Интервью

Наталья Жлобич: «Для меня бизнес - это образ жизни»

Медицина является одной из самых жизненно важных сфер современного общества, качество которой напрямую влияет на уровень жизни людей. В свою очередь, частная медицина – это сильный двигатель инноваций, помогающий активно расширять и улучшать общую систему здравоохранения.
Наталья Жлобич: «Для меня бизнес - это образ жизни»

О том, как построить успешный бизнес в этой области, особенностях сферы и «подводных камнях» мы поговорили с Натальей Жлобич, основателем и генеральным директором трех компаний по предоставлению медицинских услуг: ООО МЦ «КЛИНИКА НА ПИРОГОВА», ООО «Центр Медицины» и ООО «Вильдар».

Наталья, Вы открыли и успешно развиваете три компании в сферах здравоохранения и ветеринарии. Расскажите, пожалуйста, как к Вам пришла идея открыть бизнес именно в этом направлении?

– Можно сказать, что получилось все достаточно случайно. Мой муж – стоматолог, у него была маленькая стоматология на несколько кресел. Проанализировав рынок и оценив наши возможности, в определенный момент мы приняли решение расширить стоматологию до полноценного медицинского центра с предоставлением общих медицинских услуг.

Мы продали свою недвижимость и вырученные средства вложили в строительство. Таким образом, первую клинику мы открыли в 2015 году.

При этом хочу отметить, что все этапы мы прошли самостоятельно, без помощи посредников: строительство, лицензирование, запуск. Было непросто, но за счет этого сформировалось понимание всех необходимых в открытии медицинского центра процессов, поэтому дальше было уже намного проще.

После начали активно развиваться: развитие детской медицины, потом стационаров, диагностики – начали фокусироваться на оказании клиенту полноценной качественной медицинской помощи.

В 2018 году приобрели недвижимость под новый медицинский центр.

Несмотря на то что второй центр был примерно в 2 раза больше первого, реализация этого проекта проходила уже легко, потому что мы переняли принципы и подходы, использованные ранее. Я уже понимала, как лицензироваться, как открываться, как искать персонал и организовывать всю структуру работы. Можно сказать, что нового и необычного опыта второй медицинский центр не принес, но он стал отличным скачком в контексте масштабирования.

Ветеринарный центр открывать было так же просто?

– В некотором смысле прошлый опыт, конечно, помог. Но данное направление было уже принципиально новым для меня, соответственно, впечатлений оно принесло намного больше.

Изначально сама идея пришла следующим образом: у нас оставалось оборудование, которое по ряду причин мы не использовали, а также было определенное количество расходных материалов и препаратов на складах.

Было принято решение попробовать себя в ветеринарной сфере. В ветеринарии я вижу сейчас огромный потенциал, так как она дает много свободы мне с точки зрения предпринимательства.

К примеру, в данной сфере нет таких строгих стандартов и регулирования, нежели в сфере человеческой медицины, поэтому здесь я могу оперативно внедрять новые технические разработки, которые повышают эффективность ветеринарной помощи, так как на них не требуются лицензии регулирующих органов.

Вы сказали, что при строительстве первого медицинского центра использовали средства от продажи недвижимости. А как Вы относитесь к привлечению инвестиций?

– Я не рассматриваю привлечение инвестиций для развития собственного дела.

Ко мне поступали предложения даже в рамках крупных инвестиционных сумм, но я плохо переношу стороннее вмешательство в дела компании.

Конечно, развитие бизнеса в одиночку сопряжено с большим количеством трудовых и временных затрат. Но для меня бизнес – это образ жизни, это свобода действий и развития. Если я буду привлекать инвестиции, я очень рискую не сойтись с инвестором в целях деятельности компании, в характере последующего развития, подходах – тут очень много тонких вопросов и деталей.

Чтобы избежать потенциальных проблем с инвесторами, мы приняли решение, что будем развиваться исключительно на свои средства, которые берем из оборота компаний.

Вы взяли всю ответственность в свои руки. Скажите, пожалуйста, какие Вы встретили сложности на этом пути?

– Какое-то время было тяжело. Пришлось совмещать предпринимательскую деятельность и работу на местах – на ресепшене, к примеру. Но, с другой стороны, теперь я знаю тонкости работы сотрудников, так как увидела ее изнутри.

Если мы говорим про самое начало, про 2015 год, то тогда мне казалось, что постройка центра, оснащение его оборудованием, подбор персонала и запуск – это все необходимые для меня этапы, на которых основная работа заканчивается.

Сложность возникла, когда я поняла, насколько много дополнительных задач возникает в данной сфере после запуска проекта. Первоначально я погрузилась в юридические тонкости и вопросы нашей деятельности, после перешла к вопросу менеджмента организации.

Самые большие сложности возникли именно в работе с персоналом, но по мере прохождения курсов в данной области и личностного развития я начинала все лучше разбираться в этом комплексном вопросе. Соответственно, качество работы с сотрудниками и общие результаты компаний также росли.

Вы проделали огромный путь в развитии своих компаний. Скажите пожалуйста, на чем Вы фокусируетесь с точки зрения развития бизнеса сегодня?

–Сейчас, конечно, достаточно сложная ситуация на рынке. Но мы приняли решение, что в любом случае будем дальше вкладываться в развитие и обучение наших сотрудников, топ-менеджмента. Ориентируемся не только на обучение по управлению персоналом, но и на повышение квалификаций самого персонала.

Это очень важно, так как каждый сотрудник является ключевым звеном в работе с клиентом.

Например, администратор – это первое звено, к нему попадает пациент, и от качества работы администратора зависит, попадет ли пациент к необходимому врачу, какое первичное впечатление у него сложится от оказываемого сервиса.

Также мы работаем сейчас на перспективу в плане использования качественного оборудования.

В вопросе здравоохранения особенно важным является закупка и использование современного и эффективного оборудования.

Имея это оборудование, мы можем не только существенно улучшить качество предоставляемой медицинской помощи, но и привлечь новых высококвалифицированных специалистов, которые имеют соответствующие компетенции и которым интересно работать на современном оборудовании. Соответственно, с точки зрения бизнеса, это помогает привлечь клиентов, а также удержать их.

Какие конкурентные преимущества Вы выделяете у Ваших компаний?

– Это достаточно риторический вопрос. Если рассуждать глобально, то мы стараемся найти баланс между стоимостью наших услуг, финансовыми возможностями пациента и наличием квалифицированных кадров. На первый взгляд, это выглядит просто. Но не уйти в каком-то одном направлении очень тяжело.

Если завысить стоимость услуги – клиенты не пойдут, набрать персонал с низкой квалификацией – можно потерять лояльность клиентов, их доверие, испортить репутацию, которую особенно сложно восстановить в сфере здравоохранения.

Здоровье – это очень серьезная тема, а испорченная репутация клиники может навсегда отвернуть от нее клиентов.

В это же время нельзя обесценивать свои услуги. Тут дело не только в недополучении прибыли, но и в сокращении возможностей для закупки нового оборудования, развития и предоставления качественных услуг населению. Мы ориентированы на сохранение данного баланса, ведь от него напрямую зависит качество нашей работы.

В ветеринарной клинике мы делаем акцент на формировании команды, которая работает слаженно и ставит здоровье пациента на первое место. Так как в данной области необходимо заниматься разработкой собственных регламентов, стандартов, множество из которых не закреплены регулирующим органом, мы ориентируемся на уровень мировой медицины и постоянно улучшаем качество предоставляемых услуг. Клиенты это видят, чувствуют и выбирают нас.

Наталья, как Вы считаете, какие перспективы имеет сфера частного здравоохранения в ближайшие годы?

– Если бы Вы меня спросили об этом года 1,5 назад, я бы со всей уверенностью ответила, что будущее за превентивной медициной, телемедициной и искусственным интеллектом. И я говорила бы о ближайшем будущем.

Тренд на превентивную медицину, на раннюю диагностику и коррекцию образа жизни пациентов в соответствии с их предполагаемыми будущими хроническими заболеваниями уже начал формироваться. Мы бы все больше начинали работать на опережение и на предотвращение этих хронических заболеваний у пациентов. Для этого, конечно, необходимо приучать людей к тому, чтобы они активнее интересовались вопросами своего здоровья, чаще проходили медицинские осмотры. Предотвратить всегда легче, чем вылечить.

Тренд на развитие телемедицины также позволил бы сильно расширить рынок, создать дополнительные удобства как для клиентов, так и для специалистов: средства для удаленной диагностики в значительной мере помогают в анализе состояния пациентов и корректировке лечения.

Однако, на сегодняшний день кризисные ситуации и состояние рынка существенно влияют на развитие медицины в целом, а больше всего снижают темпы развития и внедрения инноваций. Сейчас сложно прогнозировать, в каком направлении пойдет рынок дальше. Но важно помнить, что кризисы всегда проходят. А будущее медицины – безусловно за развитием превентивных методов, удаленной диагностики и лечения, а также искусственного интеллекта.

Начать дискуссию