Бухгалтерия

Отсроченный переход собственности: Минфин творчески развил позицию Президиума ВАС

Поставщик, применяющий метод начисления, должен признать доход в момент передачи товара покупателю, если договор предусматривает отсрочку перехода права собственности. Например, если право собственности перейдет к покупателю только после полной оплаты товара. Такова суть разъяснения Минфина России в официальном ответе на запрос редакции «УНП» (письмо Минфина России от 20.09.06 № 03-03-04/1/667).

"О дате признания доходов при отсрочке перехода права собственности" Письмо Минфина России от 20.09.06 № 03-03-04/1/667

Николай Морозов, эксперт «УНП»

Поставщик, применяющий метод начисления, должен признать доход в момент передачи товара покупателю, если договор предусматривает отсрочку перехода права собственности. Например, если право собственности перейдет к покупателю только после полной оплаты товара. Такова суть разъяснения Минфина России в официальном ответе на запрос редакции «УНП» (письмо Минфина России от 20.09.06 № 03-03-04/1/667).

Позиция финансового ведомства оказалась еще менее выгодной компаниям, чем мнение Президиума Высшего арбитражного суда. Точка зрения Минфина весьма спорная. Поэтому мы считаем, что если налоговики станут применять это разъяснение на практике и у компании возникнет конфликт, то она имеет неплохие шансы найти защиту в суде

 

Минфин vs Президиум ВАС РФ – есть ли противоречия?

Редакция «УНП» решила выяснить позицию финансового ведомства по спорному вопросу в связи вот с чем. На практике широко известен и применяется продавцами, применяющими при налогообложении прибыли метод начисления, следующий способ отсрочить уплату налога.

При методе начисления доход надо признавать на дату реализации (п.3 ст. 271 НК РФ). То есть на момент, когда к покупателю перейдет право собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ). Как правило, это происходит при отгрузке товара (п. 1 ст. 223 ГК РФ, п.1 ст. 458 НК РФ). Но у компании есть право изменить дату перехода права собственности. Если в договоре прописать, что оно перейдет к покупателю, например, после оплаты товара, то и реализация состоится именно в этот момент. Такие условия договора позволяют, по сути, превратить метод начисления в кассовый метод.

Однако судьи Президиума ВАС РФ решили ограничить компании в использовании таких налоговых вольностей. В пункте 7 «Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации»(*) арбитры изложили следующую позицию. Если до перехода права собственности поставщик не контролирует наличие и сохранность товара у покупателя, товар нельзя отличить от собственного имущества покупателя, и покупатель перепродает товар, то реализацию надо признавать на дату передачи товара. Президиум ВАС счел, что в таком случае фактические отношения сторон направлены на передачу права собственности вместе с товаром. Ведь право распоряжения имуществом принадлежит собственнику (п.1 ст. 209 ГК РФ). И налоговые последствия должны соответствовать фактическому положению вещей.

Но уже после разъяснений Президиума ВАС специалисты Минфина выпустили письмо от 20.07.06 № 03-03-04/1/598, в котором было категорично заявлено: при методе начисления доходы надо признавать исключительно исходя из срока перехода права собственности на товар, который определен в договоре. И раньше этого срока признавать доходы нельзя. Редакция «УНП» решила выяснить, придерживаются ли до сих пор в министерстве такой точки зрения, ведь она прямо противоречила позиции арбитров.

 

Из крайности в крайность

К изумлению экспертов «УНП», Минфин теперь не только согласился с разъяснениями судей, но и пошел дальше. Специалисты финансового ведомства не стали делать никаких оговорок относительно того, продает ли покупатель товар до перехода права собственности и контролирует ли поставщик до этого момента наличие и сохранность товара. В Минфине России нам подтвердили, что точка зрения ведомства именно такова: независимо от того, когда по договору право собственности перейдет к покупателю, доход надо признавать на дату отгрузки. И неважно, как покупатель будет обращаться с товаром после этого момента.

Это необходимо учесть компаниям, не желающим вступать в споры с чиновниками.

Однако «УНП» с Минфином не согласна. Ответ чиновников прямо противоречит положениям Гражданского и Налогового кодексов (об этих положениях мы рассказали выше). Тем не менее, спорить с ней имеет смысл далеко не всегда.

Чтобы рассчитывать на поддержку в суде, надо учесть позицию которую высказал Президиум ВАС РФ в упомянутом выше Обзоре. В договоре следует прописать условия, которые исключили бы квалификацию действий покупателя как собственника до перехода к нему права собственности на товар. То есть указать, что покупатель не в праве перепродавать товар до его полной оплаты (или иного момента, когда к покупателю перейдет право собственности), а продавец до этого момента вправе контролировать наличие и сохранность товара. Кроме того, необходимо, чтобы была возможность идентифицировать товар и отличить его от собственного имущества покупателя. В этом случае, шансы получить в суде защиту от претензий инспекторов весьма высоки.

_______

* Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98.

Начать дискуссию