Счета-фактуры

Почему счет-фактура не считается первичным документом

Правильно составленные первичные документы подтверждают расходы. А годится ли для этого счет-фактура?
Почему счет-фактура не считается первичным документом
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чем подтверждают затраты для отнесения их сумм в расходы

Документацией, подтверждающей затраты, являются:

  • документы, оформленные в рамках российского законодательства;

  • документы, косвенно подтверждающие расходы (их список не новый и повторяется во многих разъясняющих письмах: таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе).

А что относится к документам, оформленным «в рамках российского законодательства»?

В статье 313 НК говорится, что подтверждением данных налогового учета являются (в том числе) первичные учетные документы. Они должны быть оформлены в соответствии с положениями статьи 9 закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля и применять знания на любом участке учета: работать с первичкой, вести полноценный бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, сдавать любую отчетность, работать в 1С, управлять финансами и оптимизировать налоги, мы разработали новый курс профессиональной переподготовки Бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С.

Сейчас курс можно купить по сниженной цене за 9 900 вместо 29 900 рублей. Спешите!

Купить курс

Главное назначение первичного документа

К первичным документам, участвующим в документообороте фирмы, согласно ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», относятся бумаги, в которых зафиксировано совершение факта хозяйственной жизни.

Факт хозяйственной жизни означает сделку, событие, операцию, которые оказывают (или способны оказать влияние) на финансовое положение, финансовый результат, движение денежных средств компании (п. 8 ст. 3 закона № 402-ФЗ).

Таким образом, если документ подтверждает сделку, событие, операцию, отвечает требованиям пункта 8 статьи 3 закона № 402-ФЗ и содержит обязательные реквизиты, то он относится к первичным учетным документам.

Согласно пункту 1 статьи 169 НК, счет-фактура — это документ, который, в случае правильного оформления, служит основанием для вычета НДС, предъявленного покупателю продавцом.

Счет-фактура не подтверждает сделку. Поэтому он не относится к первичным. Для подтверждения расходов он может быть использован, но не «в одиночку», а вместе с другими документами, которые являются первичными.

На это обратил внимание Минфин в письме от 14 апреля 2023 г. № 03-03-06/1/33601.

Комментарии

27
  • По сути — СчФ это налоговый регистр.

    Я использую такой аргумент, когда объясняю клиентам про про значение документального оформления ФХД и что такое юридический факт.

    На нормальном языке, конечно же )))

  • Жанна

    Некоторые и счет считают первичным документом, особенно бюджетники.

    • Вита Петрова

      Некоторые бюджетники не тупее вас, Жанна) И, если от вас требуют весь пакет документов для оплаты, то только потому, что на это есть требование Казначейства. А у бюджетников каждый платеж санкционируется. Это вам не в клиент-банке платёжки шлепать)

      • Жанна

        я имела в виду не эту ситуацию, а наоборот - когда бюджетники должны оформить первичные документы для контрагента. На просьбу предоставить "закрывашки", они искренне удивляются: "Мы же дали вам счёт, что вы еще хотите?" И, кстати, счет от счета-фактуры многие тоже не отличают.

        ЗЫ. А вот насчет того, кто тупее - я думаю, что тот, переходит на личности, не разобравшись в вопросе.

        • Вита Петрова

          И заем про подтверждении

          ...

      • VadimBA

        Это вам не в клиент-банке платёжки шлепать)

        Правильнее не шлепать, а клепать. 😉

        Шлепать - это когда харассмент делают. 😃

        • Вита Петрова

          Харрасмент вам тут Вика делает, мозговой, множественный) А я шлЁпаю пальцами по клавиатуре.

          О! Не харрасменьте мне мозги, пожалуйста)

          • VadimBA

            А я шлЁпаю пальцами по клавиатуре

            Ох, с такими-то талантами плачет по Вам Дума! 😃

            Десяток-другой тамошних обитателей точно замените...

    • Да, это печаль.

      мы с чем сталкиваемся, когда на коммерческий учет откликаются бюджетники. Очень сложная адаптация у них. У нас нет ресурса.

      И я каждый раз спрашиваю, вот вы переходите в коммерцию, а как готовились? Курс по работе в 1С прошли? План счетов и проводки подучили? Письма минфина свежих начитались по основным вопросам по налообложения.

      Пока не один не ответил — да. Поразительное упорство (()

      • Вита Петрова

        Ничего, скоро и вас ИИ заменит, будете сталкиваться с другими проблемами)

      • AhmadDok

        Вы считаете курсы надо проходить до того как начать работать? Это может иметь силу с какими-то базовыми понятиями, теориями. Но основной курс обучения должен идти вместе с работой. По моему так).

        • Очень странно, если я без предварительного обучения пойду работать поваром в ресторан, имея навык и знания по приготовления блюд только на бытовом уровне.

          Если человек работает в бюджете и хочет перейти в коммерцию, конечно же, нужна предварительная подготовка.

          В Бюджетном учёте человек профессионал. Но, оставляет эту профессию за бортом.

          В коммерческом учёте знания есть, но, на бытовом уровне, из института и общее понимание процесса.

          А на новой работе придётся решать рабочие задачи, которые требуют профессионализма уже в коммерческом учёте. Нужны знания на уровне профессионализма здесь и сейчас. Без подготовки — будет ну очень сложно. А зачем? Если можно подготовится по коммерческому учёту, параллельно продолжая работу в бюджетном учёте. и выйти на рынок труда с большим количеством знаний умений и навыков. Мне кажется, это отличная стратегия.

          Иначе придётся искать работу, где есть наставничество, и постепенное наращивание объемов и сложности.

          Вы когда такую работу видели в последний раз? ))) Я вообще ни разу не видела)))

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру