Минфина от 14 февраля 2005 г. № 03-03-02-04/1/40. Авторы разъяснений ссылаются на то, что бухгалтерские журналы к основным средствам не отнесены (постановление правительства от 1 января 2002 г. № 1). Это спорное утверждение. Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов» ОК 013-94, периодические издания входят в состав основных фондов организаций. Этот способ не очень удобный, так как сопряжен с серьезной бумажной волокитой. На каждое полученное издание придется составить акт о приеме-передаче основного средства по форме ОС-1, а также оформить инвентарные карточки (форма ОС-6 или ОС-6а).

Учитывать расходы на подписку в качестве затрат на почтовые услуги в принципе позволяет ОКВЭД. Согласно классификатору, подписку на периодические издания относят к услугам связи (код 64.11.14). Никаких разъяснений от уполномоченных органов на эту тему нет. Поэтому налоговые риски могут оказаться более значительными, чем при учете этих же расходов в качестве компенсационных выплат сотруднику.

 

Елена Юдевич, начальник консультационного отдела департамента аудита ЗАО «СВ-Аудит»

Перечень расходов, позволяющий уменьшить единый налог при упрощенке, установлен статьей 346.16 Налогового кодекса и носит закрытый характер. При этом затраты на подписку в нем отсутствуют. Следовательно, уменьшать налогооблагаемую базу при УСН в части расходов на периодику нельзя. Такое мнение высказал Минфин в письме от 14 февраля 2005 г. № 03-03-02-04/1/40.

Но если оформить подписку на одного из своих сотрудников, организация может признать такие затраты при расчете налога (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК), то есть как расходы на оплату труда (ст. 255 НК).

Однако при этом необходимо соблюсти некоторые формальности. Так, условие о том, что подписку оплачивает работник, а предприятие компенсирует ему указанные затраты, должно быть отражено и в коллективном, и трудовом договоре с конкретным работником. При этом перечень выписываемых изданий следует утвердить приказом руководителя.

 

Дмитрий Васильев, главбух Фонда ИФРУ

Перечень расходов, на которые разрешают уменьшить доходы, является закрытым и не подлежащим расширению. Возможные расходы поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Расходы на подписку на периодические печатные издания этим перечнем не предусмотрены. Значит, налогоплательщик не в праве уменьшить свои доходы.

Можно, конечно, и компенсировать эти расходы, выписав журнал на имя сотрудника. Кроме этого есть еще один вариант: просто оформить сотруднику премию, заплатить пенсионные взносы с суммы выплаты (14%) и удержать подоходный налог (13%). Чтобы точно компенсировать всю сумму, нужно рассчитать ее, разделив стоимость подписки на 0,87, и подготовить приказ на премию. Так удастся избежать разбирательств с налоговиками.

Учет периодической литературы упрощенцем — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Специалисты советуют выбрать вариант с оформлением подписки на сотрудника фирмы, но предлагают и другие способы решения проблемы. Арбитражной практики по этому вопросу очень мало. Поэтому важно узнать, как эту ситуацию видят в налоговых инспекциях.

ИНФНС №4

С точки зрения законодательства вы не можете уменьшать единый налог на сумму подписки. Перечень в статье 346.16 не позволяет это сделать. Считаем, что при применении упрощенной системы налогообложения такой вид расходов возможен только за счет чистой прибыли организации.

В состав основных средств периодика не входит (ПБУ 6/01), и на нее нельзя начислять амортизацию независимо от стоимости (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК). Так что такой вариант тоже не годится.

ИНФНС №35

Специальную литературу вряд ли можно отнести к дорогостоящему имуществу. Ведь цена даже годовой подписки, как правило, не выходит за рамки 20 тысяч рублей. То есть можно списать их стоимость на бухгалтерские затраты единовременно.

В принципе причислить журналы к категории основных средств со всеми вытекающими последствиями ничего не мешает, потому что они соответствуют критериям, установленным в ПБУ 6/01. Хотя против такого способа высказался Минфин.

Налоговики, что неудивительно, заботятся о наполняемости родного бюджета. С помощью специалистов нам все-таки удалось найти оптимальные пути решения вопроса. Итак, наиболее простой способ для «упрощенной» фирмы — учесть периодику, выписав журнал на бухгалтера. Потом компенсировать ему эти расходы. Не забудьте соблюсти все необходимые меры при оформлении оправдательной документации (приказ руководителя, пропишите данное условие в трудовом договоре).

Для компаний, применяющих общую систему налогообложения, Минфин в письме от 15 мая 2006 г. № 07-05-06/116 (полный текст документа можно посмотреть в справочной правовой системе КонсультантПлюс) указал, что можно списать единовременно бухгалтерскую литературу в числе прочих расходов. Правда, если она стоит 11 тысяч рублей за единицу. Однако цена подавляющего большинства журналов существенно ниже этой суммы. Для упрощенцев же готового рецепта Минфин не приготовил.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию