223-ФЗ

Ошибки в условиях госзакупок по закону №223-ФЗ: примеры из практики за 2021‒2023 годы

Заказчиков наказывали за то, что они слишком детализировали требование к опыту. Также они незаконно предусматривали право на запрос дополнительных сведений у участников до подведения итогов. Подробнее об этих и других ситуациях читайте в статье.
Ошибки в условиях госзакупок по закону №223-ФЗ: примеры из практики за 2021‒2023 годы
freepik/freepik

Опыт

В практике нередки случаи, когда требование к опыту устанавливают неправильно, например излишне детализируют. Так, заказчик приобретал услуги по уборке корпусов университета.

Часть из них – объекты культурного наследия. ВС поддержал суды, которые посчитали, что нельзя оценивать опыт только по договорам, где сходные услуги оказывали на таких объектах образовательных организаций:

  • в техзадании нет особых требований к порядку оказания услуг. Потребность в детализации не обосновали;

  • уборка учебных корпусов не отличается от той, что проводят на иных объектах массового посещения людей.

Отметим, есть пример, когда ВС согласился с противоположной позицией судов по сходному спору. Доводы об особенностях объекта оказания услуг сочли убедительными.

Запрос дополнительных сведений у участников закупки

Девятый ААС нашел нарушение в том, что в документации и положении о закупке установили право заказчика на запрос дополнительных сведений у участников тендера до подведения его итогов. Например, уточняющих информации и документов о предлагаемом товаре, работе или услуге.

Кассация оставила решение без изменения.

Суд отметил:

  • участие в закупке зависит от воли заказчика, поскольку он может применять такое право не в равной степени ко всем участникам;

  • в документации нет порядка дополнительного запроса сведений;

  • Закон №223-ФЗ не разрешает проводить такой запрос до подведения итогов закупки.

Сходную позицию высказывали также ФАС, Иркутское и Самарское УФАС. Однако Московское УФАС посчитало иначе.

Отметим, в практике есть пример, когда ВС поддержал суды (определение ВС от 09.06.2022 № 305-ЭС22-7977 по делу №А40-79631/2021), которые решили, что именно дополнительный запрос информации помог участнику незаконно победить в закупке.

Объем запрашиваемых у него сведений сильно отличался по сравнению с другими участниками.

Требование образцов товара

ФАС (решение ФАС от 24.05.2021 № 223ФЗ-263/21), 2 ААС (постановление Второго ААС от 20.06.2022 № 02АП-4127/2022 по делу №А28-2555/2021) и 11 ААС (постановление Одиннадцатого ААС от 28.11.2022 № 11АП-15211/2022 по делу №А49-2445/2022) считают, что при подаче заявок нельзя требовать образцы продукции.

Этого нельзя делать, в частности, потому, что такое условие обязывает участника приобрести или изготовить продукцию заранее.

Закон №223-ФЗ не обязывает иметь ее при подаче заявки.

Безальтернативный способ обеспечения заявки

ВС поддержал суды (определение ВС от 13.01.2023 № 305-ЭС22-26745 по делу №А40-208472/2021), которые решили, что требование конкурентной закупки об обеспечении заявки только деньгами незаконно.

Это объяснили тем, что оно:

  • не гарантирует выбор более надежного поставщика и качество исполнения договора, который заключат по итогам закупки;

  • не дает право выбрать иной способ обеспечения по Закону №223-ФЗ;

  • ограничивает конкуренцию, так как не у всех участников есть нужная сумма.

Отметим, ВС и ранее поддерживал сходную позицию (определение ВС от 12.12.2022 №305-ЭС22-23885 по делу №А40-210658/2021).

Однако, 9 ААС высказывал иное мнение (постановление Девятого ААС от 11.10.2021 №09АП-59340/2021 по делу №А40-32968/2021).

Начать дискуссию