Мотивация персонала

Топ-6 ошибок при мотивации сотрудников

Уровень мотивации и лояльности персонала всегда зависит от действий руководителя. Если он допускает ошибки на этом пути, то даже активные сотрудники со временем могут потерять интерес к работе. Рассказываем как этого избежать.
Топ-6 ошибок при мотивации сотрудников
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

«Если тебе нужен руководитель, чтобы решить проблему, то ты не нужен руководителю», — сказал мне опытный коллега о нашем новом боссе. Он имел в виду, что нужно стараться решать все вопросы самостоятельно. Сможешь ли ты решить все вопросы сам? Это как повезет. Может и сможешь, а может и нет. 

Самый сильный эффект на мотивацию сотрудника оказывают первые недели работы с новым руководителем. Либо сотрудник только что пришел на работу в компанию либо, ты как руководитель принял сотрудника под свое управление из другого отдела. Суть примерно одна и та же.

В течение нескольких первых недель совместной работы сотрудник постоянно будет оценивать для себя две вещи: смысл работы как таковой и взаимодействия с тобой. И конечно, много зависит от тебя как от руководителя.

На первых этапах сотрудник будет работать на своей внутренней мотивации. А далее, если что-то пойдет не так, то у сотрудника начнет возникать вопрос: «Зачем мне это надо?» И это тоже вопрос внутренней мотивации.

Фатальные ошибки в мотивации персонала практически всегда связаны с внутренней мотивацией сотрудника. Вот самые частые из них.

1. Игнорирование карьерных целей сотрудника

 Мотивация сотрудникаэто всегда личное. Карьерные цели сотрудника — это тоже его личные цели. Их нельзя игнорировать.

Эти цели — причина его нахождения в организации. Если его цели — только деньги, то компании не повезло. Такой сотрудник либо просто хочет подзаработать, либо вообще плохо понимает, что ему нужно от жизни и от карьеры. 

К счастью, только финансовая мотивация встречается редко. Чаще всего цель заработка идет рука об руку с профессиональными целями. Не буду подробно описывать материальную мотивацию. Приведу пример классификации заработка.

По своему мотивирующему эффекту зарплаты делятся на три типа: «зарплата расстраивает», «зарплата нормальная» и «зарплата конкурентная». И чтобы зарплата не была демотивирующим фактором, по этой классификации она должна быть хотя бы «нормальной».

Поговорим лучше о карьерных целях сотрудника. Попробуйте посмотреть на мир глазами своего сотрудника. Большинство работников мечтают о профессиональном росте. И отсутствие роста — одна из основных причин смены места работы. 

Мы не можем предложить всем сотрудникам новые должности, но мы можем предложить им новый опыт и рост внутри их позиции в компании.

Новый опыт — это тоже новые возможности. И статус самой должности тоже может расти. Да и предложить сотруднику новую роль тоже можно в той же самой должности. Слово «возможность» — здесь ключевое. Сотрудник всегда сравнивает возможность учиться и развиваться здесь и сейчас с возможностью учиться и развиваться где-либо еще. Задача работодателя — выигрышно выглядеть в этом сравнении. 

2. Бывает нам везет, а бывает – мы учимся на ошибках...

Большинству людей нравится развиваться и совершенствоваться, поэтому важно давать сотрудникам обратную связь (как положительную, так и отрицательную). К сожалению, отрицательная обратная связь встречается гораздо чаще. А как человек будет себя чувствовать, если ему говорят только о его недостатках и ошибках? Вероятнее всего, начнет смотреть в сторону выхода... Самоуважение и любовь к себе — это ключевые драйверы развития человека.

Если руководитель дает сотруднику обратную связь редко или хаотично, то это значит, что он не верит в ее силу. Но есть масса исследований, доказывающих, что обратная связь для любого человека имеет колоссальный эффект. Поэтому важно отмечать успехи сотрудника и умело говорить об ошибках. 

Самое худшее — это обесценивание проделанного труда: «Ты меня не удивил»; «Ничего нового ты мне не рассказала»; «Совершенно бесполезная презентация»; «Много работы не является критерием ее качества» и т.д. Обратная связь должна быть конструктивной: показывать недостатки, преимущества и точки для роста одновременно.

3. «Помоги себе сам» и «все — взрослые люди...»

У людей всегда есть цели. Свои личные цели люди ставят себе сами. А вот цели в работе желательно поставить совместно с руководителем. Но одной постановки недостаточно. Цели сами по себе отвечают на вопрос: «Что делать?» А еще есть вопрос: «Как делать?» К сожалению, наиболее часто встречающийся ответ на него звучит примерно как: «Помоги себе сам...»

Но вопрос «Как делать?» — это не последний вопрос, который задает себе сотрудник. Есть еще вопросы: «Зачем?» или «Для чего?» И ответы в ключе: «Каждый делает свою работу...» или «Так надо...» или «Все — взрослые люди...» сотруднику никак не помогают.

Что сотрудник понимает, когда смотрит на свой список дел? Есть ли у него понимание, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую, а что в третью? Хочется ли сотруднику взяться за все эти дела с энтузиазмом или наоборот сбежать от этих дел куда подальше? При этом сотрудник может очень хорошо знать ответ на вопрос: «Что делать?» То есть цели сотруднику понятны. Но не всегда понятно, как этих целей достичь. Поэтому где-то на заднем фоне всегда мерцает вопрос: «А зачем?»

Эффективная постановка цели для сотрудника начинается с того, чтобы увидеть момент достижения цели в будущем и пользу, которую по итогам получат организация и сотрудник.

Именно так ставят перед собой цели профессиональные спортсмены. В спорте мотивация не работает по-другому. После постановки цели начинается напряженная совместная работа с тренером. Ключевое слово: «совместная». И зачастую именно тренер гораздо лучше знает ответ на вопрос: «Как делать?» Профессиональный спорт — это потрясающе интересная среда для изучения вопросов мотивации.

4. Конфликты или слишком много эмоций

У всех разный жизненный опыт и разные точки зрения. И, конечно, конфликты в коллективе случаются. Задача руководителя — постараться добраться до первопричины конфликта и умело ее устранить.

Нельзя выпускать конфликты из-под контроля. Это разрушает отношения в коллективе.

Это также касается излишней эмоциональности. Не всем она по душе. Эмоции — это всегда отношение к вопросу. Мышление человека состоит из двух частей: когницио — процесс осмысления, эмоцио — отношение человека или реакция на то, о чем думает. Когда эмоций слишком много, это начинает вызывать раздражение у других. Ведь у всех свои точки зрения и свое собственное отношение к тем же самым вопросам. 

Эмоции — это не обязательно горячий темперамент, импульсивность или слишком много слов. Эмоции вполне могут выглядеть флегматично. И иногда флегматик своим отношением к какому-либо вопросу может воздействовать на окружение гораздо сильнее, чем импульсивные люди. Вопрос в пропорции эмоций.

Задача руководителя — помогать сотрудникам искать баланс и выражать эмоции экологично. 

5. Отсутствие доверия

Люди чувствуют, когда им не доверяют. Доверие — это клей, который держит всех вместе. Большинство людей имеют сильную внутреннюю мотивацию сделать работу хорошо. И нет ничего неправильного в том, чтобы контролировать своих сотрудников. Но люди хотят, чтобы в них верили.

Все может начинаться совершенно безобидно, например, с создания новых правил и внедрения новых процессов. Здесь руководитель должен понимать, что любое нововведение может считываться, как недоверие к коллективу.

Если в твоей организации нет таких сложных условий, и цена ошибки не так высока, то некоторые процессы не стоит контролировать и отдать ответственность сотрудникам. Там, где нужен контроль – стоит обсудить с командой для чего он нужен. Такой подход поможет тебе выстроить атмосферу доверия в команде.

6. Микроменеджмент или слишком много доминантности

Есть несколько исходных причин поведения микроменеджера: страх провала, недоверие своей команде или ее отдельным членам, нереалистичные ожидания, желание доминировать.

Микроменеджмент практически всегда повышает уровень тревожности среди сотрудников. Это наносит ущерб результативности.

Микроменеджмент хорош только там, где все обязанности сотрудников очень подробно описаны. Такое встречается в отраслях, где есть сверхвысокие требования к качеству, например, на высокоточных производствах или в организациях с высокими стандартами сервиса. Но там и микроменджмент — это стиль управления, направленный на обеспечение бескомпромиссного стандарта качества. Это правила игры, и сотрудники о них знают уже на входе в организацию. 

В большинстве организаций нет таких потребностей. Микроменеджмент — это желание менеджера организовывать все на свое усмотрение. Другие сотрудники не станут терпеть микроменеджмент продолжительное время. Кого-то может удерживать «имя» компании. Сотрудники держатся за возможность работать в известной компании. Хотя даже это не удержит сильных специалистов, так как микроменджмент создает токсичную атмосферу в коллективе, которая убивает все желание продолжать работать в этой компании.

И в заключении, о самом главном — сотрудник очень быстро может начать терять мотивацию к работе. Для этого бывает достаточно совершить всего одну ошибку мотивации из вышеперечисленных.

Сотрудник без мотивации в лучшем случае будет работать на стандартный результат и, как правило, без отдачи. А в худшем случае он превратится во «внутренне уволившегося» сотрудника, который может быть даже опасен для коллектива. И практически всегда это ответственность руководителя.  

Комментарии

1
  • «Если тебе нужен руководитель, чтобы решить проблему, то ты не нужен руководителю»

    Немного разовью эту мысль😏

    ...чтобы решить проблему

    Которую зачастую сам же руководитель и создает😀

    Отсюда вопрос🤓

    Нужен ли ТЕБЕ такой руководитель😉

    Тема мотивации конечно многогранная🚀

    Одна из граней - это вопрос

    Достоин ли я носить гордый титул руководитель, если мне приходится мотивировать сотрудников🤔

    Может достаточно грамотно объяснять ДЛЯ ЧЕГО? нужно выполнить ту или иную задачу😎

    Иногда можно объяснить КАК? эту задачу надо выполнить.

    Ситуации могут быть разные. Кризис, когда все могут поплыть.

    В такие моменты появляется возможность вырасти из начальника в руководителя😎

    А это, если не определять статус табличкой на кабинете, две большие разницы😉

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Интересные материалы

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.