Реклама

Виртуальный PR

Не секрет, что сейчас многие люди живут в двух мирах – в виртуальном (в Интернете) и в реальном. Виртуализация жизни не могла не затронуть и PR. Блоги и форумы активно используются PR-компаниями. Об этом корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Тимушевой Алене рассказал Александр Чумиков, доктор политических наук, вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, генеральный директор PR-агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков, PR и консалтинг».
Виртуальный PR

Не секрет, что сейчас многие люди живут в двух мирах – в виртуальном (в Интернете) и в реальном. Виртуализация жизни не могла не затронуть и PR. Блоги и форумы активно используются PR-компаниями.  Об этом корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Тимушевой Алене рассказал Александр Чумиков, доктор политических наук, вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, генеральный директор PR-агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков, PR и консалтинг».

Как Вы определяете понятия «блог» и «блоггинг»?

Чтобы определить какой-либо термин, следует знать, как формируются их трактовки. Некоторые термины, возникая, имеют один смысл, а затем обрастают множеством формулировок. Они могут преобразовываться, из них могут возникать новые  явления. Это как раз то, что произошло с термином «блог». Если набрать в поисковой системе Yandex запрос «блог», то она найдет множество сетевых дневников. Но сетевой дневник -  это только первичное определение блога. И воспринимается такое определение странновато, так как уже возникло новое явление и его надо определять по-другому. Для этого стоит обратиться к истокам блоггинга. 

Есть две формулы:

- В2B - когда организация предлагает услуги организации;

- B2C - когда организация предлагает услуги отдельному человеку.

То есть, либо бизнес для другого бизнеса рекламирует, либо бизнес рекламируют для отдельного гражданина. А потом возникло еще одно явление, которое называется C2C. То есть, граждане стали общаться по поводу того, что им предлагает бизнес. А как они могут общаться между собой? Если человек захочет купить машину и пойдет в салон, то встретит там специально обученных людей, цель которых – продать. А ему интересно, что об этом думают другие люди. Группу людей, интересующихся этой же маркой машины, проще всего найти в Интернете. А так как в Интернете действует фактор доверительности, то человек и не предполагает, что может общаться не с простыми обывателями, а с сотрудниками PR-компаний.

Если кто-то зашел, например, в форум и что-то сказал, это не блоггинг. А есть люди, которые пытаются выражать себя в Интернете и создают вокруг себя некое информационное пространство. То есть это такой человек-оркестр, человек-средство массовой информации. В виде чего он себя выражает? Это может быть личный сайт, страничка на сайте, просто присутствие в форумах. Блоггингом можно назвать системную работу с пользователями Интернета, ориентированную на индивидуальное воздействие, индивидуальное общение.

Точного определения блога пока нет, но я готов определить это понятие. Блог – это интенсивное личное сознательное присутствие индивидуала в сети Интернет, который может структурно выражаться на сайте, странице на сайте, в одном или многих форумах.

Как ваше агентство использует блоги для проведения PR-компаний?

Во-первых, при работе с клиентами мы предлагаем работу с блогами в виде услуги: «Давайте мы исследуем ваше Интернет-поле». Для традиционных средств массовой информации уже есть своя система, но то, что касается Интернета, - это некий эксперимент. Мы замеряем Интернет-поле на уровне обсуждения продукта или услуги потребителем. И также стоит задача: найти репрезентативную группу и начать с ней работать. Когда репрезентативная группа найдена, наши специалисты вступают с ними в диалог. Они могут соглашаться или опровергать мнения своих собеседников, в зависимости от поставленной задачи.

Например, недавно мы занимались праздником День города. Нужно было, чтобы на праздник пришло как можно больше народу. Мы решили подойти к этой задаче по-новому - в проекте была  задействована группа людей, которая «сидела» в сети и разговаривала на тему праздника. Например: «Ты слышал, вот там-то будет такое-то событие?» – «Да, да, будет круто! Обязательно нужно пойти».

Почему вы считаете, что блоггинг – это PR?

В рекламе по закону должна быть пометка, что это реклама. Что такое, например, информационная программа сегодня? Все, что происходит в области политических новостей на первом, втором канале – это PR, почти рекламные сообщения. А блоггинг - новая сфера. И это чистый PR – естественное продвижение информации. Блоггинг еще не научились распознавать, к нему высокий уровень доверия.

Насколько это эффективно?

Это будущее, это супер-эффективно. Потому что в Интернет перемещаются все и всё. Поэтому вопрос в том, как через сеть работать с людьми. Вот промоутеры раздают листовки по всему городу. А если запустить их в сеть? Там же миллионная аудитория!  Поэтому и эффективность очень высокая.  Это эксперимент, который идет по всему миру.

Как классифицируются PR-блоги?

Компании, чтобы лучше знать своих работников, предлагают им в сети  рассказывать о том, как прошел день, потом читают, систематизируют эти данные. Это такой классический корпоративный блог. Его цель – чтобы корпорация, как говорится, держала руку на пульсе и быстро устраняла все недостатки. А может быть блог, направленный на внешнее воздействие - продвижение товаров, организацию каких-либо акций. Возможно, даже с целью возбуждения интереса позитивного и негативного к каким-то персонам, к каким-то группам. Но на данном уровне блоггинг еще недостаточно структурирован.

Какие еще новые тенденции сейчас есть в PR?

Виртуализация информационного пространства. Человек уходит в виртуальную сферу. Поэтому и надо работать в виртуальной сфере.

Начать дискуссию