Обзоры для бухгалтера

Как открыть бизнес по онлайн-обучению. Пошаговая инструкция

Онлайн-обучение с течением времени становится все более популярным. А спрос, как известно, рождает предложение. Разберем, что следует учесть при открытии бизнеса по онлайн-обучению, каким требованиям нужно отвечать и как все правильно организовать.
Как открыть бизнес по онлайн-обучению. Пошаговая инструкция
Иллюстрация: freepik/freepik

Онлайн-обучение – что это

Прежде чем перейти к основной теме статьи, вкратце поясним, что из себя представляет онлайн-обучение и является ли такая деятельность образовательной.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная программа – это в первую очередь комплекс основных характеристик образовательного процесса: сроки, предметы, график обучения, способы и условия оценки результатов. Также образовательной программой можно назвать документацию, в которой отражено содержание, объем и результаты обучения.

Простыми словами, образовательная деятельность – образование, предоставляемое по определенной программе. А образовательная программа – перечень дисциплин с указанием сроков их прохождения, даты проведения занятий и показателей оценки знаний.

Отнесение онлайн-обучения к образовательной деятельности имеет значение только для получения лицензии.

Нужна ли лицензия для бизнеса по онлайн-обучению

Получать лицензию на онлайн-обучение нужно обязательно, если соблюдаются два основных условия:

  • Обучение производится по программе.

То есть, обучение ведется по утвержденному плану с расписанием занятий, а по его окончании выдается документ, подтверждающий факт прохождения обучения.

Разовые онлайн-уроки, консультации и репетиторство под это условие не подпадают.

  • Обучение осуществляет организация или ИП с наемными работниками (преподавателями).

Компании и ИП, привлекающие для оказания услуг наемных работников (преподавателей), должны получить лицензию на оказание образовательных услуг.

ИП, оказывающие услуги единолично, без привлечения других лиц, вправе вести деятельность без лицензии, даже если она ведется по программе и по результатам выдается документ об образовании.

При этом образовательная деятельность ИП должна обязательно фигурировать в ЕГРИП. Т.е. в реестре нужно указать соответствующий код ОКВЭД.

Например, 85.41 «Образование дополнительное для детей и взрослых», 85.42 «Образование профессиональное дополнительное» или более точные коды, их можно посмотреть в справочнике.

Влияет ли выдача документа об образовании на необходимость получения лицензии?

Раньше деятельность в виде разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающееся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, была освобождена от лицензирования.

Это условие было прямо прописано в п. 2 ст. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства от 18.10.2000 № 796. Но, данное положение утратило силу и в новом, действующем в настоящее время положении, данного условия нет.

При этом в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1490 приведен перечень видов деятельности по реализации обязательных программ. Всего в нем 20 пунктов.

И деятельность по оказанию разовых лекций, семинаров, уроков и стажировок без выдачи сертификата, в нем не прописана.

Можно сделать вывод, что такая деятельность лицензированию не подлежит.

Даже если выдавать сертификаты слушателям курса, например, такая деятельность не требует наличия лицензии. Если же вы решите выдавать дипломы государственного образца – лицензия потребуется.

Как организовать бизнес по онлайн-обучению

Открытие бизнеса по онлайн-обучению состоит из нескольких шагов:

  1. Выбор организационно-правовой формы.

  2. Выбор кодов ОКВЭД.

  3. Выбор режима налогообложения.

  4. Получение лицензии (при необходимости).

  5. Оформление сотрудников-преподавателей (при необходимости).

  6. Подключение онлайн-кассы

  7. Создание сайта и подключение оплаты на нем.

Выбор формы бизнеса

Можно рассмотреть 3 варианта организации бизнеса.

НПД (самозанятость)

Оптимальный вариант для физических лиц, которые планируют работать в одиночку и которым не нужна лицензия.

Такие лица могут быть репетиторами, вести курсы повышения квалификации, продавать собственные уроки и вебинары.

Но они не могут выдавать документ об образовании официального образца. Зато могут, например, по окончании обучения выдать именной сертификат, подтверждающий прохождение курса или прослушивание вебинара.

Минусы ведения бизнеса на НПД: нельзя выдать официальный документ об образовании, ограничен лимит по доходам (до 2,4 млн руб.), нельзя получить лицензию об образовании (если нет статуса ИП), невозможно нанять сотрудника по трудовому договору (по договору ГПХ – можно).

К плюсам можно отнести: возможность работы без статуса ИП (если не нужна лицензия), низкая налоговая ставка (4% с дохода от физлиц и 6% – по доходу от организаций и ИП), нет отчетности, не нужно платить страховые взносы, не нужна онлайн-касса.

Индивидуальный предприниматель

Статус предпринимателя понадобится чаще всего, если у вас вырос уровень доходов, вы решили нанять сотрудников и получить лицензию.

Для регистрации в качестве ИП нужно будет заполнить заявление по форме Р21001 и оплатить госпошлину в размере 800 руб.

Если ИП регистрируется удаленно: на сайте ФНС (с помощью квалифицированной электронной подписи) или через нотариуса, то госпошлину платить не нужно.

