Обзоры для бухгалтера

Святой человек

Это очень странная компания. Способ общения руководства с работниками — запрещенная во многих фирмах «аська». При этом директор и сотрудники не знакомы лично и видели друг друга лишь на фотографиях.
Святой человек
Борис Мальцев, владелец и руководитель ИА «Клерк.Ру». Фото Александры Мальцевой

Это очень странная компания. Способ общения руководства с работниками — запрещенная во многих фирмах «аська». При этом директор и сотрудники не знакомы лично и видели друг друга лишь на фотографиях. Впрочем, сам таинственный директор активно интересуется их жизнью, а они — трепетно любят его, занося в контакт–листы своих ICQ под ником «Святой человек». Утопия? Скорее будни. Будни Бориса МАЛЬЦЕВА и его компании «Клерк.Ру».

Сегодня www.klerk.ru — самый популярный портал для бухгалтеров. Ежемесячно его посещают около 400 000 человек, просматривающих в совокупности более восьми миллионов страниц. А всего шесть лет назад владелец «Клерк.Ру» Борис Мальцев работал главным бухгалтером крупной торговой компании и даже не помышлял ни о каких сайтах.

Десять лет трудового стажа, костюм и галстук, служба с 8.00. Спокойная, размеренная жизнь закончилась в 1998 году с приобретением компьютера и подключением к Интернету. Борис увлекся до того, что сам сделал сайт для фирмы–работодателя. А затем выяснилось, что сайта, который полностью отвечал бы его потребностям, где можно было бы быстро получить ответ на любой производственный вопрос, узнать последние экономические новости, почитать интересные бухгалтерские статьи, да и просто поболтать с коллегами о том о сем, — нет. Нашелся форум, где можно было общаться. За ним — целых шесть сайтов, где публиковались бухгалтерские, налоговые и правовые новости, и еще один — с разделом бухгалтерских анекдотов. Но во всем Рунете не было ни одного места, где все это совмещалось бы. Тем не менее, Борису нравился портал www.audit–it.ru, который он регулярно и посещал. Жаль только, ресурс этот не был таким динамичным, как хотелось. Поделившись в ICQ своим горем с приятелем–программистом, Мальцев получил в ответ прямое предложение: создать собственный бухгалтерский сайт.

— Приятель предупредил, что глобального успеха эта затея нам не принесет, поскольку бухгалтерский ресурс будет востребован лишь довольно узким кругом специалистов. Тем не менее, мы создали его — www.law.listtop.ru. Уже существующие в то время www.buhgalteria.ru и тот же самый www.audit–it.ru примером для меня никогда не были: будучи бухгалтером, я хорошо представлял себе, что хотят увидеть на подобном сайте мои коллеги. У нас появились форум и несколько разделов со статьями. О новостях тогда даже не думал — полагал, вполне достаточно «Гаранта» и «Консультанта+».

Проект, осуществленный Борисом Мальцевым и его другом, был совершенно не коммерческим. Больше всего его создателей интересовала посещаемость. Радости не было границ, когда буквально через неделю бытия на сайт за день заглянуло около 100 человек.

— Сайт занимал все мое свободное время. Да и несвободное тоже, если честно. Как–то очень быстро появился неплохой контент. Сначала статьи брал из Интернета и даже не догадывался, что делать этого нельзя без согласования с автором или редакцией. Естественно, были недовольные. Но я очень быстро смог договориться с журналами и отдельными авторами, которые уже сами стали предлагать мне свои материалы. Через пару месяцев сайт вырос, появились новые разделы, интерактив. Занимался я всем этим один! Сегодня просто поражаюсь — откуда бралось столько времени? Ведь была семья, ребенок. Правда, дочка, когда я входил в квартиру, сразу бежала включать компьютер — знала, что буду работать допоздна. И верно, сидел до двух-трех ночи, зная, что к 8.00 — на службу. В общем, энтузиазм творит чудеса! Никакой наемный сотрудник не будет так работать.

Через некоторое время Мальцев и его коллега–программист зарегистрировали фирму. Планы были уже наполеоновские — друзья хотели завоевать рынок и сделать свой проект самым популярным порталом для бухгалтеров. Необходимо было придумать звучный, запоминающийся домен. Помог Михаил Лапушинский, создатель и руководитель популярного форума банкиров www.bankir.ru, предложив домен «Клерк.Ру». Мальцеву идея понравилась. Он зарегистрировал новое название, переадресовал на него уже довольно известный сайт и стал разбираться с рекламодателями. Нет, он их не искал. Они сами потянулись на сайт, оценив подачу материала и возрастающий поток посетителей.

— Я был к этому совершенно не готов. Цен на рекламу, на размещение баннеров и прочего не знал. Называл суммы совершенно произвольно, просто ту цифру, которая казалась мне нормальной и не слишком высокой. Потом нашему программисту предложили другую работу, и он ушел, ведь «Клерк.Ру» практически не приносил дохода первое время. У меня же был неплохой оклад на основной работе, и я имел возможность заниматься сайтом, не получая за это зарплаты. Звучит странно, но мне были не важны деньги. Важнее было моральное удовлетворение — с каждым днем на сайт приходило все больше посетителей.

Борис был так увлечен своим проектом, что возился с ним даже и в рабочее время. Занимал модемом служебный телефон, ругался с коллегами и начальством, доказывая, что Интернет необходим ему для работы. Тем временем «Клерк.Ру» быстро набирал популярность, да и реклама начала приносить деньги. Через полгода, когда доход от сайта вдвое превысил оклад на работе, главбух Мальцев написал заявление об увольнении. Хобби превратилось в бизнес.

— У меня нет офиса, ноутбук и кресло — вот мое рабочее место. Эта модель бизнеса позволяет жить, находясь в полной гармонии с собой. Естественно, основная сложность — в умении найти уникальную идею, которая позволит создать такой бизнес. Но главное — работать и добиваться своей цели. Моей целью было создать популярный профессиональный сайт, и я этого достиг. Но первое время даже жене, не говоря уже о друзьях и знакомых, приходилось доказывать: я не просто лежу на диване с ноутбуком. Я так работаю! Моя работа со мной всегда. Общаюсь с сотрудниками и рекламодателями в основном по ICQ. На такую службу легко прийти, но с нее невозможно уйти — рабочий день длится с двенадцати часов дня до трех-четырех часов ночи.

Люди говорят

— У Бориса два прозвища — Святой человек и Чудо–мега–босс. К его стилю руководства сложно привыкнуть после прессинга, который принят в большинстве московских компаний. А Борис частенько выполняет роль своеобразного корпоративного психолога, к которому в крупных конторах ходят по принуждению, а у нас — по собственному желанию.

Надежда Иванова, главный редактор портала «Клерк.Ру»

 

— Мне кажется, успех «Клерк.Ру» в том, что на сайте собрались тысячи экономистов со всей страны. Они помогают друг другу в работе, делятся опытом, советами, просто общаются. Проект для них давно перестал быть просто сайтом, став профессиональным клубом.

Ирина Волкова, главный бухгалтер московской торговой фирмы, модератор форума

 

— Бориса я знаю больше трех лет и не устаю поражаться. У него постоянно возникают новые идеи. И мне нравится, что я должен быть в курсе всех информационных и технологических новинок, чтобы успевать за этими идеями, иметь возможность их реализовать.

Максим Быстров, ИТ–директор «Клерк.Ру»

Из Краснодара в Москву

Оставшись без программиста, Мальцев слегка растерялся. В программировании он в те времена совсем ничего не понимал, да и сейчас, как признается Борис, тут его слабое место. Порой появлялись перспективные рекламодатели, предлагали разместить рекламу, а он не мог этого сделать. Технически.

В это время сайтом заинтересовался Герман Клименко, известная в Рунете личность, создатель каталога List.Ru и других проектов. Клименко предложил Борису сотрудничество, и сайт из Краснодара «переехал» в Москву. С одной стороны, это оказалось большим плюсом: слабые провинциальные серверы были заменены на мощные столичные, выросла посещаемость. Но потом случилось то, что обычно происходит с партнерами, не заключающими письменных договоров и предпочитающих обсуждать в устной форме все условия совместной деятельности. Мальцев и Клименко не сошлись во взглядах, и Борис снова остался один. Вернее, не совсем так — начала складываться команда технических специалистов.

Контентом же по–прежнему занимался сам Мальцев. В одиночку. Причем он не просто размещал статьи по бухгалтерской тематике — «встретив» на форуме интересный вопрос посетителя, Борис не только писал ответ, но и готовил целую подборку материалов по теме, помещая их на сайте со ссылками. Людям нравилось такое внимание. В итоге они не то что не уходили с форума, но и рекомендовали его коллегам. Так сформировался круг постоянных посетителей. Некоторые из которых преданы «Клерк.Ру» до сих пор.

— Я на «Клерк.Ру» с 2002 года, познакомилась с Борисом, он предложил мне вести один из разделов сайта, и я выбрала форум, — рассказала «Бизнес–журналу» Татьяна Демидова, финансовый директор ООО «Универсальные технологии». — Стала модератором форума. Причем, модератор на «Клерк.Ру» — это человек, который не только следит за порядком и соблюдением правил, он еще и консультант, высококлассный специалист в своей области. Меня привлекает возможность проявить свои деловые качества, отвечая на вопросы посетителей форума. И нравится завязывать новые знакомства. В общем, это отличный сайт, сделанный очень грамотно и умно.

Но Мальцеву было уже мало постоянного роста числа посетителей. Хотелось, чтобы сайт был лучшим. Каждый день рождались новые идеи. Появились рассылки (сегодня на них подписано уже более 60 000 человек) и «дневники» — особая форма общения.

— Если человек предложит что–то добавить на сайт, и я увижу, что это интересно многим, — почему не сделать? — говорит Борис. — Тем более что у меня сейчас такой ИТ–директор, от которого я ни разу не слышал слов «нет» или «невозможно».

Люди и проблемы

Сегодня в команде «Клерк.Ру» 14 человек: администратор, дизайнер, PR-менеджер, программисты, бухгалтер, редакторы. Все живут в разных городах и работают через Интернет. Борис — из Краснодара, главный редактор сайта Надежда Иванова живет в Москве, ИТ–директор Максим Быстров — в Ижевске, а один из редакторов — в Калининграде.

— Доход от «Клерк.Ру» сегодня составляет около 20 000–25 000 долларов в месяц. Так что мы уже давно работаем не на энтузиазме. Зарплата сотрудников соответствует московским меркам, причем я не увлекаюсь всякими «конвертными» схемами, все выплаты абсолютно «белые» — не вижу смысла пытаться что–то «минимизировать» незаконными способами. Я уже минимизировал расходы, выбрав «упрощенку», и спокойно плачу шесть процентов с дохода. Да и сотрудники довольны «белой» зарплатой, а значит, и более лояльны. Это отличный метод мотивации в наше время. Вот только найти хорошего работника все равно сложно. Мне нужны не только качественные новости, но еще и обязательность как черта характера. А поскольку у редакторов свободный график, не каждый может ответственно подходить к работе. Сначала редакторы у нас сами искали новости, сами писали их и размещали на ленте. Но такой подход себя не оправдывал. Мы пошли иным путем: материалы теперь собирает и распределяет их между редакторами главный редактор сайта, а уже они, не тратя времени на поиски фактуры, просто пишут новости. Это заслуга главреда портала Надежды Ивановой, я в это уже не вникаю. У меня трудятся профессионалы, я их ценю и не вижу смысла вмешиваться в их работу.

