Налоги, взносы, пошлины

Знакомьтесь: франчайзинг

Чтобы не отстать от соперников в нелегкой конкурентной борьбе, крупные компании вынуждены постоянно расширять сферы собственного влияния. А малые фирмы стараются занять свое место на рынке. Одним из наиболее перспективных методов ведения бизнеса, который совмещает интересы и тех, и других, является франчайзинг.

Т. Яковлева, консультант

Чтобы не отстать от соперников в нелегкой конкурентной борьбе, крупные компании вынуждены постоянно расширять сферы собственного влияния. А малые фирмы стараются занять свое место на рынке. Одним из наиболее перспективных методов ведения бизнеса, который совмещает интересы и тех, и других, является франчайзинг.

В российском законодательстве договор франчайзинга носит несколько иное официальное название – договор коммерческой концессии. Как в мировой практике, так и в нашей стране его предмет – передача исключительных прав от их правообладателя (франчайзера) пользователю (франчайзи). Такими правами – франшизой – могут являться фирменное наименование правообладателя, деловая репутация, охраняемая коммерческая информация, интеллектуальная собственность, технология, товарный знак.

Каждый выбирает по себе: виды франчайзинга

В зависимости от предоставляемых в пользование прав, различают три основных вида франчайзинга. Самый простой и один из самых распространенных – товарный франчазинг. Он представляет собой продажу продукции, производимой франчайзером и маркированной его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или косметики. Как правило, франчайзи ведет и послепродажное обслуживание этой продукции.

Другой популярной схемой является производственный франчайзинг. Его суть заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании.

Неким гибридом между этими видами франчайзинга является сервисный франчайзинг. Этот вид концессии характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя. Он получает в пользование сразу несколько запатентованных франчайзером прав. И при этом уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети «быстрых» закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).

Взаимовыгодная концессия

Все формы франчайзинга обладают одним схожим признаком. В концессии участвуют две стороны, одна из которых является владельцем «раскрученного» бренда, а другая желает под этим брендом работать.

Возможность подобной кооперации и сделала франчайзинг таким популярным видом бизнеса. Для крупных компаний коммерческая концессия является прекрасной возможностью продвигать собственную продукцию в регионы. При этом франчайзер будет получать еще и дополнительный доход – плату за право работать под его маркой. Для франчайзи это шанс открыть собственный бизнес и сразу же занять определенное место на рынке товаров (услуг) с уже «опробованной» и известной конечному потребителю продукцией. Кроме того, франчайзер обучает сотрудников франчайзи методам работы и гарантирует оказание консультативной помощи в будущем. При этом он не несет значительных расходов на рекламу, а его деловая репутация «защищена» именем компании-франчайзера. Нередко фирма – получатель прав приобретает еще и возможность привлекать дополнительные кредитные ресурсы. Например, если франчайзер готов выступать гарантом по кредиту. Известны даже случаи, когда крупная компания заключала с банками соглашения о выдаче кредитов ее франчайзи на специальных, более выгодных условиях.

«Договорные» особенности

Договор коммерческой концессии подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Ее проводит налоговая, в которой стоит на учете правообладатель (приказ Минфина от 12 августа 2005 г. № 105н). Если франчайзером по соглашению выступает иностранная фирма, то такой договор регистрируется налоговой инспекцией компании-пользователя.

Выплаты вознаграждения по договору франчайзинга стороне-правообладателю могут быть в форме фиксированных разовых платежей или периодических выплат (роялти). Сумму платежей можно установить в виде отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи, или в любой другой форме, указанной в договоре (ст. 1030 ГК РФ).

Отметим, что договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены определенные ограничения прав сторон. Например, в нем может быть предусмотрено обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные права на закрепленной за франчайзи территории.

Фирму – приобретателя прав нередко обязуют не заключать подобные договоры с другими правообладателями-конкурентами в течение срока действия договора, и даже на какой-то период времени после его окончания. Другое популярное ограничение прав пользователя – необходимость согласования с правообладателем места расположения соответствующих коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление. И вот здесь малым фирмам, претендующим на участие в коммерческой концессии, следует быть внимательнее. Обычно компании-правообладатели предлагают к заключению свои проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы самих франчайзеров. При этом ограничения могут ущемлять права фирмы-франчази. Однако гарантом интересов последнего выступает гражданское законодательство, предъявляющее ко всем ограничениям одно жесткое условие: они не должны противоречить нормам антимонопольного законодательства для каждого конкретного сегмента рынка. В противном случае эти условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или даже любого другого заинтересованного в их отмене лица (например, самого франчайзи).

Тонкости бухучета

Если ваша фирма все же решилась заключить договор франчайзинга (выступить в роли франчайзи), то при ведении бухгалтерского и налогового учета надо будет учесть ряд моментов.

Для начала отметим, что предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности (например, торговых марок) относится к операциям с нематериальными активами. В бухгалтерском учете такие операции отражают на основании договора между правообладателем и пользователем.

Права на использование товарного знака, фирменного наименования и т. д. учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Инструкция по применению плана счетов (утверждена приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н) не предусматривает отдельного счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование от сторонней компании. Поэтому фирма-пользователь может самостоятельно открыть забалансовый счет, например, 012, и назвать его «Нематериальные активы, полученные в пользование».

Что же касается платежей по договору коммерческой концессии, то их учет не одинаков. Так, если соглашением предусмотрены периодические платежи, то организация-пользователь включает их в расходы отчетного периода.

Если же речь идет о разовом платеже в момент получения права, то он отражается в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Такие затраты фирма-пользователь списывает в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000).

Налоговый учет

налог на прибыль. Платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности фирма-получатель включает в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, эти суммы будут учитываться в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. Но для этого договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Такой же позиции придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 11 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/243, письмо УФНС по г. Москве от 23 января 2006 г. № 20-08/3582).

Порядок признания таких затрат зависит от того, какой метод учета использует компания: кассовый или начисления. Так, первый вариант предполагает признание расходов после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления разовый платеж включают в расходы равномерно в течение всего срока действия договора. Периодические платежи признают в том периоде, в котором происходит их начисление по условиям сделки (п. 1 ст. 272 НК РФ).

НДС. Деятельность по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ) и признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 кодекса). Это значит, что на сумму выплаченных по договору платежей франчайзер должен выставить франчайзи счет-фактуру с выделенным НДС. Суммы налога подлежат вычету у фирмы-приобретателя в установленном порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Иначе обстоит дело, если правообладателем выступает иностранная компания, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика. В этом случае местом реализации услуг считается страна регистрации их приобретателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 кодекса). Следовательно, российская компания будет выполнять функции налогового агента по отношению к «иностранцу» и перечислять НДС в бюджет (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Налоговый агент обязан рассчитать по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет (п. 6 ст. 161 НК РФ). За полученное право франчайзи заплатит иностранному собственнику бренда сумму без НДС.

обратимся к закону

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) Статья 1027. Договор коммерческой концессии

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.

это важно

Особые правила регистрации действуют в отношении договоров на передачу в пользование авторского права, прав на изобретение, полезных моделей и т. д. Такие соглашения, помимо прочего, должны быть зарегистрированы еще и в Роспатенте, в соответствии с приказом Российского агенства по патентам и товарным знакам от 29 апреля 2003 г. № 64.

обратимся к закону

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) Статья 1027. Договор коммерческой концессии

3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Начать дискуссию