Порядок создания комиссии по приему и списанию основных средств
Комиссию по приему и списанию основных средств (ОС) создают для контроля над движением активов организации, относящихся к ОС (п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Ее состав определяет генеральный директор предприятия. Для различных видов ОС могут быть сформированы разные составы (для приема и списания недвижимого имущества — один состав, оборудования — другой, транспорта — третий и так далее).
В комиссию обычно входят:
представители администрации организации;
технические специалисты (инженеры, строители, энергетики, механики, наладчики). Они должны обладать специальными знаниями и опытом и быть способными оценить состояние ОС, проверить его работу, готовность к эксплуатации, необходимость восстановления или ликвидации;
специалисты в других областях (экономисты, технологи, начальники производств и др.), которые могут планировать и просчитывать экономические выгоды от использования или выбытия ОС;
работники бухгалтерии, знающие правила оценки и учета ОС, их документального оформления.
В ее состав включают как минимум 2 человек (члены комиссии). Возглавляет работу председатель, которым может быть назначен любой работник организации. В его обязанности входит:
общее руководство, в частности, распределение обязанностей между членами комиссии;
подписание документов (протоколов заседаний, приемочных актов, актов списания и так далее);
организация заседаний.
Определяя численный состав комиссии, руководитель компании исходит:
из требований закона. В некоторых случаях нормативно-правовыми актами определен ее минимальный численный состав.
Например, для приемки ОС, поставленных в рамках выполнения государственного контракта, заказчик должен включить в комиссию минимум 5 человек (ч. 6 ст. 94 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
количества основных средств;
численности сотрудников предприятия.
Научим вести учет с использованием всех стандартов бухгалтерского учета. Просто и понятно разъясняем тонкости и сложности ФСБУ на курсе: «Семь новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация». Работайте без штрафов и претензий от налоговиков.
Скачать образец приказа о создании комиссии по приему и списанию основных средств
Форма приказа на законодательном уровне не утверждена. Поэтому документ составляют в свободной форме, как правило, на бланке предприятия. В нем прописывают:
дату и место составления;
регистрационный номер;
заголовок «О создании комиссии по приему и списанию основных средств»;
должность, Ф.И.О. председателя, должности и Ф.И.О. членов комиссии;
срок действия комиссии, например, один год. В таком случае приказ необходимо переиздавать ежегодно.
полномочия или ссылку на положение, регулирующее работу такой комиссии (при наличии).
В полномочия может входить сопровождение всех операций с объектами ОС. Например, прием поступающего имущества, ввод его в эксплуатацию, прием после ремонта, ликвидация ОС.
В некоторых случаях создают 2 комиссии: одну для приема, а вторую — для списания ОС. Также ее можно сформировать ситуационно, например, при поступлении или списании конкретного основного средства.
В компетенцию комиссии по приему основных средств обычно входит:
осмотр поступивших ценностей на предмет комплектности, соответствия техническим условиям, наличия повреждений (брака);
проверка первичных документов (товарной, транспортной накладной, акта приема-передачи) и технической документации на поступившее основное средство;
составление перечня мероприятий, необходимых для приведения имущества в состояние, пригодное к работе;
контроль подготовки объектов к эксплуатации и их ввода в эксплуатацию;
предоставление рекомендаций о величине срока полезного использования каждого объекта и других сведений, необходимых для начисления амортизации в бухгалтерском учете;
предоставление рекомендаций о величине срока полезного использования каждого объекта с учетом классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, для целей налогового учета;
документальное оформление включения объекта в состав ОС.
К компетенции комиссии по списанию ОС, как правило, относят:
осмотр объектов, подлежащих списанию;
установление причины списания;
определение возможности использования либо продажи отдельных узлов, деталей, материалов списываемых объектов и их оценка;
контроль ликвидации (демонтажа, утилизации) списываемых средств;
контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества и веса;
составление актов о списании (ликвидации) объектов ОС.
Приказ о формировании комиссии подписывает генеральный директор предприятия или уполномоченное им лицо. С документом под подпись знакомят всех членов комиссии.
Образец приказа о создании комиссии по приему и списанию основных средств.
Бланк приказа о создании комиссии по приему и списанию основных средств. Его можно скачать и внести свои данные.
Комментарии
3А если комиссию по списанию основных средств возглавит... сама старая клавиатура? Она точно знает, как быть списанной!
Как это регулируется?
Возможно, стоит предоставить большую гибкость, исходя из масштаба бизнеса.