Для коммерческих организаций План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. На его базе компании разрабатывают свой рабочий план счетов.
Бюджетные учреждения применяют Единый план счетов, разработанный Минфином специально для них. Он утвержден в приказе от 01.12.2010 № 157н. Иерархия бюджетного плана счетов отличается от «коммерческого» ПСБУ.
Наконец, есть план счетов управленческого учета. Это удобный инструмент для быстрого анализа финансового состояния предприятия, на базе которого составляют финансовые и управленческие отчеты для руководства компании.
Для управленческого ПС нет никаких нормативных документов, поэтому бухгалтеры и финансисты разрабатывают его самостоятельно.
Кто и какие планы счетов обязан утверждать
Для бухгалтерского учета
Все коммерческие предприятия, которые обязаны вести бухгалтерский учет методом двойной записи, должны утверждать рабочий план счетов в учетной политике.
За основу они берут План счетов от Минфина, но собирают счета так, как необходимо для бизнеса (подробнее об этом будем говорить дальше).
Отказаться от метода двойной записи могут лишь микропредприятия и некоммерческие организации. В этом случае план счетов не понадобится – утверждать его не придется. Об этом в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Индивидуальные предприниматели вести бухучет не обязаны вовсе, поэтому и план счетов им не нужен.
Для бюджетного учета
Бюджетные учреждения тоже обязательно включают план счетов в учетную политику. В нем они указывают счета, которые применяют в учете.
Для управленческого учета
Управленческий план счетов сам по себе добровольный элемент. Его может и не быть в компании вовсе. Тем более нет обязанности включать такой план счетов в учетную бухгалтерскую политику.
Но если вы решили вести управленческий учет в организации, то его методику и все используемые документы лучше закрепить в отдельной учетной политике для целей управленческого учета. В нее же стоит добавить и разработанный управленческий план счетов.
Сомневаетесь, как лучше организовать ведение бухгалтерского и управленческого учета, чтобы не делать двойную работу? Задайте вопрос экспертам Клерка и получите подробный ответ от самых авторитетных главбухов и аудиторов. Подключите Клерк.Консультации.
План счетов для бухучета коммерческой организации: общая структура и рабочий вариант
В приказе Минфина № 94 дается полный перечень счетов, которые коммерческие организации могут использовать для ведения бухгалтерского учета.
Список счетов от Минфина – это лишь база, с которой можно работать.
Опираясь на нее, каждая компания вправе составлять свой рабочий план счетов. Взять, что нужно и что удобно для нее – с учетом особенностей вида деятельности и выбранных методов учета.
Более того, в некоторых случаях можно вовсе упростить план – использовать минимальное количество счетов.
Чтобы построить оптимальный для вашего учета план счетов, посмотрим, как устроен утвержденный Минфином вариант – что в нем и для каких целей. Затем перейдем к порядку составления рабочего варианта с образцом.
Классификация синтетических счетов
В утвержденном Плане есть счета первого порядка – «синтетические», с наименованием и номером.
И есть счета второго порядка – «субсчета», которые открываются к синтетическому счету, когда есть необходимость.
Например, счет 10 «Материалы » субсчет «Топливо» или еще обозначают счет 10-3. В начале идет синтетический счет, за ним субсчет (название или номер).
Синтетические счета можно классифицировать условно по нескольким признакам.
По типу сальдо.
Группа | Характеристика |
Активные | Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту. |
Пассивные | Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету. |
Активно-пассивные | Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту. |
По наличию субсчетов
Группа | Синтетические счета, входящие в группу |
Счета, которые содержат субсчета, обозначенные в плане счетов | 08, 10, 19, 41, 50, 55, 58, 69, 73, 75, 76, 79, 90, 91, 98 |
Счета, которые нужно делить на субсчета по рекомендованному признаку | 01, 03, 04, 66, 67, 68, 86, 96, 97 |
Счета, которые представлены в плане счетов только в синтетическом виде | 02, 05, 07, 09, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 45, 44, 45, 46, 51, 52, 57, 59, 60, 62, 63, 70, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 94, 99 |
С учетом требований к аналитике внутри счета.
Группа | Синтетические счета, входящие в группу |
В инструкции к плану счетов есть требования к детализации счета, которые должны быть реализованы с помощью субсчетов | 01, 02, 03, 04, 08, 10, 14, 16, 19, 41, 42, 50, 52, 55, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 73, 75, 76, 79, 83, 84, 90, 91, 96, 97, 98 |
В инструкции к плану счетов есть требования к аналитике счетов, которые могут быть реализованы с помощью других признаков (например, в соответствии с инвентарным и складским учетом, с помощью отдельных складов, заказов, мест возникновения затрат и т.п.), но без использования субсчетов | 01, 02, 03, 04, 05, 07, 09, 10, 11, 15, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 41,43, 44, 45, 46, 51, 60, 62, 70, 71, 77, 80, 86 |
В инструкции нет требований к аналитике | 81, 82, 94 |
Некоторые счета нужно детализировать не только на уровне субсчетов, но и по объектам учета.
Например, к счету 01 «Основные средства» могут быть открыты отдельные субсчета по объектам в эксплуатации, в запасе, на консервации, в аренде.
Плюс внутри каждого должна быть аналитика и по инвентарным объектам.
Парные счета
Такие счета отражают в отчетности свернуто, то есть показывают не отдельные сальдо по каждому, а за вычетом. К такой категории можно отнести: 01 и 02, 04 и 05, 10 и 14, 20, 21, 23 и 14, 43 и 14, 58 и 59.
Например, на счете 01 отражается первоначальная стоимость основного средства, а на счете 02 – амортизация по нему. В балансе отражают остаточную стоимость – сальдо счета 01 за вычетом сальдо счета 02.
В случае парных счетов рекомендуется создавать для второго счета такие же субсчета, как для первого. Тогда будет проще ориентироваться по объектам и определять для каждого свернутое сальдо.
Например, когда нужно узнать остаточную стоимость только основных средств в аренде, мы посмотрим на счет 01 субсчет «В аренде» и на счет 02 субсчет «В аренде».
Похожий подход стоит использовать и для счетов исчисления резервов, которые уменьшают балансовую стоимость запасов и финансовых вложений.
Например, счет 14 – для резерва под снижение стоимости не только материалов, но и НЗП, готовой продукции. Это разные строки баланса. Для удобства и возможности оперативно собирать информацию лучше открыть к счету 14 субсчета под каждый вид актива, который отражается в балансе отдельно.
Счета 04, 08 и 97
Эти счета выделим отдельно, поскольку у них обязательно подразумеваются субсчета – на каждый вид внеоборотного актива, который отражается в балансе отдельной строкой.
Счет 04. «Нематериальные активы» и «Результаты исследований и разработок» – разные строки баланса. Активы каждой группы учитываются на одном счете 04. Чтобы потом не запутаться, нужно под каждый вид открыть свой субсчет к счету 04. Плюс, как мы говорили выше, к парному счету 05 стоит добавлять аналогичную аналитику.
С 2023 года можно досрочно перейти на новый ФСБУ 14/2022 «Нематериальный активы», а с 2024 года он станет обязательным к применению. Получите консультацию от экспертов по новым ФСБУ. Подключите Клерк.Консультации
Счет 08. «Материальные и нематериальные поисковые активы» – тоже разные строки баланса. ПБУ 24/2011 требует учитывать их на отдельных субсчетах к счету 08. Если организация разрабатывает, например, месторождения, то бухгалтеру стоит сразу добавить отдельные субсчета.
Счет 97. «Прочие внеоборотные активы» в балансе – активы со сроком обращения более года. Сюда в том числе попадают долгосрочные расходы будущих периодов. Значит, на счете 97 должен быть субсчет под актив со сроком использования больше 12 месяцев.
Забалансовые счета
В Плане счетов предусмотрены забалансовые счета. Это вспомогательные для бухучета счета.
Как правило, на них:
учитывают наличие и движение имущества не принадлежащего организации или собственного имущества организации, стоимость которого списана в расходы.
собирают информацию, которую нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Все забалансовые счета, предусмотренные ПСБУ, можно посмотреть в таблице ниже.
Бухгалтер может также заводить свои забалансовые счета для удобства учета. Главное, закрепить итоговый набор в учетной политике (про это поговорим подробнее дальше).
Таблица. Забалансовые счета для бухгалтерского учета: какие для чего
Забалансовый счет | Для чего |
Для учета имущества, не принадлежащего организации | |
001 «Арендованные основные средства» | Отражаются арендованные основные средства в оценке, указанной в договоре |
002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» | Отражаются товарно-материальные ценности, которые поступают в компанию, но по условиям договора право собственности на них переходит после соблюдения определенных условий (например, после перечисления 100% оплаты) |
003 «Материалы, принятые в переработку» | Отражается сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), которые не оплачиваются изготовителем |
004 «Материалы, принятые на комиссию» | Отражаются товары, принятые комиссионером на продажу |
005 «Оборудование, принятое для монтажа» | Отражается оборудование, полученное подрядчиком от заказчика для монтажа |
Для учета имущества организации, списанного на расходы | |
006 «Бланки строгой отчетности» | Отражаются бланки строгой отчетности – квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов |
007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» | Отражается задолженность неплатежеспособных дебиторов, учитываемая за балансом в течение пяти лет после списания на случай изменения имущественного положения должников |
Для сбора информации для раскрытия в пояснениях к бухгалтерской отчетности | |
001 «Арендованные основные средства» | Отражаются арендованные основные средства в оценке, указанной в договоре |
011 «Основные средства, сданные в аренду» | Если по условиям договора аренды имущество учитывается на балансе арендатора (нанимателя), то у собственника оно отражается на счете 011 |
008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» | Для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам) |
009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» | Для обобщения информации о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей. В случае если в гарантии не указана сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора. |
Рабочий план счетов: образец
Выше в статье мы разобрались, из чего состоит рекомендованный Минфином План счетов и как можно применять аналитику.
На базе ПСБУ компания должна разработать свой рабочий план счетов и утвердить его в учетной политике – как приложение к ней или отдельным приказом руководителя.
Скачайте полный План счетов РСБУ 2023 с расшифровкой.
Переносить весь План счетов, утвержденный Минфином, не нужно. Для формирования рабочего плана счетов нужно с учетом специфики деятельности компании и применяемых методов учета:
выбрать те счета, которые нужны в работе;
оценить, какие субсчета открыть;
решить, где нужна более глубокая детализация по объекта.
Субсчета можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.
В течение года в деятельности организации могут происходить изменения – например, открыли новое направление бизнеса или появились новые виды активов/обязательств.
В таком случае на следующий год можно утвердить измененный вариант рабочего плана счетов.
Скачать образец Рабочего плана счетов РСБУ (приложение к учетной политике).
Малые предприятия могут сократить план счетов, укрупнив его – подробности дальше в статье.
Подключите Клерк.Консультации и спросите совета у ведущих экспертов страны, как лучше выстроить аналитику по счетам бухучета под специфику деятельности вашей компании.
Упрощенный план счетов для малых предприятий
В соответствии с информацией Минфина № ПЗ-3/2015 вести бухучет в упрощенной форме могут:
малые предприятия;
НКО;
фирмы, работающие в «Сколково».
У таких организаций есть право не только не включать в рабочий план счетов те счета, которые не используют, но и сгруппировать несколько счетов в один и сократить общий список.
Если максимально использовать эту поблажку, то можно группировать данные на обобщенных синтетических счетах так, как показано в таблице ниже.
Таблица. Какие счета можно группировать в учете малых компаний.
Данные, которые можно сгруппировать | По общему плану счетов | В учете малых предприятий |
Производственные запасы | счета 07, 10, 11, 15, 16, 19 | счет 10 «Материалы» |
Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) | счета 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44 | счет 20 «Основное производство» |
Готовая продукция и товары, | счета 41, 43, 45, 19 | счет 41 «Товары» |
Дебиторская и кредиторская задолженность | счета 62, 71, 73, 75, 76, 79 | счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
Денежные средства в банках | счета 51, 52, 55, 57, | счет 51 «Расчетные счета» |
Капитал | счета 80, 81, 82, 83 | счет 80 «Уставный капитал» |
Финансовые результаты | счета 90, 91, 99 | счет 99 «Прибыли и убытки» |
Когда остатков много, может быть неудобно учитывать все скопом – учитывайте особенности деятельности компании.
Вот несколько советов.
Используйте счет 99 вместо счетов 90 и 91, так вы не будете ежемесячно делать проводки на сумму прибыли или убытка. Финансовый результат вы увидите сразу на счете 99.
Расходы отражайте на одном счете. Например, на счете 20, если производите товары или оказываете услуги, 44 – если торгуете оптом или в розницу. Так не придется закрывать в конце каждого месяца счета по расходам – 25 и 26.
Счет 43 можете не использовать. Из аналитики по счету 41 узнаете, товар это или своя продукция.
Расчеты с контрагентами удобнее вести по разным счетам – так проще провести сверку с разными кредиторами. Например, вывести остатки по подотчетникам и по поставщикам.
Образец формулировки в учетной политике малого предприятия для выбора счетов:
<...>
Х6. Все расходы отражать на счете 44 «Издержки обращения». Прочие счета для учета расходов не использовать.
Х7. Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражать на счете 60, с покупателями и заказчиками – на счете 62. Для расчетов с прочими сторонними лицами должен использоваться счет 76.
Х8. Все доходы и расходы учитывать на счете 99. Счета 90 и 91 исключить из рабочего плана счетов.
Х9. Утвердить рабочий план счетов, который дан в приложении № 1 к приказу об учетной политике.
<...>
Дополнительные разъяснения о том, какие счета можно применять при сокращенной форме бухучета, даны также в пункте 3 информации Минфина от 06.06.2015 № ПЗ-3/2015.
Единый план счетов для бухучета бюджетных учреждений
Государственные и муниципальные учреждения применяют план счетов, утвержденный приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. Это главный нормативный акт, но есть еще дополняющие его:
приказ от 16.12.2010 № 174н – план бухучета для бюджетных учреждений;
приказ от 23.12.2010 № 183н – план бухучета для автономных учреждений;
приказ от 06.12.2010 № 162н – план бюджетного учета для казенных организаций.
Внимание! В 2023 году Минфин обновляет все планы счетов, использующиеся в организациях бюджетной сферы. Состав и нумерация счетов изменились:
появились новые группы счетов в разделе 1 «Нефинансовые активы»;
скорректированы группы счетов, отражающие права пользования;
утратили силу некоторые счета, отражающие изменение стоимости НМА.
План для бюджетных учреждений отличается от ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета имеют другую иерархию.
Номера и названия счетов не совпадают: например, счет 10 «Материалы» – в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» – в бюджетном бухучете.
Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов.
Используется специальная бюджетная классификация.
Структура номера бюджетного счета
Номер разряда счета | |||||
1–17 | 18 | 19–21 | 22 | 23 | 24–26 |
Классификационный признак поступлений и выбытий | Код финансового обеспечения (деятельности) | Объект учета (код синтетического счета) | Группа объекта учета (код аналитического счета) | Вид объекта учета (код аналитического счета) | Вид поступлений, выбытий объекта учета |
В плане счетов установите на выбор: 26-значные номера счетов бухучета, которые применяют в учете, или коды счетов бухучета и правила формирования 1–17 разрядов счетов. Решение закрепите в учетной политике.
Получите консультацию об изменениях 2023 в бюджетном учете и узнайте, какой план счетов должен использоваться теперь для вашего учреждения. Подключите Клерк.Консультации. Входят в подписку Клерк.Премиум.
Разработка плана счетов для целей управленческого учета
Если компания решила вести управленческий учет, то методологию она закрепляет в отдельной учетной политике для целей УУ. А приложением к ней обязательно идет управленческий рабочий план счетов.
Как составлять план счетов для УУ
Бухгалтеры и финансисты формируют такой план счетов самостоятельно, поскольку ни в одном нормативном акте нет правил для этого.
Кто-то для разработки берет за основу стандарты МСФО, но большинство ведут управленческий учет на базе дополненного плана счетов по РСБУ.
Как и в привычном бухучете, в управленческом учете используют метод двойной записи – по дебету и кредиту счета.
Как выстроить аналитику в управленческом учете
Есть два варианта на практике, как организовать учет операций для целей УУ:
применять синтетические счета 30-39, чтобы увязать управленческий учет с бухгалтерским. Для аналитики вводят новые субконто и аналитические позиции для деления постоянных и переменных затрат, детальной группировки долгов компании и т.д.
открыть дополнительные субсчета к счетам. Например, если в бухгалтерском плане счетов выделен только счет 01, то в плане счетов УУ его можно детализировать своими субсчетами, добавив подраздел, к которому он относится.
Например, если 1 раздел у нас внеоборотные активы, то группа счетов может выглядеть так:
1.01.101 – земельные участки;
1.01.102 – сооружения;
1.01.103 – жилые помещения;
1.01.104 – оборудование;
1.01.105 – транспортные средства;
и прочие, в зависимости от деятельности предприятия.
Подраздел внеоборотные активы под номером два. Далее в третьей группе, счета учета основных средств, которые делятся по принципу:
Первоначальная стоимость (2.3.01.01.01);
Инвестиционная собственность (2.3.01.01.02);
Амортизация ОС (2.3.01.02.02).
К счетам 01 и 02 в управленческом учете можно организовать раскрытие информации по субсчетам в разрезе групп объектов, местам хранения (подразделениям).
К счетам учета выручки и себестоимости стоит открыть субсчета по реализациям конкретных товаров, когда их номенклатура небольшая, либо по направлениям продаж: реализация в России, экспорт в страны СНГ (Казахстан, Узбекистан и т.д.).
Образец структуры плана счетов для управленческого учета:
Сомневаетесь, как лучше организовать управленческий учет? Возьмите развернутую консультацию у самых авторитетных финансистов и аудиторов страны. Подключите Клерк.Консультации.
Комментарии
2Например, счет 14 – для резерва под снижение стоимости не только материалов, но и НЗП, готовой продукции. Это разные строки баланса. Для удобства и возможности оперативно собирать информацию лучше открыть к счету 14 субсчета под каждый вид актива, который отражается в балансе отдельно.
КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО РАЗНЫЕ СТРОКИ БАЛАНСА? 🤣
Ребята старый план счетов, с 01.01.2023 главный счет 68.90))) И для смп лучше использовать счёт 20 с аналитикой (для руководителей).