Коэффициент оборачиваемости собственного капитала – сущность показателя
Данный показатель отражает отношение выручки к среднегодовой стоимости капитала.
Он позволяет оценить, с какой интенсивностью осуществляется предпринимательская деятельность компании.
Рассматриваемый коэффициент может иметь значение для действующих и потенциальных инвесторов, партнеров, кредиторов, а также играть важную роль с точки зрения процедур внутрикорпоративной оценки качества менеджмента и анализа бизнес-модели.
Место коэффициента оборачиваемости капитала среди прочих показателей
Индикатор, рассматриваемый в данной статье, часто применяется наряду с иными коэффициентами оборачиваемости (оборотные активы, запасы, дебиторские долги, кредиторские долги, активы).
Оценка эффективности бизнес-модели компании, таким образом, может производиться, исходя из комплексного анализа значений соответствующих индикаторов.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала – формула расчета по балансу
Для вычисления коэффициента оборачиваемости собственного капитала компании понадобятся данные из:
бухгалтерского баланса (цифры по строке 1300 – по состоянию на начало и конец года);
отчета о финансовых результатах (показатели строки 2110).
С 01.06.2019 года применяются обновленные бланки бухгалтерской отчетности в редакци, утвержденной приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н.
Чтобы рассчитать оборачиваемость собственного капитала, формула по балансу для коэффициента (Ко) будет такова:
Ко = стр. 2110 / 0,5 × (стр. 1300 (начало года) + стр. 1300 (конец года)).
Что показывает коэффициент оборачиваемости собственного капитала
Как и в случае со многими другими индикаторами, имеющими отношение к выручке компании, выраженная в больших значениях (от 10 и выше) оборачиваемость собственного капитала показывает, что дела у компании в общем случае идут хорошо, в малых (менее 10) – свидетельствует, что имеют место возможные проблемы в бизнесе.
Однако это довольно приближенные значения. И вот почему.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала – один из самых значимых индикаторов, но в то же время это весьма неоднозначный показатель качества бизнес-модели компании.
Дело в том, что для одних фирм определенные величины данного показателя могут быть оптимальными, а для других – совершенно неприемлемыми.
Так, в ритейле или, например, в сфере строительства оборачиваемость собственного капитала показывается весьма высокой, вследствие чего коэффициент достигнет значения в несколько десятков единиц.
Однако при этом уровень рентабельности будет не слишком выдающимся в силу больших издержек. Поэтому любое снижение оборотов в данном случае весьма критично для бизнеса.
В свою очередь в консалтинге и иных сферах бизнеса, ориентированных на предоставление услуг, сумма выручки может быть весьма скромной, как и коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
Но владельцы бизнеса могут быть вполне довольны, так как компания, благодаря относительно низким издержкам, будет иметь неплохие показатели рентабельности.
Итоги
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает, с какой интенсивностью осуществляется предпринимательская деятельность компании.
У нормально функционирующего платежеспособного юрлица этот коэффициент должен быть не ниже 10.
Данные для определения коэффициента оборачиваемости собственного капитала берут из баланса предприятия, составленного на отчетную дату.
Комментарии
110 - это запредельно
6-8 для торговых, 4-5 для производства