ФСБУ Аренда

Отчет за 2022 год с учетом ФСБУ 25/2018: что важно знать при составлении отчета

До 31.03.2023 нужно сдать финансовые отчеты по прошлому году. Работы прибавится особенно тем бухгалтерам, у которых на балансе числится арендованное имущество, или компания занимается сдачей в аренду помещений или других объектов учета.
Отчет за 2022 год с учетом ФСБУ 25/2018: что важно знать при составлении отчета
Иллюстрация: ООО «Контур Систем»

Разбираемся, что обязательно нужно учесть при составлении отчета.

ФСБУ 25/2018 с изменениями от 7 августа 2022

ФСБУ 25/2018 касается всех фирм и организаций, у которых есть действующие обязательства аренды, субаренды, лизинга. Новый порядок бухучета затронет собственников объектов аренды и субаренды, арендаторов.

Исключения:

  • Земельные недра.

  • Геологическая разведка.

  • Интеллектуальная собственность.

  • Концессионные соглашения.

  • Бюджетные организации.

Для них ФСБУ 25/2018 не применяется.

Список арендных платежей открытый, там отображаются все арендные транзакции. Но к основным, обязательно отражающимся в отчете, относятся:

  • Фиксированные платежи, из которых вычитаются издержки арендатора на амортизацию.

  • Платежи с переменными индексами, процентными ставками.

  • В случае неденежной оплаты, указывается справедливая стоимость.

  • Все платежи, возникающие со сменой сроков.

  • Платежи при выкупе объектов аренды у собственника-арендодателя.

В августе 2022 внесены дополнения:

  1. Все суммы НДС теперь не указываются. До августа нужно было указывать невозмещаемый НДС.

  2. Арендатор сам выбирает, как переоценивать основную группу средств ППА или не делать этого вовсе. До августа переоценка ППА проводилась в обязательном порядке.

Быстро подготовить отчет можно в Контур.Экстерн.

Подключите систему в сервисном центре «Контур Систем»:

  • Всегда самые выгодные акции. Оплатите 1 год работы в сервисе – второй получите в подарок.

  • Дополнительная техническая поддержка.

  • Персональный менеджер.

  • Реферальное партнерство с клиентом.

  • Бонусы для постоянных клиентов.

Что отображает в отчете арендатор

При составлении отчета по ФСБУ 25/2018 сразу оформляется право пользования активом (ППА). Арендующий сразу фиксирует ППА при получении объекта аренды. Проводить учет нужно для основных средств, а также капитальных вложений. Учет ППА ведется на счете 01 «основные средства» или 08 «вложение во внеоборотные активы». ППА оценивают исходя из фактических затрат.

  • Издержек на доставку арендуемого имущества, которые несет арендатор (сюда же относятся монтаж и настройка).

  • Оценочных обязательств, возникающих при демонтаже и природоохранных издержках.

Арендные обязательства рассчитывают на основании дисконтирования. Период расчета не должен превышать период формирования бухгалтерской отчетности. Чаще всего это 12 месяцев, но проводить дисконтирование допустимо при необходимости. В ситуации, если срок аренды короче, дисконтирование платежей не требуется.

Ставку дисконтирования считают по стандартному порядку:

  1. Оценивается справедливая стоимость ППА к завершению срока договора.

  2. При указании в договоре гарантированного выкупа, из справедливой стоимости в момент окончания аренды вычитается сумма выкупа.

  3. Вычисляется потенциальная экономическая выгода арендованного имущества. Это будет разница показателей из первых двух пунктов, т. е. негарантированная ликвидационная стоимость арендованных объектов.

  4. Из нынешней справедливой стоимости вычитается негарантированная ликвидационная стоимость. При правильном расчете она совпадает с суммой транзакций по аренде с учетом дисконтирования.

  5. Высчитывается ставка дисконтирования, приравнивающая все номинальные платежи к разности, получившейся в п. 4.

Не менее важно учесть амортизацию ППА. Она проводится по основным средствам также, как и для собственных средств организации, но только при схожем типе ППА объектов аренды компании. Если арендатор не будет выкупать объекты аренды, то время их полезного использования не превышает срока договора.

Амортизацию относят к постоянным текущим расходам и считают назначение ППА. Договорные обязательства также могут корректироваться.

Корректировка проводится по двум пунктам:

  1. Суммарное увеличение по всем процентам по ставке дисконтирования. При окончании договора суммарные платежи должны быть максимально близки нормальной стоимости. Проценты учитывают в текущих платежах;

  2. Уменьшение на все проведенные по факту транзакции за аренду.

Ведение бухучета у арендодателя

Бухгалтерский учет арендодателя зависит от того какой вид аренды прописан в договоре финансовая или операционная.

При финансовой аренде выгоды и риски несет арендующая объекты сторона.

Условия финансовой аренды:

  • прописана смена собственника;

  • можно выкупить объекты аренды по цене меньше справедливой стоимости;

  • фактическое пользование объектов аренды происходит все время полезного использования или арендатор обладает этим правом;

  • во время заключения соглашения справедливая стоимость близка арендным транзакциям в будущем;

  • право использования имущества без изменений закреплено за организацией, арендующей объекты;

  • арендатор вправе продлить договор и оплатить арендованные объекты ниже рынка.

Список условий открытый и может дополняться.

К финансовой аренде добавляется еще пункт бухучета – инвестиции в аренду. Правильное отображения в отчетах высчитывает валовую стоимость инвестиции, фактически равной сумме в номинальном выражении.

Валовая стоимость тоже подлежит переоценке. Ставка дисконтирования высчитывается так, чтобы приведенная валовая стоимость равнялась справедливой стоимости арендованных объектов на момент окончания договора. Инвестиции отображаются в бухучете как по чистой стоимости, так и с учетом дисконтирования.

Принципиальное отличие операционной аренды – риски и выгоды за арендодателем.

Условия операционной аренды:

  • срок полезного использования превышает время договора;

  • свойства арендованных объектов неизменны с течением времени. Этот пункт касается, преимущественно, потребительских свойств, например, у картин, коллекционных объектов, земли и т.д.;

  • справедливая стоимость при подписании договора превышает платежи, планируемые за аренду.

Бухучет операционной аренды проводится теми же методами, что и до заключения договора. Доходы допустимо прописывать равномерно или признавать другим удобным образом.

Для сдачи отчетности вам потребуется электронная подпись. Получить сертификат без визита в налоговую вы сможете в нашем Удостоверяющем центре.

В Экстерне руководитель может подписать отчет дистанционно. Бухгалтер прямо из сервиса отправляет отчет на подпись. Руководитель получает ссылку на e-mail, переходит в ограниченную версию Экстерна и подписывает отчет своим сертификатом. Бухгалтер видит статус отчета.

Упрощенный вариант аренды

Этот вариант доступен для малого бизнеса и микропредприятий.

Упрощенная схема для арендатора признает издержки на доставку, монтаж и настройку, а также на демонтаж и мероприятия по охране природы, которые можно списать на текущие расходы.

А арендодатель, ведущий упрощенный учет, в праве сразу приписать все арендные транзакции на операционную аренду. Исключаются две ситуации: если прописано изменение права собственности и когда арендатор имеет возможность выкупить ППА сильно ниже справедливой стоимости по рынку. Для таких договорных обязательств упрощенный бухучет провести не получится.

Упрощенный учет арендованного имущества применяется, если:

  • время аренды менее одного календарного года;

  • стоимость объекта по рынку не более 300 000 рублей;

  • у арендатора имеется возможность ведения бухучета по упрощенной схеме.

Пункты 1 и 2 допустимо применять всем компаниям, даже если они работают по общим правилам бухучета. В этих случаях транзакции учитываются равномерно при получении актов от арендодателя.

Для упрощенного бухучета ППА важно правильно составить договор. Там не прописывается:

  • право перехода объектов аренды в собственность арендатора;

  • возможность сдачи объектов в субаренду;

  • право выкупа арендованных объектов по стоимости, ниже справедливой.

Порядок заполнения финансового отчета для арендатора

При заполнении отчета обязательно раскрыть:

  1. Порядок расчета переменных арендных платежей.

  2. Правила для начисления процентов при возникновении задолженности.

  3. Компенсацию затрат при обслуживании, а также улучшения арендованных объектов, порядок их формирования.

  4. Ограничения на использование объектов аренды, прописанные в договоре.

  5. Информацию на право ведения упрощенного бухучета обязательств по аренде.

  6. Информацию о дополнительных тратах на объект аренды, понесенные арендатором.

  7. Данные о пересмотре арендных обязательств, если они возникали в отчетный период.

Порядок заполнения финансового отчета для арендодателя

Арендодатель заполняет пункты 1 – 4, указанные выше, и дополнительно раскрывает:

  • Валовую и чистую стоимость инвестиций в финансовой аренде.

  • Предполагаемые поступления денег за аренду, издержки, предполагаемые при смене собственника арендованного имущества.

  • Общий доход по операционной аренде. Переменные платежи, выделяются отдельно.

  • Порядок, по которому организовано управление возможными рисками, которые могут возникнуть.

Итог

Переход на стандарт ФСБУ 25/2018 происходит ретроспективным методом. Организация может пересчитать все заключенные и исполняемые договоры ретроспективно, но с применением новых правил, кроме ситуаций:

  • Если договор закончился в 2022 г.

  • Фирмы с упрощенным бухучетом могут перейти на ФСБУ 25/2018 перспективно, но только по обязательствам, вступающим в силу с 01.01.2022.

  • Если арендатор проведет оценку справедливой стоимости ППА, дисконтирует номинальную стоимость, отразит платежи в бухучете, спишет разницу между ППА и обязательствами по аренде как нераспределенную прибыль, то можно перейти на упрощенный учет.

Реклама: ООО «Контур Систем» ИНН 7714489870 erid: LjN8K1K8m

Криптовалюта

С 1 ноября 2024 года в России введены новые нормы для майнинга криптовалют

Цифровая валюта будет рассматриваться как имущество для целей налогообложения.

Комментарии

3
  • krisss

    Не знаю, по мне - так всё понятно

  • Вера

    В статье очень много некорректных формулировок, как в отношении правил ведения бухгалтерского учета, так и в отношении русского языка ! Кажется, что здесь применили неудачный "автопереводчик" какой-то статьи с иностранного языка, так много некорректностей и опечаток 😟