Учетная политика

Налоговое планирование. Учетная политика не препятствует экономии

Желание главбуха сэкономить деньги компании часто упирается в то, что в учетной политике для налога на прибыль не зафиксированы те или иные способы учета. Но можно изменить учетную политику в середине года и на вполне законных основаниях.

Желание главбуха сэкономить деньги компании часто упирается в то, что в учетной политике для налога на прибыль не зафиксированы те или иные способы учета. Но можно изменить учетную политику в середине года и на вполне законных основаниях.

Посреди года учетная политика, как записано в статье 313 Налогового кодекса, может корректироваться лишь в двух случаях. Случай первый - организация начала осуществлять новые виды деятельности. Случай второй - меняется законодательство о налогах и сборах. Примерим эти правила на конкретные ситуации.

Новому виду деятельности - новый учет

Если у компании появился новый вид деятельности в середине года, то необязательно для него использовать те же способы учета, что и для других видов деятельности. Можно применить новые методы, дополнив налоговую учетную политику.

Например, компания прежде торговала фотоаппаратами (код вида деятельности в соответствии с ОКВЭД – 52.48.14). С сентября 2006 года организация решила продавать еще и сотовые телефоны (код вида деятельности - 52.45.2). В учетной политике зафиксировано, что товары списываются на реализацию по средней стоимости (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Использовать этот метод в отношении сотовых телефонов не выгодно. Поскольку они быстро дешевеют, компания может сэкономить на налоге на прибыль, если будет определять их стоимость по методу ФИФО (по себестоимости товаров, приобретенных раньше, до падения цен).

НА ЦИФРАХ. В сентябре 2006 года компания закупила телефоны одной модели тремя партиями (по 300 штук). Стоимость одного телефона из каждой партии составила 8000 руб., 6800 руб., 5200 руб. (цены приведены в хронологическом порядке закупки).

В сентябре компания продала 300 телефонов. Если бухгалтер будет определять затраты на проданные телефоны по средней стоимости, то он сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на 6666, 67 руб. ((8000 руб. + 6800 руб. + 5200 руб.) : 3 шт.) в расчете на один телефон. Если же организация применит метод ФИФО, то сможет учесть в расходах 8000 руб. по каждому проданному телефону. Таким образом, экономия на налоге на прибыль за 3 квартал составит 320 руб. ((8000 руб. – 6666,67 руб.) х 24%) по каждому телефону. При продаже 300 телефонов компания сможет перенести уплату налога на прибыль на будущие периоды в сумме 96 000 рублей.

Кстати, возможность использовать разные методы оценки в отношении разных групп товаров подтвердил Минфин России в письме от 01.08.06 № 03-03-04/1/616. В сентябре компания может издать приказ о способах учета операций, связанных с новым видом деятельности.

Новая операция – чем не повод для перемен?

Мы считаем, что дополнять учетную политику можно не только, когда появляется новый вид деятельности, но и когда компания отражает новую для себя операцию.

К примеру, на момент утверждения учетной политики компания не планировала приобретать имущество в лизинг. Поэтому учетная политика не содержит информацию о применении специального коэффициента. Но если организация все-таки стала участником договора лизинга, то после получения на баланс лизингового имущества компания вправе издать приказ об амортизации этого имущества с учетом коэффициента, не превышающего 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ).

Если изменился закон

Еще одна уважительная причина для изменения учетной политики – изменение налогового законодательства. При этом компания не имеет права изменить учетную политику до вступления в силу нового закона (ст. 313 НК РФ).

К примеру, с этого года компании могут использовать амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Эту норму ввел Федеральный закон от 06.06.05 № 58-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2006 года. Чтобы воспользоваться новшеством, компания может изменить учетную политику только после 01.01.06. Но обратите внимание - Налоговый кодекс не устанавливает, в течение какого времени должна быть произведена корректировка политики. Поэтому фактически компании могут воспользоваться новой нормой и сейчас, внеся дополнение в учетную политику.

Ирина Бушуева, эксперт «УНП»

 

«У компании появился новый вид хозяйственных операций? Есть повод дополнить учетную политику»

Суд оправдал то, чего нет в учетной политике

Допустим, компания все же из месяца в месяц применяет на практике способ учета, который не закреплен в учетной политике. Могут ли налоговики на этом основании пересчитать налоговую базу? Да, такой риск для компании существует. Но есть прецедент, когда суд в подобной ситуации занял сторону налогоплательщика.

Компания не отразила в учетной политике, что планирует создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Однако в течение года резерв создавался и начал использоваться. Налоговики заявили, что эти затраты не обоснованны. Но суд признал, что компания имела право уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений. Тот факт, что компания не предусмотрела в учетной политике создание резерва, не означает, что она не имеет права его создавать (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.07.04 № А62-3703/03).

Сдавать ли учетную политику?

В инспекциях требуют от компаний сдавать экземпляр налоговой учетной политики вместе с декларацией по налогу на прибыль за первый квартал. Но Налоговый кодекс не требует куда-либо и когда-либо сдавать учетную политику. Если вы приносите в инспекцию отчеты лично и сталкиваетесь с тем, что налоговики настаивают на представлении им налоговой учетной политики, то можем порекомендовать направлять отчетность по почте или по электронным каналам связи, если есть возможность пользоваться услугами спецоператоров.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию