Ведение бизнеса

Особенности развития компании в условиях франшизы

В статье рассматриваются положительные стороны покупки и работы по франшизе для индивидуальных предпринимателей и небольших компаний, и определяются необходимые аспекты взаимовыгодного сотрудничества брендов и покупателей франшиз, а также приводятся метрики, помогающие оценить эффективность использования рассматриваемой модели масштабирования.
Особенности развития компании в условиях франшизы
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

На сегодняшний день франшиза является одной из форм развития бизнеса, которая позволяет многим предпринимателям получить доступ к успешной бизнес-модели, в то же время не требуя от них полного контроля над брендом или бизнес-процессами.

Франшиза позволяет компаниям-участникам получить необходимые знания, поддержку и ресурсы для запуска и развития своего бизнеса, а бренду получить возможность для быстрого масштабирования при низком уровне издержек.

Однако, не все компании могут успешно развиваться в условиях франшизы, так как возможности предпринимателей зависят от большого числа факторов, а не только от узнаваемости бренда и выстроенной системы бизнес-процессов.

Развитие популярности франшизы в качестве способа масштабирования компаний

Эксперты утверждают, что в последние десятилетия развитие франшиз становится все более популярным методом масштабирования крупных корпораций, организаций и брендов.

Широкие возможности по масштабированию и увеличению географического присутствия на рынке для брендов и отсутствие необходимости в выстраивании собственных бизнес-процессов, развитии бренда и комплексной работе с маркетингом для франчайзи делают данную стратегию привлекательной для каждого из рассматриваемых контрагентов.

Широкое распространение использования франшиз как метода масштабирования и ведения бизнеса доказывают статистические данные:

  • В 2020 году в США было зарегистрировано более 773 000 франчайзи, которые работали в более чем 300 отраслях экономики (по данным от Национальной ассоциации франшизы США).

  • На сегодняшний день в странах Европы работают более 200 000 франчайзи. Данные компании заняты предпринимательской деятельностью в более чем 20 отраслях экономики (по данным от Европейской федерации франшизы).

  • По данным Международной ассоциации франчайзинга, в 2018 году в мире модель франчайзинга использовалась в 75 странах.

  • Согласно исследованию от компании Franchise Direct, в 2021 году наиболее популярными отраслями для франшиз были ресторанный бизнес, фитнес, предоставление образовательных продуктов и услуг, а также предоставление услуг по уходу за домом и автомобилями.

Важные аспекты создания франшизы

Одной из основных особенностей развития компании при использовании модели франчайзинга является установление четких правил, процедур и регламентов для всех франчайзи.

Этот шаг необходим для того, чтобы сохранить единство бренда и бизнес-процессов, что позволяет создать и поддерживать единое позиционирование бренда для потребителей.

Однако, данная стратегия может ограничить творческий подход франчайзи и привести к утрате локальной адаптации бизнеса под специфические условия местного рынка.

Еще одной особенностью успешного применения франшизы, как указывают исследователи, является реализация постоянной поддержки и обучения франчайзи со стороны владельца бренда. Не все франчайзи могут оказаться достаточно компетентными для успешного управления бизнесом, что может привести к снижению качества продукции и услуг и, как следствие, к снижению репутации бренда.

Исходя из данной вероятности консалтинговые агентства рекомендуют проводить углубленный анализ предприятий и индивидуальных предпринимателей, желающих приобрести франшизу, а также предоставлять регулярную профессиональную поддержку по обучению сотрудников, в особенности находящихся на позиции менеджеров. 

Также одним из важнейших аспектов является необходимость строгого контроля за финансовыми и организационными вопросами ведения бизнеса. В случае несоблюдения финансовых норм и правил, франчайзи может поставить под угрозу финансовую устойчивость компании-владельца бренда.

Более того, несоблюдение организационных правил может привести к нарушению бизнес-процессов, что может повлечь снижение качества продукции и предоставляемых по франшизе услуг и, как следствие, может снизить деловую репутацию бренда и лояльность целевой аудитории.

Оценка эффективности компаний, работающих в условиях франшизы

Одной из важнейших и основных метрик, по которой оценивается эффективность использования модели франчайзинга, является коэффициент рентабельности инвестиций (ROI).

Данный коэффициент позволяет оценить эффективность инвестиций в развитие бизнеса, а также показать, насколько они окупились. Чем выше значение ROI, тем более эффективными являются инвестиции.

Чем выше показатель параметра ROI, тем больше прибыли компания извлекает из каждой инвестированной денежной единицы. Однако, очень высокий уровень ROI может указывать на то, что компания не инвестирует достаточно в свой бизнес и может упускать возможности для роста и повышения темпов масштабирования.

Оптимальный уровень ROI зависит от конкретной отрасли и может быть различным для разных компаний и рынков, но положительным показателем для франчайзи является значение, превышающее 100%. 

Кроме того, для оценки эффективности развития компании, которая применяет в процессе масштабирования модель франчайзинга, можно использовать статистические данные по количеству новых франчайзи, общему объему продаж, а также по количеству претензий и жалоб со стороны франчайзи.

Ниже в статье представлен ряд основных показателей, используемых аналитиками для оценки степени развития бренда при использовании франшиз:

  • число активных франчайзи — количество фирм, работающих по франшизе;

  • доля франчайзи в отрасли — процентное соотношение числа франчайзи к общему числу фирм в рассматриваемой отрасли, помогающее определить степень присутствия бренда;

  • выживаемость франчайзи — доля франчайзи, которые остаются на рынке в течение определенного рассматриваемого периода времени;

  • средний доход франчайзи (как правило, используется средний годовой доход компаний-франчайзи);

  • средний доход франчайзера — общая метрика, показывающая суммарный финансовый результат (как правило, в годовом выражении). 

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев компании, использующие франшизу в качестве вектора развития и масштабирования, показывают стабильные положительные результаты, как и компании-франчайзи.

По статистическим данным аналитиков, в США 90% франчайзи остаются на рынке после 5 лет работы, а в Великобритании, по данным британской ассоциации франшиз BFA, за 2020 году 97% франчайзи показали положительные финансовые результаты.

Более того, показатели франшиз являются статистически высокими даже в сферах бизнеса с высокой конкуренцией. Например, согласно отчету от компании «Franchise Direct», в 2021 году в США средний годовой доход франчайзи в отрасли ресторанов составил $1,1 млн, а средний доход франчайзеров — $2,6 млн.

Примеры успешных кейсов

Примером успешной франшизы, который заслуживает внимания, является компания «DinoMashine».

Это предприятие специализируется на производстве аниматроников для парков развлечений, а также на строительстве скалодромов, аттракционов и колес обозрения.

«DinoMashine» выделяется на рынке своей доступностью и понятностью для потребителя. Они предлагают полный цикл производства, начиная с разработки программного обеспечения для движения фигур и заканчивая созданием каркасов и окрашиванием.

Уникальность «DinoMashine» заключается в том, что она остается единственной компанией подобного рода в СНГ и уверенно занимает лидирующие позиции на мировом рынке благодаря успешной франчайзинговой модели. Этот бренд уже создал колесо обозрения и Дино-парк, которые готовятся к отправке в Хургаду, а также планирует открытие парков в Шарм-Эль-Шейхе и Дубае.

К тому же, под франшизой «DinoMashine» разрабатывается самое крупное колесо обозрения в мире. Расчеты говорят сами за себя: их бизнес-модель на основе франчайзинга позволяет прогнозировать увеличение прибыли до 500 миллионов рублей.

Начать дискуссию