Естественно, были и проблемы. Однажды из–за технического сбоя были потеряны все сообщения на форуме. В этом году «полетел» винчестер, и сайт чуть не утратил всю информацию, накопленную за пять лет. Но вот что показательно: участники форума всерьез обсуждали возможность «скинуться» на новый сервер. Народная любовь… Были и попытки взлома сайта, и скандалы с бухгалтерскими журналами, с другими ресурсами. «В самом начале нашего существования новости я просто копировал с других сайтов, разумеется, указывая источник. Но через какое–то время понял, что совершенно необходимо писать свои собственные. А вскоре, когда у нас стали появляться эксклюзивные новости и документы, их начали воровать другие издания. Естественно, приходится разбираться».

В августе 2005 года на Мальцева «вышел» потенциальный инвестор, предложивший вложить серьезные суммы в развитие сайта. Но Борис отказался. «Если согласиться — есть опасность потерять бизнес, а значит — лишить себя смысла жизни. Да и нет у нас потребности привлекать дополнительные средства. У сайта достаточно рекламодателей, которые платят за рекламу». Зато у Мальцева есть идея объединиться с кем–то из коллег, например, с www.bankir.ru, в котором прежде он видел лишь конкурента: «Совместными усилиями проще отбиваться от «инвесторов» и прочих желающих прикарманить проект». Тем более что Борис привык делать все своими собственными руками.

— Если я отойду от дел, это будет уже совершенно другой портал. А мне пока хочется делать его самому. И я доволен своей работой.

Чем зарабатывают порталы для специалистов

Сердцем тематических порталов, подобных «Клерк.Ру», всегда является форум (или любой другой механизм, позволяющий общаться зарегистрированным пользователям). О том, что именно из-за форумов люди возвращаются на сайт снова и снова, свидетельствуют и опросы посетителей, и статистика посещений соответствующих разделов.

Однако распространенное среди рекламодателей мнение, что завсегдатаи интернет–форумов приходят туда для того, чтобы сэкономить на подписке на профильные издания, консалтинговых и юридических услугах или семинарах, — неверно. Лишь незначительное число бухгалтеров повышает свой профессиональный уровень, общаясь с коллегами. Это говорит о том, что тематические порталы для специалистов не только являются удачной рекламной площадкой, но и сами способны продавать продукты и услуги, такие, как подписка на периодическую литературу, профессиональные издания или программные продукты.

Одним из путей развития для подобного сайта может стать, например, организация семинаров под своей маркой. Или выпуск и распространение справочных материалов (в бумажном или электронном виде), как это делает Bankir.ru, или же оказание консалтинговых услуг, как это произошло в случае с проектом для налоговых юристов Taxhelp.ru.

С другой стороны, тематический портал для профессионалов может стать поддержкой основного бизнеса компании, которая создает его под своим крылом. Удачные примеры такого рода — «Сообщество эффективных менеджеров E–xecutive.ru» (создано «кадровым бутиком» Ward Howell) или основный конкурент «Клерк.Ру» — сайт www.buhgalteria.ru, принадлежащий одному из крупных бухгалтерских издательств.

Тем временем компании–разработчики (например, программного обеспечения или дизайн–проектов) собирают на сайте своих коллег, добиваясь того, что заказчики начинают поиск компании с их портала и обращаются, в первую очередь, к основателям сайта (например, сообщество программистов Рhpclub.ru).

Очевидно одно: сетевые сообщества профессионалов, в свое время появившиеся по аналогии с форумами «по интересам», в отличие от последних, имеют достаточно внятные коммерческие перспективы..

Алена Тулякова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №10 от 23 Мая 2006 года.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

19
  • Ольга
    Удивительно! Оказывается за сайтом стоят конкретные, живые люди... Как-то не задумывалась над этим.
    Всем спасибо.
  • Zarny
    обычно они сидять.. иногда лежат ;)
  • ЛО
    Готова каждый день признаваться в любви к Клерку.