ФСБУ Аренда

Отчет за 2022 год с учетом ФСБУ 25/2018: что важно знать при составлении отчета

До 31.03.2023 нужно сдать финансовые отчеты по прошлому году. Работы прибавится особенно тем бухгалтерам, у которых на балансе числится арендованное имущество, или компания занимается сдачей в аренду помещений или других объектов учета.
Отчет за 2022 год с учетом ФСБУ 25/2018: что важно знать при составлении отчета
Иллюстрация: ООО «Контур Систем»

Разбираемся, что обязательно нужно учесть при составлении отчета.

ФСБУ 25/2018 с изменениями от 7 августа 2022

ФСБУ 25/2018 касается всех фирм и организаций, у которых есть действующие обязательства аренды, субаренды, лизинга. Новый порядок бухучета затронет собственников объектов аренды и субаренды, арендаторов.

Исключения:

  • Земельные недра.

  • Геологическая разведка.

  • Интеллектуальная собственность.

  • Концессионные соглашения.

  • Бюджетные организации.

Для них ФСБУ 25/2018 не применяется.

Список арендных платежей открытый, там отображаются все арендные транзакции. Но к основным, обязательно отражающимся в отчете, относятся:

  • Фиксированные платежи, из которых вычитаются издержки арендатора на амортизацию.

  • Платежи с переменными индексами, процентными ставками.

  • В случае неденежной оплаты, указывается справедливая стоимость.

  • Все платежи, возникающие со сменой сроков.

  • Платежи при выкупе объектов аренды у собственника-арендодателя.

В августе 2022 внесены дополнения:

  1. Все суммы НДС теперь не указываются. До августа нужно было указывать невозмещаемый НДС.

  2. Арендатор сам выбирает, как переоценивать основную группу средств ППА или не делать этого вовсе. До августа переоценка ППА проводилась в обязательном порядке.

Быстро подготовить отчет можно в Контур.Экстерн.

Подключите систему в сервисном центре «Контур Систем»:

  • Всегда самые выгодные акции. Оплатите 1 год работы в сервисе – второй получите в подарок.

  • Дополнительная техническая поддержка.

  • Персональный менеджер.

  • Реферальное партнерство с клиентом.

  • Бонусы для постоянных клиентов.

Что отображает в отчете арендатор

При составлении отчета по ФСБУ 25/2018 сразу оформляется право пользования активом (ППА). Арендующий сразу фиксирует ППА при получении объекта аренды. Проводить учет нужно для основных средств, а также капитальных вложений. Учет ППА ведется на счете 01 «основные средства» или 08 «вложение во внеоборотные активы». ППА оценивают исходя из фактических затрат.

  • Издержек на доставку арендуемого имущества, которые несет арендатор (сюда же относятся монтаж и настройка).

  • Оценочных обязательств, возникающих при демонтаже и природоохранных издержках.

Арендные обязательства рассчитывают на основании дисконтирования. Период расчета не должен превышать период формирования бухгалтерской отчетности. Чаще всего это 12 месяцев, но проводить дисконтирование допустимо при необходимости. В ситуации, если срок аренды короче, дисконтирование платежей не требуется.

Ставку дисконтирования считают по стандартному порядку:

  1. Оценивается справедливая стоимость ППА к завершению срока договора.

  2. При указании в договоре гарантированного выкупа, из справедливой стоимости в момент окончания аренды вычитается сумма выкупа.

  3. Вычисляется потенциальная экономическая выгода арендованного имущества. Это будет разница показателей из первых двух пунктов, т. е. негарантированная ликвидационная стоимость арендованных объектов.

  4. Из нынешней справедливой стоимости вычитается негарантированная ликвидационная стоимость. При правильном расчете она совпадает с суммой транзакций по аренде с учетом дисконтирования.

  5. Высчитывается ставка дисконтирования, приравнивающая все номинальные платежи к разности, получившейся в п. 4.

Не менее важно учесть амортизацию ППА. Она проводится по основным средствам также, как и для собственных средств организации, но только при схожем типе ППА объектов аренды компании. Если арендатор не будет выкупать объекты аренды, то время их полезного использования не превышает срока договора.

Амортизацию относят к постоянным текущим расходам и считают назначение ППА. Договорные обязательства также могут корректироваться.

Корректировка проводится по двум пунктам:

  1. Суммарное увеличение по всем процентам по ставке дисконтирования. При окончании договора суммарные платежи должны быть максимально близки нормальной стоимости. Проценты учитывают в текущих платежах;

  2. Уменьшение на все проведенные по факту транзакции за аренду.

Ведение бухучета у арендодателя

Бухгалтерский учет арендодателя зависит от того какой вид аренды прописан в договоре финансовая или операционная.

При финансовой аренде выгоды и риски несет арендующая объекты сторона.

Условия финансовой аренды:

  • прописана смена собственника;

  • можно выкупить объекты аренды по цене меньше справедливой стоимости;

  • фактическое пользование объектов аренды происходит все время полезного использования или арендатор обладает этим правом;

  • во время заключения соглашения справедливая стоимость близка арендным транзакциям в будущем;

  • право использования имущества без изменений закреплено за организацией, арендующей объекты;

  • арендатор вправе продлить договор и оплатить арендованные объекты ниже рынка.

Список условий открытый и может дополняться.

К финансовой аренде добавляется еще пункт бухучета – инвестиции в аренду. Правильное отображения в отчетах высчитывает валовую стоимость инвестиции, фактически равной сумме в номинальном выражении.

Валовая стоимость тоже подлежит переоценке. Ставка дисконтирования высчитывается так, чтобы приведенная валовая стоимость равнялась справедливой стоимости арендованных объектов на момент окончания договора. Инвестиции отображаются в бухучете как по чистой стоимости, так и с учетом дисконтирования.

Принципиальное отличие операционной аренды – риски и выгоды за арендодателем.

Условия операционной аренды:

  • срок полезного использования превышает время договора;

  • свойства арендованных объектов неизменны с течением времени. Этот пункт касается, преимущественно, потребительских свойств, например, у картин, коллекционных объектов, земли и т.д.;

  • справедливая стоимость при подписании договора превышает платежи, планируемые за аренду.

Бухучет операционной аренды проводится теми же методами, что и до заключения договора. Доходы допустимо прописывать равномерно или признавать другим удобным образом.

Для сдачи отчетности вам потребуется электронная подпись. Получить сертификат без визита в налоговую вы сможете в нашем Удостоверяющем центре.

В Экстерне руководитель может подписать отчет дистанционно. Бухгалтер прямо из сервиса отправляет отчет на подпись. Руководитель получает ссылку на e-mail, переходит в ограниченную версию Экстерна и подписывает отчет своим сертификатом. Бухгалтер видит статус отчета.

Упрощенный вариант аренды

Этот вариант доступен для малого бизнеса и микропредприятий.

Упрощенная схема для арендатора признает издержки на доставку, монтаж и настройку, а также на демонтаж и мероприятия по охране природы, которые можно списать на текущие расходы.

А арендодатель, ведущий упрощенный учет, в праве сразу приписать все арендные транзакции на операционную аренду. Исключаются две ситуации: если прописано изменение права собственности и когда арендатор имеет возможность выкупить ППА сильно ниже справедливой стоимости по рынку. Для таких договорных обязательств упрощенный бухучет провести не получится.

Упрощенный учет арендованного имущества применяется, если:

  • время аренды менее одного календарного года;

  • стоимость объекта по рынку не более 300 000 рублей;

  • у арендатора имеется возможность ведения бухучета по упрощенной схеме.

Пункты 1 и 2 допустимо применять всем компаниям, даже если они работают по общим правилам бухучета. В этих случаях транзакции учитываются равномерно при получении актов от арендодателя.

Для упрощенного бухучета ППА важно правильно составить договор. Там не прописывается:

  • право перехода объектов аренды в собственность арендатора;

  • возможность сдачи объектов в субаренду;

  • право выкупа арендованных объектов по стоимости, ниже справедливой.

Порядок заполнения финансового отчета для арендатора

При заполнении отчета обязательно раскрыть:

  1. Порядок расчета переменных арендных платежей.

  2. Правила для начисления процентов при возникновении задолженности.

  3. Компенсацию затрат при обслуживании, а также улучшения арендованных объектов, порядок их формирования.

  4. Ограничения на использование объектов аренды, прописанные в договоре.

  5. Информацию на право ведения упрощенного бухучета обязательств по аренде.

  6. Информацию о дополнительных тратах на объект аренды, понесенные арендатором.

  7. Данные о пересмотре арендных обязательств, если они возникали в отчетный период.

Порядок заполнения финансового отчета для арендодателя

Арендодатель заполняет пункты 1 – 4, указанные выше, и дополнительно раскрывает:

  • Валовую и чистую стоимость инвестиций в финансовой аренде.

  • Предполагаемые поступления денег за аренду, издержки, предполагаемые при смене собственника арендованного имущества.

  • Общий доход по операционной аренде. Переменные платежи, выделяются отдельно.

  • Порядок, по которому организовано управление возможными рисками, которые могут возникнуть.

Итог

Переход на стандарт ФСБУ 25/2018 происходит ретроспективным методом. Организация может пересчитать все заключенные и исполняемые договоры ретроспективно, но с применением новых правил, кроме ситуаций:

  • Если договор закончился в 2022 г.

  • Фирмы с упрощенным бухучетом могут перейти на ФСБУ 25/2018 перспективно, но только по обязательствам, вступающим в силу с 01.01.2022.

  • Если арендатор проведет оценку справедливой стоимости ППА, дисконтирует номинальную стоимость, отразит платежи в бухучете, спишет разницу между ППА и обязательствами по аренде как нераспределенную прибыль, то можно перейти на упрощенный учет.

Реклама: ООО «Контур Систем» ИНН 7714489870 erid: LjN8K1K8m

Комментарии

3
  • krisss

    Не знаю, по мне - так всё понятно

  • Вера

    В статье очень много некорректных формулировок, как в отношении правил ведения бухгалтерского учета, так и в отношении русского языка ! Кажется, что здесь применили неудачный "автопереводчик" какой-то статьи с иностранного языка, так много некорректностей и опечаток 😟

  • Hatacha

    Статья понравилась, актуальная, нашла ответы на все вопросы по учету аренды.

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Интересные материалы

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.