Бухгалтерский учет

Что нужно знать о ведении бухгалтерии в ОАЭ перед открытием компании в Дубае

Для российского предпринимателя запустить с нуля или перевезти свой бизнес в Дубай не так уж и сложно. Труднее дается перенастройка отношения к бухгалтерскому учету и документообороту. В ОАЭ недостаток внимания и компетенций в этих вопросах может обернуться тем, что столь характерные для Эмиратов приятные экономические эффекты окажутся полностью нивелированы штрафами.
Что нужно знать о ведении бухгалтерии в ОАЭ перед открытием компании в Дубае
Иллюстрация: diana.grytsku/Freepik

О том, как избежать штрафов и грамотно выстроить бухгалтерский учёт в ОАЭ, рассказывает Ирина Богданова, CEO компании DocsInBox.

Опасные крайности

Мягкая налоговая политика, минимизированное давление санкций, удобное географическое расположение и возможность быстрого подбора персонала из огромного количества «понаехавших» — все это  делало ОАЭ чрезвычайно заманчивым местом для открытия бизнеса и до февраля 2022.

А уж после известных событий поток предпринимателей, создающих компании в Эмиратах, регистрирующих там штаб-квартиры или открывающих офисы для хранения капитала, превратился в лавину.

По непроверенным данным, за последние полтора года для русскоязычных людей напечатали порядка миллиона Emirates ID, то есть необходимых для проживания и работы удостоверений личности.

Однако опыт нашей компании DocsInBox показывает, что соотечественники тяготеют к двум крайностям.

Первая — сосредотачиваться на отладке бизнес-процессов, а в тонкости местного бухгалтерского учета вдаваться уже после того, как впечатляющие эмиратские штрафы начали пожирать прибыль.

Вторая — платить за услуги бухгалтеров и юристов, чтобы те организовали все «по-взрослому». Но эмиратские специалисты любого уровня компетентности склонны брать с любой фирмы, как с состоявшегося крупняка, неприлично много. 

Оба сценария мешают в полной мере насладиться преимуществами ведения бизнеса в ОАЭ, поэтому давайте разбираться, как их избежать.

Не в сказку попали

Поверхностное знакомство с системой налогообложения и документооборота в ОАЭ действительно может сформировать впечатление, что предпринимателей ждет сказочная страна.

ОАЭ

РФ

Налоговая система

0% налогов на старте. Единые пороги для регистрации для целей НДС и корпоративного налога. Единые налоговые ставки. 

Несколько налоговых режимов с разными требованиями по их применению и налоговыми ставками (ОСНО, УСН).

Декларирование

5% НДС, 9% налог на прибыль компаний (корпоративный налог). Декларации в электронном виде в ЛК налогоплательщика

Авансовые платежи по НДС, налогу на прибыль, налогу УСН. Декларации и в электронном виде и в бумажном в зависимости от налога/взноса/отчета через посредников за доп. плату.

Зарплатные налоги

Нет. Подоходный налог (НДФЛ) в Дубае — 0%.

Налог на зарплату в ОАЭ – 0%.

То есть если Вы сами себя трудоустроили на свою компанию в Дубае и платите себе зарплату – налог 0%.

Если Вы наняли сотрудников и платите им зарплату – налог 0%.

30% взносы в СФР, 13% НДФЛ для налоговых резидентов РФ, 30% для налоговых нерезидентов РФ.

Бухгалтерский учет

Обязательно.

Обязательно.

Налоговый учет

Принципы МСФО.

Принципы РСБУ.

Документооборот

Коммерческий инвойс как основной и почти единственный вид документов.

Счет, счет-фактура (на ОСНО), акт. Строгие требования к оформлению.

Принятие расходов

Практически любые расходы, касающиеся бизнеса, можно принять в затраты для целей налогообложения.

Ограниченность признания бизнес-расходов для целей налогообложения, особенно на УСН.

Вскоре выясняется, что сказка все-таки восточная, а значит, не без хитростей. И главная из них заключается в том, что регламент ведения бухгалтерии носит обманчиво рекомендательный характер.

Предпринимателей и бухгалтеров как бы просят, причем не очень настойчиво, проявлять некоторую инициативу. И позже оказывается, что делать это нужно обязательно и систематически.

Регуляторика Арабских Эмиратов в целом выдержана не в карательном, а в разъяснительном духе. Здесь не ставят целью во что бы то ни стало содрать штраф, а попытаются для начала подсказать, как действовать верно. Но тонкостей много, а ошибки обходятся дорого, от 10 до 50 тыс. дирхам (около $13500 или 1,15 млн. руб.).

Важно с первого дня своевременно и подробно вести бухучет, правильно оформлять сотрудников и проводить операции, чтобы в случае любого запроса аудиторов иметь возможность оперативно и корректно на него реагировать. 

Оказывая бухгалтерские услуги в ОАЭ на аутсорсе, наша компания многократно сталкивалась с последствиями инерционного мышления россиян.

К нам часто обращаются предприниматели, начинающие вести бухгалтерию спустя несколько месяцев после запуска бизнеса. Буквально все они уверены, что проверяющих удовлетворяет аудит по банковской выписке.

В Эмиратах система работает иначе: все транзакции должны быть отражены в бухучете.

Из них у проверяющих складывается понимание оборота компании, а от него, в свою очередь, зависит обязанность платить корпоративный налог и НДС, сдавать отчетность по ним. 

