Источник: журнал «СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА» №3, 2006 Автор: О. Алексеева
Представляю вашему вниманию важные для бухгалтера положения внутреннего циркуляра ФНС России о том, как проверять декларацию по налогу на прибыль и выбирать предприятия для назначения выездной налоговой проверки по прибыли.
Речь идет о внутренней методичке, которой руководствуются налоговики и которая удачно оказалась в распоряжении редакции журнала «Семинар для бухгалтера».
Что проверяют?
Декларация каждого предприятия может быть подвергнута двум этапам камеральной ревизии. Первый этап - общий для всех. Второй - выборочный, для «счастливчиков». Итак, на первом этапе налоговики уделяют внимание самим показателям налоговой декларации, смотрят их абсолютную величину, контрольные соотношения. Примеры некоторых из этих соотношений вы можете увидеть в таблице 1: стр. 1, стр. 2.
В определенных случаях инспектор обязательно попросит вас пояснить, как рассчитаны конкретные суммы. Так, это обязательно произойдет, если вы:
- заявите льготу по налогу на прибыль;
- применяете пониженные ставки налога;
- имеете убыток от финансово-хозяйственной деятельности;
- отражаете в декларации средства целевого финансирования и другие аналогичные средства;
- получили убыток по операциям, финансовый результат по которым учитывается в особом порядке, например от обслуживающих производств и хозяйств, от реализации права требования, ценных бумаг и др.
Также пояснения у вас могут попросить, если инспектор увидит значительные отклонения показателей прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности. Например, когда в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в декларации по налогу на прибыль - убыток.
Обратите внимание: инспектор запрашивает именно пояснения, а не первичные документы! Принести «первичку» он может попросить только если после ваших пояснений у него будут основания полагать, что база по налогу на прибыль занижена.
Таким образом, ФНС России рекомендует своим нижестоящим инспекциям сначала провести анализ показателей деклараций, затем получить пояснения по возможным несоответствиям. И только после этого, если останутся сомнения, требовать первичные документы по отдельным операциям.
Группа риска
Организации, декларации которых подвергаются второму этапу проверки, мы условно назвали «группа риска». К ней прежде всего относятся крупнейшие налогоплательщики, которые обеспечивают не менее 60 процентов всех поступлений по инспекции. Сюда же включаются и те, кто при больших оборотах платит слишком маленькие суммы налога на прибыль либо заявляет убытки. Особенно это касается высокодоходных сфер экономики, таких как нефтегазовая промышленность, банковский сектор, операции с недвижимостью, сфера услуг и др.
Кроме того, к группе риска могут быть отнесены и те, кто в предыдущих периодах допускал ошибки в декларациях. Отмечу, что именно из «группы риска» налоговики выбирают претендентов для выездной налоговой проверки.
Сами налоговики второй этап проверки называют «экономическим анализом». Применяя его, они выясняют причины значительных изменений финансово-экономических показателей организации и проверяют взаимоувязку налоговых баз по различным видам налогов. Пример взаимоувязки приведен в таблице 2.
Также налоговики смотрят на сопоставимость оценки деятельности организации во всех налоговых декларациях. Например, у фирмы растет доля расходов на оплату труда. Тогда, очевидно, должны увеличиваться и суммы поступлений единого социального налога. Или такая ситуация. Налогоплательщик декларирует значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт. В таком случае можно предположить, что изменение мировых цен на экспортируемые плательщиком товары должно прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли, и наоборот.
Что будет
Контрольные соотношения, приведенные налоговиками во внутренних методических рекомендациях, очень полезны бухгалтерам. Прежде всего в целях самоконтроля. И, на мой взгляд, чем больше было бы подобных «проверочных формул», тем лучше. Но, конечно же, не в закрытых методичках, а в открытом доступе, для всех. Тогда работать было бы проще как налоговым инспекторам, так и бухгалтерам.
Если говорить о самой процедуре камеральной проверки, то данный формуляр ФНС в очередной раз показывает нам, что декларация по налогу на прибыль - это серьезный документ, заполнять который нужно всегда внимательно и обдуманно. Я это говорю, потому как иногда сталкиваюсь с такой бухгалтерской позицией, что, мол, декларация большая, разобраться сложно, и главное, что итоговая сумма рассчитана верно. А что там внутри - по каким строкам разнесены доходы и расходы, - уже не суть важно. Важно. Поскольку строки, как мы видим, анализируются и сравниваются. А на основании выявленных ошибок налоговики делают определенные выводы вплоть до решения провести выездную проверку.
Что касается запрашиваемых первичных документов, то я надеюсь, что их количество снизится. Потому как федеральные налоговики прямо указывают своим коллегам не злоупотреблять данной процедурой.
Начать дискуссию