О.Ю. Мещерякова, эксперт "УНП"
Размер расходов на рекламу, принимаемых при исчислении налога на прибыль, организации проверяют в течение года - за каждый отчетный период, а также в целом за налоговый период.
Норматив рассчитывают нарастающим итогом с начала года, и не учтенные в одном отчетном периоде расходы могут быть признаны в другом. Но несмотря на это, по ПБУ 18/02 "Учет расходов по налогу на прибыль" сверхнормативные расходы - это всегда постоянная разница, которую при дальнейшем соблюдении норматива нужно будет погасить.
Пример.
В III квартале 2003 года на рекламу, нормируемую в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ, организация потратила 50000 руб. Это стоимость продукции организации, бесплатно переданной потенциальным потребителям в рамках рекламной кампании. Выручка от реализации за 9 месяцев 2003 года без НДС и налога с продаж составила 4500000 руб.
В IV квартале 2003 года нормируемые расходы на рекламу составили 10000 руб., а выручка без НДС и налога с продаж - 2000000 руб. В I и II кварталах расходов на рекламу у организации не было.
На организацию распространяются требования ПБУ 18/02.
В бухгалтерском учете рекламные расходы и в III, и в IV кварталах отражены полностью.
Определим размер расходов на рекламу, учитываемых в налоговом учете за 9 месяцев 2003 года: 4500000 руб. x 1% = 45000 руб.
Сверхнормативные расходы на рекламу - 5000 руб. (50000 - 45000) по ПБУ 18/02 - постоянная разница, которая образует постоянное налоговое обязательство:
Дебет 99 Кредит 68 - 1200 руб. (5000 руб. x 24%) - сформировано ПНО.
В IV квартале бухгалтер пересчитает норматив расходов на рекламу в целом за 2003 год:
(4500000 руб. + 2000000 руб.) x 1% = 65000 руб.
Фактически за 2003 год были произведены нормируемые расходы на рекламу в размере 60000 руб. (50000 + 10000). Их полностью можно учесть при налогообложении. И в бухгалтерском и в налоговом учете будет принята одна и та же сумма рекламных расходов, разницы в учетах не возникает. Значит, всю сумму начисленного ПНО требуется погасить:
Дебет 68 Кредит 99 - 1200 руб. - списано ПНО.
Предположим, нормируемые рекламные расходы за год составили не 60000 руб., а 68000 руб. Тогда постоянная разница за год была бы равна 3000 руб. (68000 - 65000). И сумму начисленного в III квартале ПНО нужно было бы погасить на 480 руб. (1200 руб. - 3000 руб. x 24%) проводкой по дебету счета 68 и кредиту счета 99.
Начать дискуссию