Неспособность бизнеса вести надлежащие бухгалтерские регистры — это минус 10 тыс. дирхамов ОАЭ на первый раз и вдвое больше в случае повторения.

Не лишено некоторого коварства и трудовое законодательство.

В ОАЭ действует система WPS, похожая на российский «зарплатный проект»: когда деньги переводятся сотрудникам через банк либо другого посредника.

И любые просрочки в этой цепочке также чреваты штрафами. Они сравнительно невелики, от 1000 до 5 тыс. дирхам, зато начисляются за каждое нарушение.

Как-то все не по-русски

Языковой барьер вносит свою нескромную лепту в освоение особенностей местного бухучета и законодательства. Местные проверяющие говорят на английском, но государственная система работает на арабском языке.

А ведь все предприниматели проходят жесткий банковский комплаенс, где от них ждут корректных формулировок и ответов. И при работе с крупными контрагентами всем компаниям тоже предстоит правильно ответить на множество бухгалтерских и юридических вопросов. Но и это еще полбеды.

Даже прекрасно владеющим английским бизнесменам здесь сложно общаться с иностранцами.

Сложилось так, что в многонациональных ОАЭ ниша бухгалтерских услуг по большей части занята людьми, чей английский отнюдь не нативен.

Его сложно воспринимать и в повседневной жизни, чего уж говорить о специальной налоговой, бухгалтерской, юридической терминологии или интерпретации текстов законов. 

Новый корпоративный налог как модная страшилка

С 1 июня 2023 года в Арабских Эмиратах ввели новый корпоративный налог и  заработали на нем в первую очередь консалтеры, воспользовавшиеся тревожностью некоторых предпринимателей. Налог не дает повода ни паниковать, ни даже спешить.

Если финансовый год компании начинается 1 июня 2023 и позже, то предприятию предстоит рассчитать и отчитаться по нему в течение 9 месяцев после завершения этого года.

Для тех же, у кого финансовый год начался раньше, вся эта история и вовсе обретет актуальность 1 января 2024. Иными словами, у предпринимателей в запасе как минимум год.

Консалтеры пытаются побудить разобраться с возможными затруднениями «на берегу». Но если компания благополучно зарегистрировалась до подачи первой декларации, никаких особых сложностей далее не предвидится. А справиться с регистрацией самостоятельно, на налоговом портале Federal Tax Authority, вполне реально. 

Другое дело, что уточнения и разъяснения, касающиеся послаблений для малого бизнеса и компаний с невысоким оборотом, продолжают регулярно появляться.

Есть основания считать, что изменений будет еще много. И если вы на них рассчитываете, то неплохо бы иметь внимательного бухгалтера, который будет следить за развитием событий и эффективно распоряжаться новой информацией.

В поисках бухгалтера

Для российских предпринимателей открываются несколько путей обустройства документооборота и бухгалтерии компании в ОАЭ.

Большинство начинают с попытки разобраться во всем своими силами. Однако наработка релевантного опыта занимает много времени, а ошибки и сопутствующие им штрафы обязательно появляются, потому немногие компаний дожидаются, пока их собственный бухгалтер «дорастет» до полного понимания местных процессов и законов.

Большинство вскоре либо нанимают штатного специалиста из (условно) местных, либо отдают бухгалтерию на аутсорс. Проблема в том, что и то, и другое может здесь обойтись дорого.

Наша компания изначально выходила в ОАЭ с идеей перезапуска сервиса автоматизации документооборота между ресторанами и поставщиками DocsInBox. Как и многим, нам казалось очевидным, что затраты на бухгалтерские услуги должны быть пропорциональны размеру бизнеса. Ну, как мы в России привыкли. Однако правда оказалась удручающей.

Штатная занятость специалиста со специфическим английским и всего двухлетним опытом обходится в 6-7 тыс. дирхам (от 120 тыс. руб.) в месяц.

А компании, занимающиеся бухгалтерскими и сопутствующими услугами на аутсорсе почти все ориентированы на крупный бизнес и никаких скидок для малышей или стартапов не делают.

Многие российские предприниматели, в спешке решившие открыть бизнес в Эмиратах в 2022, вынужденно вступили в досадно невыгодные трудовые отношения. Наша компания поняла, что в силах исправить ситуацию.

Мы сфокусировались на том, чтобы по-русски разъяснять нашим коллегам эмиратские особенности или же полностью брать на себя все тонкости бухгалтерии и документооборота, а также некоторые вопросы юриспруденции и кадровой политики. Но, в первую очередь, мы принципиально дружелюбны по отношению к начинающим.

DocsInBox в ОАЭ предоставляет бухгалтерские услуги по немыслимым для местных тарифам, от 500 дирхам в месяц в расчете на то, что компании наших соотечественников будут развиваться, преуспевать и выходить на новый уровень вместе с нами.

Реклама: ООО «ПИАРХАБ», ИНН 9710064220

Комментарии

5
  • Интересно, а какие конкретно штрафы могут быть применены к компаниям за неправильное ведение бухгалтерского учета в ОАЭ? Насколько они могут быть значительными?

  • Помнится, как в детстве мы мечтали оказаться в сказочной стране. Теперь вот предприниматели мечтают о Дубае, но, кажется, там тоже есть свои 'драконы' в виде штрафов

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция