Воинский учет

Отчетность в военкомат: какую и куда сдавать, сроки подачи

В данном материале речь пойдет о том, какие учетные документы в рассматриваемой сфере должны быть у компаний-работодателей, а также какие отчеты, в какие сроки и куда нужно сдавать.
Отчетность в военкомат: какую и куда сдавать, сроки подачи
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Все фирмы должны вести учет призывников и военнообязанных, работающих по трудовым договорам, в том числе совместителей и дистанционных сотрудников. Такие действия не требуются только в отношении иностранцев и россиян, занятых по договорам гражданско-правового характера.

Документы по воинскому учету в организации

Компании ведут военно-учетную работу по документам, перечень, формы, порядок заполнения и хранения которых определяется российским Минобороны. На это указывает пункт 27 положения о воинском учете, утвержденного постановлением Кабмина от 27.11.2006 № 719.

Так, формы учетных документов, порядок их хранения и оформления установлены разделом IV инструкции по воинскому учету, утвержденной приказом Министра обороны от 22.11.2021 № 700. При ведении воинского учета также применяют документы, предусмотренные методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом ВС 11.07.2017, если положения этого документа не противоречат инструкции от 22.11.2021 № 700.

Согласно инструкции от 22.11.2021 № 700 каждой компании необходимы:

  • карточки граждан, подлежащих воинскому учету, по которым ведется учет призывников и военнообязанных.

Они составляются по форме № 10, которая приведена в приложении № 22 к инструкции. Прежде для военно-учетных целей использовалась личная карточка сотрудника по унифицированной форме № Т-2.

  • картотека указанных карточек;

  • вторые экземпляры списков граждан, пребывающих в запасе, с указанием регистрационного номера и даты направления в военкомат.

Форма таких списков установлена приложением № 23 к инструкции.

  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, находящихся в запасе ВС. В нем отражаются итоги проведенных проверок.

Форма журнала установлена приложением № 29 к инструкции. Указанный документ должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен директором или другим руководителем организации.

Результат проверки может также отображаться в акте, составляемом по результатам проверки. При создании такого акта в журнале проверок фиксируются данные о нем.

Руководствуясь методическим рекомендациям от 11.07.2017, каждая компания должна разработать:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования россиян, пребывающих в запасе.

Бланки этого документа приведены в приложении № 4 к методическим рекомендациям. Такой приказ издается при создании юридического лица, а далее — перед началом каждого календарного года.

Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, который функционирует на территории, где расположена компания или ее структурное подразделение.

Если военного комиссариата там нет, придется обратиться в орган местного самоуправления, который ведет первичный воинский учет в этой местности;

  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Вариант плана приведен в приложении № 17 к методическим рекомендациям. Компании разрабатывают его в течение календарного года и согласовывают с военным комиссариатом муниципального образования.

Если такой орган отсутствует, план координируют с главой муниципалитета сельского поселения или городского округа. Утверждает план директор или другой руководитель компании при ее образовании, а дальше перед началом каждого календарного года.

  • служебное делопроизводство по вопросам ведения в юридическом лице воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

  • другие документы в соответствии с требованиями органов власти, местного самоуправления и руководителя компании;

  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Номенклатуру военно-учетных дел лучше всего включить в сводную номенклатуру дел компании. При этом дополняется раздел номенклатуры того подразделения фирмы, которое ответственно за воинский учет. Это может быть отдел кадров или секретариат.

Для разработки номенклатуры дел компании можно использовать форму, приведенную в приложении № 25 к п. 4.18 правил, утвержденных приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526.

Военно-учетные документы следует хранить в учреждении на протяжении сроков, предусмотренных перечнем типовых управленческих архивных документов, утвержденным приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Так, журналы проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, находящихся в запасе, должны храниться на протяжении 5 лет, начиная с 1 января года, следующего за тем, в котором было завершено их ведение.

Аналогичный срок хранения планов работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Самовольно сокращать эти сроки нельзя.

Необходимо также учитывать сроки хранения документов, установленные инструкцией от 22.11.2021 № 700. Согласно ее положениям вторые экземпляры списков граждан, пребывающих в запасе, хранятся в организации в течение одного года.

Все учетные документы заполняют на основании:

  • удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников. В том числе подойдет электронная форма этого документа;

  • военного билета, а также временного удостоверения или справки, выданных взамен военного билета, — для военнообязанных.

Это следует из пункта 28 Положения от 27.11.2006 № 719, п. 32 инструкции от 22.11.2021 № 700

Для тех, кто хочет получить практику и подтвердить документально навыки предлагаем пройти курс повышения квалификации «Воинский учет в организации: ведение, заполнение документов и работа в 1С».

Вы узнаете: 

  • какие новые требования предъявляются к ведению воинского учета;

  • про документы воинского учета и как вести учет в 1С:ЗУП;

  • за какие нарушения воинского учета введены новые штрафы.

Получите пошаговую инструкцию, образцы заполнения документов по правилам 2023 года и удостоверение ФИС ФРДО.

Только сейчас действует скидка на курс: 7 499 ₽ 14 999 ₽. Старт потока: 1 ноября.

Купить курс

Отчетность по воинскому учету

Компании должны представлять сведения, связанные с ведением воинского учета, по установленным формам.

Рассмотрим подробнее, сдача какой отчетности необходима в 2023 году.

Согласно закону от 28.03.1998 № 53-ФЗ, положению, утвержденному постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719, методическим рекомендациям от 11.07.2017 в этот перечень входят:

  • сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или его увольнении. Такие данные предоставляются по форме, приведенной в приложении № 2 к Положению от 27.11.2006 № 719. Сведения направляются в течение 5 дней со дня принятия на работу или увольнения в военные комиссариаты или муниципалитеты;

  • необходимые для ведения воинского учета сведения о сотрудниках, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять, при их изменении — в течение 5 дней со дня изменения сведений;

  • необходимые для ведения воинского учета сведения о специалистах, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете, по форме, приведенной в приложении № 10 к методическим рекомендациям. Сведения направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления по их запросам;

  • сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения компании, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья сотрудников, состоящих на воинском учете, по форме, приведенной в приложении № 2 к порядку, предусмотренному в приложении № 13 к методическим рекомендациям. Информация передается в военные комиссариаты в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений;

  • сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять — представляется в течение 3 рабочих дней в военные комиссариаты. Форму, по которой направляются данные сведения, нужно уточнить в военкомате;

  • списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений карточек с учетными данными людей, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах — не реже одного раза в год. Составляют по форме, предусмотренной приложением № 23 к инструкции от 22.11.2021 № 700.

Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом, ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится компания, или органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет.

Списки подготавливают в 2 экземплярах, второй из которых с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации на протяжении года.

  • карточку учета организации. Унифицированная форма этого документа законодательством не установлена. Обычно ее представляют по форме, утвержденной письмом Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА. Сроки, порядок представления карточки и ее точную форму надо уточнить в своем военном комиссариате и комиссии по бронированию, поскольку они могут отличаться в зависимости от региона.

С военным комиссариатом муниципального образования также нужно согласовать приказ об организации воинского учета граждан и план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (п. п. 22, 37 методических рекомендаций от 11.07.2017).

Россияне, которые работают в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в IT-сфере, вправе получить отсрочку от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет на период такой работы (п. 2 указа Президента от 02.03.2022 № 83). Для предоставления сотрудникам отсрочки указанные компании должны подать через портал «Госуслуги» список этих лиц в Минцифры.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением Правительства от 28.03.2022 № 490, аккредитованные компании, работающие в сфере информационных технологий, должны представлять в военный комиссариат информацию об увольнении людей, получивших отсрочку от призыва на военную службу.

Куда сдавать отчетность по воинскому учету

Все компании, у которых работает хотя бы один призывник или работник, состоящий в запасе, обязаны вести воинский учет и сдавать отчетность в военкоматы по территориальному принципу.

Если на конкретной территории нет действующего военкомата, сведения подают в муниципалитет сельского поселения или городского округа. За нарушение воинского учета и несвоевременную сдачу отчетности на ответственное должностное лицо налагают штрафы.

Компании, работающие в области информационных технологий, кроме отчетности в военный комиссариат, для предоставления отсрочки от армии своим специалистам подают сведения в Минцифры

Сроки сдачи отчетности по воинскому учету

Сроки сдачи отчетности по воинскому учету зависят от ее вида. Чтобы не пришлось выплачивать штраф, ответственному лицу компании нужно знать и соблюдать их.

Таблица. Сроки сдачи отчетности по воинскому учету.

Отчетность

Сроки

Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы

В течение 5 дней со дня принятия или увольнения человека с работы

Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять, при их изменении

В течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений. Данные направляют с использованием портала «Гослуслуги» или, при наличии технической возможности, с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг

Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять — по запросу военного комиссариата или муниципалитета

В двухнедельный срок с момента получения соответствующего запроса военного комиссариата или органа местного самоуправления

Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете

В течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений

Сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять

В течение 3 рабочих дней. Сведения направляют с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг

Списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений карточек с учетными данными россиян, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах

Не реже одного раза в год.

Карточка учета организации

Ежегодно. Сроки и порядок ее представления нормативно не установлены, обычно такую отчетность сдают перед новым годом. Эту информацию лучше выяснить в своем военкомате

Списки граждан из числа работающих в аккредитованных организациях в сфере информационных технологий, которым предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу

Не позже, чем за 50 календарных дней до начала очередного призыва на военную службу. Представляют в Минцифры в электронном виде с использованием портала «Госуслуги»

Сведения от аккредитованных компаний в сфере информационных технологий об увольнении граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу

В двухнедельный срок

Начать дискуссию

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Интересные материалы

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.