Заключение контракта
К тексту договора стоит отнестись серьезно, это не формальный документ. Сведения из контракта используются при декларировании товара при ввозе в Россию. Изучать договор будут и налоговики при проверке, и банк в рамках валютного контроля.
При заключении импортного контракта обратите внимание на:
Язык. Удобнее, когда контракт подготовлен одновременно на двух языках, иначе придется подготовить нотариально заверенный перевод.
Условия оплаты. Помимо порядка и формы оплаты, нужно указать валюту и цену поставляемого товара или оказываемых услуг, а также валюту платежа. В случае, если валюта цены и валюта платежа различаются, необходимо прописать курс пересчета или фиксированную сумму в валюте платежа.
Возврат аванса. Если покупка товара или получение услуг от нерезидента осуществляются по предоплате (авансу), то в договоре прописывают сроки возврата этого аванса, если поставка сорвется (ст. 19 закона 173-ФЗ).
Сроки поставки. Возможны варианты:
определенная дата;
определенное число дней с даты заключения договора или с даты предоплаты.
Форс-мажор. В условиях меняющейся рыночной обстановки стоит предусмотреть в тексте исполнение сторонами контракта своих обязательств при изменении законодательства стран, в которых расположены стороны контракта (например, при изменении списка санкционных товаров или товаров для параллельного импорта и др.).
Споры. Точнее, место их рассмотрения. Нужно учитывать доступность для российской стороны участия в судебном разбирательстве в другом государстве.
Ответственность сторон. Пропишите, какие санкции будут применены к сторонам в случае неисполнения обязательств.
Для проведения платежа не нужно переводить контракт/договор, если он находится на учете в другом банке.
Не обязательно тщательно разбираться во всех нюансах, например, в Агророс Банке вы можете прямо сейчас получить бесплатную консультацию от специалиста.
Кроме информации о контракте, вы сможете уточнить, нет ли рисков с точки зрения валютного контроля. Эксперт даже сам подготовит необходимые для контроля документы. Оптимальное решение найдется даже в том случае, если сделка уже заключена, и нужно решить сложный вопрос с расчетами.
Т.е. бизнес должен забыть устаревший подход к общению с банком — банк только требует и контролирует. На самом деле, вы можете смело обращаться в банк за консультациями и помощью.
Оформление инвойса
Инвойс — это международный счет на оплату, товаросопроводительный документс информацией о наименовании и характеристиках, цене и стоимости партии товара, участниках и условиях сделки, основание для оплаты. Иногда инвойс может заменить контракт.
Потребуется этот документ при прохождении таможенного и валютного контроля.
Инвойс оформляет продавец. При контракте на поставку товара из-за границы выписывать инвойс будет иностранный партнер.Чем сложнее товар, тем детальнее описание в инвойсе.
В случае, если внешнеэкономическая сделка осуществляется на основании инвойса (контракт отсутствует), помимо подробного описания товара в инвойсе необходимо прописать условия оплаты, сроки и условия поставки, а также сроки возврата аванса (при наличии авансовых платежей).
Из-за неточности информации в инвойсе у покупателя возникнут проблемы с таможней или банком при проведении платежей.
Унифицированного инвойс-бланка нет. Поставщик сам решает, как оформить документ. Подготовка на фирменном бланке упрощает работу за счет присутствия реквизитов отправителя в шапке листа. Допускается как компьютерное оформление, так и от руки.
Отправитель груза готовит 6 экземпляров инвойса:
1 — кладут внутрь упаковки с товаром;
2 — передают вместе с ТТН (товаро-транспортной накладной);
3 — для получателя;
4 — экземпляр отправителя;
5 и 6 — для транспортной компании.
Вести таможенное оформление не обязательно самостоятельно. Из-за небольшой ошибки можно лишиться права на нулевой НДС или на учет расходов на покупку в целях налогообложения прибыли.
Проще всего обратиться к специализированным компаниям (таможенным брокерам). Проконсультировать и помочь с выбором партнера также поможет банк.
Расчеты валютой и в рублях
Это самый больной вопрос для бизнеса. Как правило, иностранные контракты оплачивают валютой. Для этого открывают валютный счет. Покупка валюты осуществляется с расчетного счета.
Для проведения платежа зарубежному партнеру, одновременно с платежным поручением в банк, предоставляют документы, связанные с платежом:
контракт/договор (спецификации, дополнительные соглашения при наличии), инвойс и другие документы, подтверждающие намерения партнера оказать услугу или продать товар;
документы, подтверждающие поставку товара и/или факт оказания работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (декларации на товар, товарные накладные, счета-фактуры, накладные на отпуск товара, товаросопроводительные документы, транспортные документы и другие), если данные документы оформлены на момент проведения платежа.
В свете действующих санкций и ограничительных мер иногда приходится менять валюту контракта и/или валюту платежа. Например, перейти от долларов к китайским юаням. Сделать это максимально быстро можно при поддержке сотрудников Агророс Банка — они предложат оптимальный вариант для вашей сделки.
Даже если у вас уже есть счет в банке, стоит обезопасить сделки и открыть счет в резервном банке заранее. Так вы сможете оперативно проводить расчеты, если другой банк попадет под санкции.
Преимущества открытия счета в Агророс Банке:
Не находится под санкциями, может переводить платежи по системе SWIFT.
Проводит расчеты во всех популярных валютах, в т.ч. CNY, KZT, AZN, AMD, BYN, KGS, TJS.
Прямые коррсчета и один из лучших курсов конвертации на рынке от курса Московской биржи: комиссия 0,15% (CNY) и 1% (KZT).
Банк Агророс 29 лет в России, что говорит о финансовой устойчивости и надежности.
Откройте валютный счет в Агророс Банке — услуги по открытию счета и предоставлению валютного консультанта бесплатны. Мы поставим ваш контракт на учетв течение 1 дня, поможем с оформлением таможенных документов.
Почему расчеты в альтернативных валютах сейчас так популярны?
Дело в том, что при расчетах, например, в юанях, динарах, дирхамах или рупиях, страны, с которыми ведутся расчеты, не подают декларацию в США или ЕЦБ.
![](https://i.klerk.ru/moib4miZ2d2ExlMvhfTSLei1i1K8r762FGpQLEqv30g/w:1500/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0LzE1/ZjQwZDk2NDViMDhk/MzY1NWE1ODg3NTQ1/M2JkZDI4LnBuZw.webp)
Что учесть сейчас при ведении ВЭД
Все крупные банки сейчас находятся под санкциями. Это значит, что платежи из таких банков иностранный контрагент просто не сможет получить.
Может быть и хуже — платежи просто «застрянут» где-то в дороге, их возврат станет большой проблемой и займет продолжительное время.
В последнее время отмечается проблема с оплатами электроники (микросхем, процессоров, другого оборудования и комплектующих) в банки Армении, Казахстана и Гонконга. Оплата от российских юрлиц попросту блокируется. Это означает, что закупка таких товаров, скорее всего, пойдет через иные логистические цепочки, и они подорожают.
Прогнозируется подорожание также бытовой техники, которую ранее завозили из Европы, а сейчас из Китая, Киргизии и ОАЭ. Удорожание составит 10-12%.
С 15.06.2023 из перечня товаров для параллельного импорта исключены изделия из кожи, одежда, принадлежности к одежде следующих брендов: 4CCCCEES, AERONAUTICA MILITARE, ANTONY MORATO, BALDININI, BIKKEMBERGS, GUESS, HUGO, обувь DIESEL, DIRK BIKKEMBERGS, EA7, EMPORIO ARMANI, EMU, ETRO, Quiksilver, REPLAY, натуральный и искусственный мех, изделия из него CALZEDONIA, FALCONERI, INTIMISSIMI, MAX&Co., PENNYBLACK, Persona by MARINA RINALDI.
Есть и позитивные изменения:
Приказ Минпромторга от 02.03.2023 № 684 сократил список одних брендов, но расширил список других. Например, добавил товары IKEA, косметику Kerastase и Yves Saint Laurent, моторные масла Shell Helix, Rimula, бытовую технику Zanussi, Wahl, игрушки и детские товары Hasbro, Logitech, Nintendo и др.
Самозанятые могут активнее принимать участие в ВЭД. Напомним, что физлица — плательщики налога на профессиональный доход — не могут перепродавать товары, зато могут, например, покупать комплектующие, фурнитуру, автозапчасти и другие товары, которые используют для оказания услуг, выполнения работ или производства. Самозанятые могут теперь сдавать статистические формы в ФТС через личный кабинет в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для тех, кто торгует онлайн со странами ЕАЭС, готовят поправки в НК. Изменения помогут таким продавцам избежать двойного налогообложения в части НДС.
В целом прогноз по импорту и экспорту оптимистичный. Вот так он выглядит на сайте ЦБ:
![](https://i.klerk.ru/q7VBpoI0-Tv3oiXmpVqR11ANpao7GZpGGuOKfEZ-HxI/w:1500/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0L2Jh/ZGY0MTNjYWJiOTMx/YjlhNTI3OTc2YmMz/ZjkyMWI5LnBuZw.webp)
Как обезопасить бизнес при работе с ВЭД
Пройдитесь по чек-листу ниже, чтобы убедиться, что вы все предусмотрели.
Чтобы максимально обезопасить бизнес, успешно проходить проверки налоговой инспекции и валютный контроль в банке, вам стоит:
Открыть валютный счeт в одном (основном) банке и резервные валютные счета еще в 1-2 банках. Это позволит оперативно реагировать на изменения в расчетах и ограничениях.
Собрать все документы и иные подтверждения сделки, даже если это просто переписка с партнером или предварительный договор.
В ваших руках должен быть и стандартный пакет — от инвойса и контракта до таможенных деклараций.
Если затрудняетесь оформить документы сами — обращайтесь к таможенным брокерам (опирайтесь на мнение банка — он тщательно выбирает себе партнеров).
Не бояться менять условия договора, если ваш партнер готов идти вам навстречу — менять валюту или сроки расчетов. Главное — не забудьте сообщить об изменениях в банк, а консультанты вам подскажут, как действовать, чтобы не нарушить валютное законодательство.
Соблюдать особые ограничения по расчетам. Например, до 9 сентября 2023 года действуют ограничения по получению наличной валюты на командировочные расходы. Не более 5 000 долларов США или эквивалент в евро, фунтах стерлингов, японских иенах можно получить для выдачи командируемому сотруднику. На другие валюты это правило не распространяется.
При открытии счета в зарубежном банке (закрытии счета или изменении реквизитов) нужно сообщить об этом в ФНС не позднее 1 месяца со дня события.
Поставить на учет экспортные или импортные контракты. При этом сумма контрактов должна быть равна или более: для импорта — 3 млн рублей, для экспорта — 10 млн рублей (пункт 4.2 Главы 4 инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И).
Открытие филиала компании или нового юрлица в другом государстве
![](https://i.klerk.ru/gOlhwSivCOLZ_qK8zU1_4WfgxDgRhT39k4rsgrltrgg/w:1500/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0Lzk0/YTFiYTMwNmFmZmU2/YjZkMzA5NjlhMzk0/OWU4Y2ExLnBuZw.webp)
Сейчас возник тренд на открытие компаний российскими собственниками за рубежом. Это позволяет создать более гибкие условия для расчетов.
Одни из самых популярных направлений: страны ЕАЭС, Узбекистан, Турция, Гонконг, ОАЭ.
Но тут важно учитывать особенности законодательства той страны, где вы собираетесь открыть бизнес.
Например, в ОАЭ открыть компании достаточно сложно, при этом там одна из самых выгодных систем налогообложения в мире.
В Беларуси и Казахстане сейчас приходится платить НДС дважды — 20% в России и столько же в Беларуси, в Казахстане косвенный налог составляет 12%. Выше мы писали, что эту ситуацию хотят поправить, но только в отношении онлайн-торговли.
Для расчетов с дочерней иностранной компанией платеж также пройдет через валютный контроль банка.
Благодаря комплексному подходу к решению вопросов ВЭД, Агророс обеспечивает клиентов доступной информацией (вы можете быстро получить консультацию личного менеджера, причем бесплатно), проведение платежей в течение 2 часов. Подробности о работе с ВЭД вы найдете здесь.
Реклама: АО «Банк «Агророс», ИНН 6453033870, erid:LjN8KbHbD Лицензия № 2860 от 11 февраля 2016 года, 18+
Начать дискуссию