Во многих регионах за последнее время отмечается очередная волна жалоб на т. н. «псевдопроверки со стороны коммунальных организаций», после которых многих граждан убеждали приобрести дорогостоящее оборудование, будто бы необходимое сейчас к установке в жилых помещениях с целью обеспечения безопасности.
В итоге окончательной инстанцией для таких жалоб, как правило, выступает суд.
Приведу один из недавних примеров того, как разбираются сейчас споры между обманутыми гражданами и недобросовестными продавцами.
После визита граждан, назвавших себя «сотрудниками газовой службы», пенсионерка приобрела у них целый комплект защитных устройств: сигнализаторы загазованности, предохранительный клапан с электромагнитным управлением, систему помощи «IZITOPER» и охранно-пожарное устройство – всего на сумму 67 200 рублей.
Ей объяснили, что все эти устройства, с точки зрения закона, являются сейчас обязательными для владельцев жилых помещений.
Но спустя некоторое время гражданка выяснила, что никаких законодательных предписаний по поводу установки таких защитных устройств не было.
Она обратилась к ИП, с которым заключила договор купли-продажи, с требованием вернуть деньги и расторгнуть договор, но получила отказ.
Тогда женщина подала в суд исковое заявление о признании сделки недействительной, т. к. заключила она ее под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК).
Суд признал, что обстоятельства приобретения спорных товаров по итогам их демонстрации в квартире истца, а также сама личность истца и факт быстрого обращения покупателя к продавцу по поводу расторжения договора действительно свидетельствовали о том, что женщина была введена в заблуждение относительно необходимости этих товаров в быту.
При этом разумно и объективно оценивая ситуацию, женщина не заключила бы сделку, зная о действительном положении дел.
Иск пенсионерки удовлетворили и обязали продавца вернуть деньги (Волгоградский облсуд, дело № 33-13687/2021).
Следует учитывать, что о каждой проверке коммунальные организации, обслуживающие потребителей, обязаны уведомлять их заблаговременно.
При наличии малейших сомнений в том, что перед вами действительно стоят представители названной ими коммунальной организации, можно потребовать от них предъявить удостоверение, а также позвонить в свою управляющую организацию или ту компанию, с которой у вас заключен соответствующий договор, и уточнить, действительно ли проводятся какие-то проверки.
Начать дискуссию