В преддверии очередного отчетного периода многие бухгалтеры с ужасом оглядываются на сдачу полугодового баланса. Сначала подвели бухгалтерские программы, в которых были заложены неверные цифры, затем – электронные каналы связи.
Июльские круги ада
Программное обеспечение для бухгалтерского учета и общение с налоговой инспекцией через интернет, включая просмотр лицевых счетов, – безусловные достижения технического прогресса. Бухгалтеры, ставшие уверенными пользователями компьютерных благ, могут растягивать свой режим работы до полуночи и брать подработку в неограниченном количестве. Однако в июле те, кто предпочитает заполнять декларации, пользуясь калькулятором или Excel, перестали завидовать заработку своих «мобильных» коллег.
По неофициальной статистике служб техподдержки различного бухгалтерского программного обеспечения, налоговую отчетность «одним нажатием кнопки» формируют от 5 процентов (в среднем по России) до 25 процентов (в крупных городах и «нефтяных» регионах) бухгалтеров. Именно этот процент пережил первую волну июльских неудач со сдачей отчетности, связанную с огрехами бухгалтерских программ, формирующих отчетность на автомате. Вторая волна была вызвана интернет-операторами, выполняющими роль посредников между фирмами и налоговыми инспекторами.
Вредоносная программа
Разработчики бухгалтерских программ в России уже несколько лет колдуют над тем, чтобы вывести продукты на новый уровень. Простой агитацией бухгалтеров-«ретроградов» и скуповатых директоров фирм не проймешь, и разработчики прибегают к своему излюбленному методу, имеющему большое сходство с шантажом, – задержке обновлений.
Среднестатистический бухгалтер начинает задумываться над необходимостью приобретения программы нового поколения именно в тот момент, когда сталкивается с задержкой обновлений старой программы. Такой бухгалтер помнит, как при деноминации рубля, новую версию обновили за месяц до деления всех денежных сумм на тысячу, а старую – только в конце первого квартала, хотя рубли были деноминированы с началом нового года.
Более молодым бухгалтерам хватает понимания того, что без ежеквартальной закачки новой порции обновлений сформировать отчетность невозможно. Ведь, несмотря на то, что полностью автоматически сформированную отчетность сдают немногие, никому не хочется заполнять вручную тот же ИНН на каждой странице налоговой декларации. Программы предоставляют возможность «доработать» вручную показатели деклараций и при этом не препятствуют формированию файлов для сдачи отчетности в электронном виде.
Задержку обновлений к отчетности за первый квартал этого года списали на множество объективных причин, далеких от того, чтобы связать их с откровенным шантажом разработчиков. В частности, одной из причин была названа необходимость доработки нового продукта и, следовательно, переброска большинства персонала на решение этой приоритетной задачи.
В июле «объективная» нехватка у разработчика квалифицированных кадров стала настоящей трагедией. Обновления форм отчетности вышли своевременно, но с самыми нелепыми ошибками. Например, программа вместо того, чтобы учесть тот или иной показатель декларации с минусом ставила «плюс» и наоборот. Судя по летним скандалам, бухгалтеры так доверяют своим компьютерным программам, что не удосуживаются проверить арифметику.
Разработчик программы принес извинения. Например, московские бухгалтеры могли прослушать его каждый день в метро, по дороге на работу. Информация, предупреждающая бухгалтеров об опасности, была размещена и на сайтах налоговых управлений. Налоговикам явно не хотелось выставлять инкассо на суммы, которые могут исчезнуть, как только фирмы подадут уточненные расчеты.
Разработчик быстро исправил ситуацию и бухгалтеры, которые практикуют сдачу отчетности в последние сроки, не заметили разницу между сдачей отчетности за один квартал и за полугодие. Кстати, описание исправлений, в экстренном порядке, внесенных в программу, занимает 82 страницы мелким шрифтом.
Экстремальный интернет
Отчетность на дискетках – бальзам для душ налоговых инспекторов, совершенно не облегчает участь бухгалтера. Объявления в инспекции о том, что отчетность на дискетах принимается вне очереди, становятся неактуальными, начиная с 20-х чисел отчетного месяца. К тому же электронные файлы не отменяют необходимость многостраничных распечаток.
Интернет примиряет бухгалтера с мыслью о том, что начисления по налогам попадают в базу инспекции гораздо раньше, чем оплата. Связь с налоговой по интернету позволяет отслеживать состояние лицевого счета и вовремя узнавать о том, что тот или иной платеж не дошел до инспекции.
Одним из плюсов интернет-отчетности все операторы называют возможность отправить декларацию в последние секунды уходящих суток. Однако на практике зачастую трудности возникают уже с 10 часов утра последних дней сдачи отчетности. Не был исключением и 20 июля этого года. Вот что, рассказала нам Валентина Напалкова, бухгалтер фирмы по продаже дизайн-одежды из Москвы.
Весь последний день сдачи НДС Валентине не удавалось отправить злополучную декларацию. «Наверное, сервер у оператора перегружен», – подумала она после того, как не удалось дозвониться до службы техподдержки. Поскольку интернет ее никогда не подводил, главбух и не подумала задержать кого-либо из своих помощниц.
После того, как перестал открываться даже официальный сайт оператора, Валентина решила идти на почту. Подходящий круглосуточный почтамт ей удалось найти только к 20 часам. К 10 часам ночи у приемщицы кончился скотч «Почта России», и она отказалась принимать ценные письма.
Уже через час Валентина была на другом почтамте. Спустя 40 минут после полуночи приемщицы приняли окончательное решение штамповать квитанции датой текущий суток – 21 июля. Махнув рукой на 5-процентый штраф, Валентина отправилась ловить такси, чтобы доехать домой. С утра, перед работой она зашла на почту и в течение четверти часа отправила ценное письмо с декларацией.
Лишь некоторым, особенно настойчивым бухгалтерам удалось избежать штрафов. Отнюдь не все служащие почтамтов проявляют несговорчивость, относительно даты на квитанциях, если вся очередь соберет, скажем, по 100 рублей с человека. Однако, если придирчивый инспектор потребует не только квитанцию, но и кассовый чек, то может оказаться, что сотка была потрачена впустую. Ведь на кассовом чеке обязательно будет стоять дата уже следующих суток
Благая весть
Накануне еще одной «роковой» даты – 28 июля (срок сдачи декларации по налогу на прибыль) на электронный адрес многострадальной Валентины пришло послание от оператора, которое она позже перешлет в нашу редакцию. Суть извинений сводилась к следующему. Действительно, 20 июля имела место перегрузка сервера, в связи с наплывом клиентов. Но тем, кто так и не смог своевременно сдать декларации (кроме НДС, 20-е число – последний срок сдачи для нескольких других налогов), не стоит переживать. Руководство оператора достигло устной договоренности с налоговыми управлениями около двух десятков регионов о том, что опоздавших штрафовать не будут. Позже договоренность должна обрести письменные формы и распространится на все 84 российских региона.
Вот только в рамки договоренности не попала «почтовая» отчетность, которой многие заменили электронную. Ведь в этом случае налоговики потеряли главное преимущество – отсутствие необходимости ручной набивки показателей деклараций в базу данных инспекции.
В письме были также настоятельные рекомендации в пиковые дни сдачи деклараций не пользоваться никакими иными функциями программы, кроме непосредственно отправки информации в налоговую инспекцию. Не разрешалось не то, что посмотреть свой лицевой счет, но и просто распечатать декларацию!
Мнения программистов, которых мы попросили прокомментировать эту ситуацию, разошлись. Одни заявили, что не нужно пользоваться дешевыми услугами молодых операторов. Другие – что отказываться от таких услуг все же не стоит, особенно, если оплачен годовой абонемент. Мол, операторы наверняка постараются как можно быстрее обновить свое оборудование, чтобы в октябре не ударить в грязь лицом перед потенциальными клиентами 2007–2008 годов.
Нарушители заповедей
Наши корреспонденты обзвонили операторов, передающих электронную отчетность в инспекции, и получили разъяснения, что «обычно досадные промахи с декларациями возникают по вине клиентов». Основную составляющую «вины» – привычку откладывать все на последний день – мы попросили не принимать в расчет, так как возможность сдачи декларации до последней секунды уходящих суток операторы позиционируют, как одно из своих достижений. В список причин проблем попали не только типичные ошибки бухгалтеров, но и сложности, возникающие в налоговых инспекциях.
Ошибка в периоде
Зачастую бухгалтеры допускают технические ошибки в обозначении периода отчетности. Например, декларацию за 9 месяцев могут назвать полугодовой. Налоговики считают такую отчетность непринятой, даже если факт ее отправки через специализированного оператора связи в адрес налоговой инспекции подтверждается протоколом приема файлов. Приходится сражаться за пресловутые 5 процентов от суммы налога (п. 1 ст. 119 НК).
Такие огрехи редко рассматриваются в судебных заседаниях. Однако, если фирма решит побороться за свои права, то вероятность того, что суд окажется на ее стороне – высока. Примером может служить постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 мая 2005 по делу № Ф04-2887/2005(11238-А70-26)). По мнению суда, декларация организацией была представлена своевременно. В связи с чем отсутствует событие налогового правонарушения. А это является обстоятельством, исключающим привлечение общества к налоговой ответственности (ст. 109 НК РФ).
Неверный КПП, адрес, вид
В случае, если бухгалтер не скачивает файл с отчетностью из бухгалтерской программы, а набивает вручную в программке оператора, возможны и более нелепые казусы, чем период отчетности. Например, неверный КПП и адрес или вид декларации. Некоторые бухгалтеры, обнаружив свой промах, спешат сдать уточненную декларацию. Инспекторы тут же объявляют основную декларацию – несданной, а уточненную – основной, но сданной с нарушением сроков. Ведь документ с ошибками не был принят. Поэтому сроком сдачи декларации налоговики считают срок представления ее в исправленном виде и начисляют фирме штраф (п. 1 ст. 119 НК). Однако и в этом случае судьи не поддерживают налоговиков.
Так в постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2005 г. по делу № Ф09-4777/05-С1 арбитры указали, что неверный код постановки на учет не может служить поводом для возврата декларации. Налоговики такой документ обязаны были принять. Поэтому оснований штрафовать фирму, напортачившую с КПП, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса у них нет.
В ситуации, когда бухгалтер запутался в видах деклараций и, например, вместо «первичная» указал «корректирующая», позиция судей аналогична. Они считают, что в такой оплошности нет состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 119 Налогового кодекса (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2006 г. № Ф04-3385/ 2006 (23303-А27-31)).
Тем не менее, исправления и повторная сдача – повод для придирок налоговиков. Поэтому бухгалтеру, который столкнется с подобными проблемами, своевременность сдачи декларации, скорее всего, придется отстаивать в суде.
Старая форма
Но мелкими «блохами», пробравшимися в декларации по вине бухгалтеров, список нарушений клиентов специализированых операторов не исчерпывается. Некоторые особенно выдающиеся налогоплательщики играют по-крупному и умудряются отослать отчетность, сформированную по неустановленной, старой форме.
«Такие ситуации возникают из-за того, что фирма вовремя не обновила программу. В результате в налоговую инспекцию поступают устаревшие формы деклараций, – рассказывает Елена Ременных, представитель одного из спецоператоров. – В принципе, ничего экстраординарного здесь нет. Регламент электронного документооборота (утвержден приказом МНС от 4 февраля 2004 г. № БГ-3-06/76. – прим. ред.) такой случай предусматривает. В этой ситуации фирме предлагается исправить ошибки и выслать исправленную отчетность в течение пяти дней. Однако если декларации уходят в последний день сдачи, то налогоплательщика Регламент уже не спасет. Из-за несоответствия формату инспекция отчетность к обработке не примет, и штрафных санкций за нарушение сроков сдачи деклараций фирме не избежать.
Замечу, что некоторые спецоператоры пытаются по возможности помочь своим нерасторопным абонентам. Например, пишут в налоговую письма с просьбой считать сроком сдачи отчетности последнюю разрешенную Налоговым кодексом дату. К сожалению, налоговые органы далеко не всегда принимают во внимание послания такого рода».
Действительно, налоговики неумолимы, если вы предоставили им «устаревшие» декларации. Ведь у них в Регламенте по работе с налогоплательщиками черным по белому написано: «в случае выявления несоответствия установленной форме представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговый орган не принимает такую документацию» (п. 2.1.4. Регламента, утвержденного приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@).
Но регламент регламентом, а Налоговый кодекс прежде всего. И в нем арбитражные судьи (а без судей в этой ситуации фирме уже не обойтись) ничего такого, что подтверждало бы право инспекторов не принимать декларации по неустановленной форме, не находят (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 января 2006 г. по делу № А29-5116/2005а, ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2006 г. по делу № А33-27244/ 05-Ф02-1339/06-С1 и от 18 мая 2006 г. по делу № А74-5846/05-Ф02-2328/06-С1). По мнению арбитров, если фирма сдала декларацию по старой форме, но вовремя, то налогового правонарушения она не совершила. И штрафовать ее не за что.
И в электронном, и в бумажном
На всякий случай некоторые бухгалтеры дублируют интернет-отчетность бумажным вариантом, который тоже сдают в налоговую инспекцию. Проблемы возникают, если на бумажном носителе декларация поступает в инспекцию позже установленного срока.
В этом случае отсутствие оснований для начисления штрафа – очевидна, особенно, если факт приема файла электронных документов инспекцией не оспаривается. Пример – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2005 г. № Ф04-1106/2005 (9275- А27-25)).
Заметим, что бумажный дубликат – зачастую результат паники бухгалтера, сдавшего отчет в последний день через интернет и не получившего подтверждения от инспекции. Прежде чем бежать на почту – прочитайте письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. № 03-02-07/1. В нем сказано, что отсутствие подтверждения от инспекции о принятии отчета не является причиной для привлечения компании к ответственности. Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении спецоператора. Бухгалтер может отправить отчет до 24 часов последнего дня отчетного периода.
Ручная набивка
Типичная ситуация: в налоговой своевременно не обновили программное обеспечение. Инспектор распечатывает ваши электронные декларации, присланные по интернет-каналу, и вручную вбивает в базу данных. Естественно, возможны ошибки. Поэтому не стоит скупиться на расширенный пакет услуг оператора, позволяющий контролировать состояние лицевого счета фирмы.
Человеческий фактор
После посещения Салехарда (подробности читайте в рубрике «Губерния») мы убедились, что ямало-ненецкие бухгалтеры больше всех любят общаться со своими инспекторами по интернету. Как оказалось, любовь эта не взаимна. За три года в Ямало-Ненецком округе полностью сменилось по 5-6 составов IT-специалистов. Естественно, при таком раскладе в инспекциях не успевают правильно настраивать и своевременно сопровождать систему. По данным операторов, 99 процентов проблем возникает именно из-за этого.
Несмотря на летние скандалы с электронной отчетностью, правительство обязало отказаться от «бумажной» налоговой отчетности фирмы с численностью от 250 человек, начиная с 2007 года, и 150 – с 2008. Из-за предстоящих генеральных репетиций октябрь этого года обещает проблем не меньше, чем июль. Остается надеяться, что генеральные репетиции обязательств 2007 года пройдут успешно, и предстоящая отчетность, и годовая не превратятся в апокалипсис.
Отчетность: бухгалтер предпочитает бумагу
- 88% – бумажные носители
- 8% – дискетка+бумага
- 4% – Интернет-отчетность
Всего – 85 млн. деклараций в год.
По данным, озвученным на Всероссийском совещании-семинаре налоговиков в апреле 2006 г
Спецоператор может дать бухгалтеру алиби
Как может разрешиться ситуация, в которую попала Галина Напалкова и многие ее коллеги, рассказал представитель стороны спецоператора Антон Сабитов, руководитель отдела интернет-технологий ООО РЦ «СКБ Контур»:
«События могут развиваться так: налоговая инспекция выставляет штрафные требования, налогоплательщик обращается с претензией к спецоператору. В договоре между налогоплательщиком и оператором обязательно должна быть прописана ответственность фирмы за срыв сроков представления отчетности! (Если этого нет – то от услуг такого спецоператора лучше отказаться). Представитель связи должен компенсировать налогоплательщику понесенный урон. И такие прецеденты были.
Однако на практике обычно все не так плохо: в журналах серверов спецоператора, как правило, удается отыскать доказательство факта попытки абонентов отправить отчет в нужную дату. Спецоператор может обратиться в ИФНС с письменным подтверждением своевременности сдачи отчетности абонентом (вот такое вот «алиби») и ИФНС может пойти навстречу. А может и не пойти (бывало и такое) – тут уж оператору ничего не остается, как принять штрафные санкции на себя. Налогоплательщик, если это потребуется, сумеет наверняка отстоять свою правоту и в суде – особенно помогут протоколы сеансов связи с сервером спецоператора в последний день отчетного периода, закончившиеся обрывом связи со стороны сервера.
В заключение очень хочется рекомендовать сдавать отчетность не в самый последний день. Попытайтесь подготовить и отправить отчет 19-го числа! Если будут проблемы, то ясно, что 20-го лучше не станет, и есть смысл подумать о том, чтобы сдать отчет по почте. А потом обратиться к спецоператору с претензией. Но не подставлять себя под удар со стороны налогового органа. Или сдать отчет вечером, например, когда загрузка заведомо будет меньше. Ну, а если 19-го все отправится без проблем – так и будете спать спокойно лишний день!».
Начать дискуссию