Из плюсов регистрации в качестве ИП: возможность получения лицензии и привлечения сотрудников по трудовому договору, простой порядок регистрации, отсутствие необходимости вести бухучет.

Из минусов (если ИП решил работать не на НПД): придется платить страховые взносы, сдавать отчетность, ведения налоговый учет (КУДиР – книгу учета доходов и расходов), потребуется онлайн-касса.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Самая сложная форма организации бизнеса по онлайн-обучению.

Актуальна, если бизнес планируется вести вместе с партнером и (или) привлекать инвестиции для его дальнейшего развития.

ООО, как правило, больше доверяют в части крупных контрактов, организация может открывать свои филиалы.

Процесс регистрации ООО более сложный и затратный.

Кроме заявления на регистрацию, потребуется разработать устав (или выбрать типовой), подготовить протокол собрания учредителей, учредительный договор, оплатить госпошлину в сумме 4 000 руб.

Кроме того, деньги ООО принадлежат обществу и не могут быть изъяты из него просто так. Прибыль общества распределяется между ее участниками в виде дивидендов с определенной периодичностью.

Также у ООО более сложный учет, организации обязательно ведут бухучет и сдают финансовую отчетность.

Выбор кодов ОКВЭД

При регистрации бизнеса нужно выбрать один основной ОКВЭД и неограниченное количество дополнительных.

Основным стоит указать код, соответствующий основному виду оказываемых услуг, а дополнительно – коды и других видов деятельности.

Например, основной код – 85.41 (Образование дополнительное детей и взрослых), а дополнительный 62.02 (Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий). Код должен содержать минимум 4 знака.

Перечень актуальных в 2023 году кодов ОКВЭД приведен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Для деятельности по онлайн-обучению подойдут следующие коды ОКВЭД:

Основной ОКВЭД

85.41

Образование дополнительное детей и взрослых

Подойдет любому виду обучения

Дополнительные ОКВЭД (они также могут быть и основными)

85.42

Образование профессиональное дополнительное

Для автошколы, инструкторов по вождению, курсов выживания, ораторства и скорочтения

62.02

Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий

Для курсов IT-специалистов, компьютерной грамотности для детей и взрослых, курсов по разработке ПО и т.п.

69.10

Деятельность в области права

Для онлайн-курсов для юристов, бухгалтеров, вебинаров по вопросам подготовки отчетности и т.д.

69.20

Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию

59.11

Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

Для создания обучающих видеороликов

59.20

Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений

Для создания аудио-книг

58.11

Издание книг

58.14

Издание журналов и периодических изданий

47.91

Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет

При продаже видеороликов и аудио-книг, а также различных образовательных материалов в Интернете (производство таких материалов не всегда подразумевает продажу, так что лучше перестраховаться и этот код добавить. Так точно не будет претензий по поводу того, что организация или ИП ведут деятельность, не указанную в реестре)

Выбор режима налогообложения

Для выбора доступны 4 системы налогообложения:

НПД

Самозанятость может применяться как обычными физлицами, так и ИП. На этом режиме действует освобождение от уплаты страховых взносов, сдачи отчетности (кроме отчетов Росстат для ИП), применения ККТ.

Самозанятые, получая оплату, фиксируют доход в приложении «Мой налог» и выдают клиенту чек. Налог за них рассчитывает ИФНС и отражает его в приложении.

Самозанятому остается лишь раз в месяц зайти в приложение и оплатить налог, либо настроить автоплатеж и налог будет сам списываться с карты ежемесячно.

ПСН (патентная система)

Применять ПСН могут только ИП при условии, что выбранный вид деятельности доступен для применения в регионе, где он будет вестись.

Для онлайн-обучения, которое, по сути, ведется удаленно и не имеет привязки к территории, субъект РФ следует выбирать по месту постоянной прописки ИП.

Стоимость патента зависит от региона и количества наемных работников.

Например, в Московской области патент на услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования детей и взрослых на год для ИП без работников стоит 59 808 руб., а с одним работником 62 508 руб.

Узнать стоимость патента в вашем регионе можно на сайте ФНС в специальном сервисе.

На ПСН нет отчетности, но нужно уплачивать страховые взносы, которые можно зачесть в счет стоимости патента. Также ИП на ПСН должны вести учет доходов в соответствующей книге.

На ПСН есть ограничения по доходу (не более 60 млн руб. в год) и сотрудникам (не более 15 человек).

Для получения патента необходимо подать в ИФНС субъекта по месту постоянной прописки заявление по форме, утвержденной приказом ФНС от 09.12.2020 № КЧ-7-3/891@

Патент можно получить на срок от месяца до года и стоимость его будет зависеть от срока, на который взят патент.

УСН

Могут применять и ИП, и ООО. Налог платится по ставке 6%, если выбран объект «доходы» и 15%, если выбран объект «доходы минус расходы».

В регионах ставка налога может быть существенно снижена, а также могут быть предусмотрены налоговые каникулы со ставкой налога 0%.

На УСН налог рассчитывается либо с полученного дохода (объект «доходы») либо с чистой прибыли (объект «доходы минус расходы»).

На УСН нужно уплачивать страховые взносы и сдавать отчетность (раз в год).

Платежи на упрощенке платятся по итогам: 1 квартала, полугодия, 9 месяцев (авансы) и налог по итогам года.

Организации и ИП на УСН должны также вести КУДиР.

Для применения УСН в ИФНС нужно направить заявление по форме 26.2-1, утвержденной приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Оно подается либо при регистрации бизнеса, либо в течение 30 дней после нее.

Также перейти на УСН или поменять объект налогообложения можно с нового календарного года, для этого до 31 декабря текущего года нужно подать заявление о переходе на упрощенку или смене объекта налогообложения.

Переход на УСН в середине года (кроме перехода на нее после утраты права на НПД) невозможен.

Лимиты по УСН в 2023 году: доходы – не более 251,4 млн руб. (с учетом корректировки на ежегодный коэффициент-дефлятор), численность персонала – до 130 человек, остаточная стоимость ОС – не более 150 млн руб.

Если доход на УСН составляет от 188,55 до 251,4 млн руб. , а численность работников от 100 до 130 человек применяются повышенные ставки: 8% на объекте «доходы» и 20% на объекте «доходы минус расходы».

АУСН (автоматизированная УСН)

Применяется данный режим пока только в 4 регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан.

На АУСН не нужно платить страховые взносы, сдавать отчетность, в том числе и за сотрудников, вести КУДиР, самостоятельно рассчитывать налог. Его ИФНС рассчитывает сама на основании данных, полученных от онлайн-кассы и банков.

Ставка по налогу составляет 8% для объекта «доходы» и 20% для объекта «доходы минус расходы». Платится он ежемесячно.

Применять АУСН могут ООО и ИП с численностью сотрудников не более 5 человек, доходом не более 60 млн руб. и остаточной стоимостью ОС не более 150 млн руб.

Получение лицензии (при необходимости)

Лицензию на ведение образовательной деятельности выдает Рособрнадзор или региональные ведомства по контролю образования.

Для ее получения нужно подготовить заявление, оплатить госпошлину 7 500 руб. и направить документы в соответствующее ведомство.

Форма заявления на получение лицензии по образовательной деятельности, приведена в Приложении № 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом Рособрнадзора от 27.09.2022 № 1029.

С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на сайте Рособрнадзора или в постановлении Правительства от 18.09.2020 № 1490.

Срок регистрации и проверки представленных для получения лицензии документов составляет 3 рабочих дня, а срок выдачи лицензии – 45 рабочих дней.

Оформление сотрудников-преподавателей (при необходимости)

Способ оформления сотрудников зависит от того, какую систему налогообложения применяет бизнесмен и от того, как оказываются услуги.

Для ИП на НПД доступно привлечение преподавателей только по ГПХ-договорам (договор оказания услуг), для остальных режимов налогообложения – ограничений нет.

Если планируется привлекать преподавателей на разовые онлайн-курсы или вебинары, то с ними оптимально заключать договоры ГПХ, а для постоянного сотрудничества выбора нет – только трудовой договор.

Стоит сказать лишь о том, что за наемных сотрудников ИП и ООО должны уплачивать в бюджет НДФЛ и страховые взносы, а также сдавать отчетность.

Подключение онлайн-кассы

Необходимость применения онлайн-кассы зависит от режима налогообложения и формы бизнеса.

Все организации обязаны применять ККТ, освобождение для них не предусмотрено.

Могут не применять ККТ ИП и физлица на НПД.

Предприниматели на патенте по виду деятельности, предусмотренному пп. 15 п. 2 ст. 346.43 НКслуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых), также могут работать без кассы, при условии выдачи документа, подтверждающего факт осуществления расчета (п. 2.1 ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Он должен иметь название, номер и реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ от 22.05.2003.

Что еще может потребоваться для организации бизнеса по онлайн-обучению

  • Открыть расчетный счет (для ООО – обязательно, для ИП – по желанию).

Выбор банка остается за предпринимателем. Стоит обратить внимание на размер регулярной платы по тарифу (абонентская плата), что в нее входит, на комиссии за переводы на карты физлиц (важно, если придется перечислять гонорары преподавателям или получать наличные для других текущих расходов).

  • Создать сайт и подключить онлайн-оплату.

Можно обойтись и без этого – вести группу / аккаунт в соцсетях, сделать простой сайт-визитку. Но вот прием платежей все равно придется организовать.

Для приема платежей в интернете существуют специальные сервисы, например Ю-касса, Robokassa, Яндекс. Касса. Принимать платежи можно с помощью QR-кодов и СБП.

Важно соблюдать законодательство и выдавать клиентам чек онлайн-кассы. Последняя может быть облачной.

Это значит, что она будет расположена где-то далеко от вас – у партнера, с которым вы заключите договор и будет передавать чеки клиентов виртуально (в смс, по электронной почте, в мессенджерах). Так обычно и работают сервисы по приему платежей в сети.

  • Разместить на сайте договор оферты, согласие на обработку персональных данных и пользовательское соглашение.

Это необходимо, чтобы пользователи сайта, клиенты знали условия работы с вами, получения услуг, оплаты и обработки их личных данных.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру