Зарплата

Замена отпуска денежной компенсацией: важные изменения и некоторые проблемы

Часть 5 ст. 37 Конституции РФ гарантирует право работника на ежегодный оплачиваемый отпуск. Данная норма указывает на особую значимость отпусков в системе трудового законодательства.
Замена отпуска денежной компенсацией: важные изменения и некоторые проблемы

Курушин Андрей Александрович, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Часть 5 ст. 37 Конституции РФ гарантирует право работника на ежегодный оплачиваемый отпуск. Данная норма указывает на особую значимость отпусков в системе трудового законодательства.

В прошлом

Глава 19 Трудового кодекса РФ, регулирующая условия и порядок предоставления отпусков, претерпела значительные изменения1. Некоторые из них затрагивают наиболее болезненные аспекты правоприменительной практики, которая складывалась на протяжении всего периода действия ТК РФ.

В частности, много проблем всегда возникало в связи с применением ст. 126 ТК РФ, которая регулирует замену ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией.

Статья 126 ТК РФ в прежней редакции от 09.05.2005 г. была весьма лаконична. Она лишь в общем виде предусматривала возможность замены денежной компенсацией части отпуска, превышающей 28 календарных дней (по письменному заявлению работника), а также устанавливала запрет производить такую замену отдельным категориям работников (беременным женщинам, работникам в возрасте до восемнадцати лет, работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда).

Без ответа оставались многие важные вопросы. Например, о каких отпусках вообще идет речь (основных, дополнительных, иных)? Каким образом производить замену при суммировании или перенесении ежегодных оплачиваемых отпусков?

Неопределенность признавалась даже компетентными государственными органами. В частности, в Письме Минтруда РФ от 25.04.2002 № 966-10 по поводу применения ст. 126 ТК РФ отмечалось следующее: «В настоящее время существуют два мнения по поводу применения положений указанной статьи.

С одной точки зрения, возможна выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, то есть при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые года) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Другая точка зрения предполагает, что замене денежной компенсацией подлежит только та часть каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней. Полагаем, что впредь, до формирования практики применения Трудового кодекса Российской Федерации, а также судебной практики по данному вопросу, решение этого вопроса возможно по соглашению сторон».

В настоящем

В новой редакции ст. 126 ТК РФ значительно расширила свое содержание. Во-первых, теперь законодателем уточнено, что денежной компенсацией могут быть заменены как основные, так и дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска (за исключением перечисленных в ч. 3 ст. 126 ТК РФ). Следовательно, названная статья не распространяется на другие виды оплачиваемых отпусков, предусмотренных действующим трудовым законодательством, поскольку они носят социальный или целевой характер. В частности, не подлежат замене денежной компенсацией отпуска, предоставляемые работникам, усыновившим ребенка, а также дополнительные «учебные» отпуска2.

Во-вторых, с 6 октября 2006 г. в рассматриваемой статье ТК РФ стало действовать такое правило: в случае суммирования ежегодных оплачиваемых отпусков (или перенесения ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год) денежной компенсацией может быть заменена только часть каждого указанного отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части. Можно констатировать, что законодатель поддержал вторую из приведенных выше в Письме Минтруда РФ точек зрения на проблему замены денежной компенсацией ежегодных отпусков при их суммировании.

Таким образом, ни суммирование ежегодных отпусков, ни их перенесение отныне не сможет быть легальной формой непредоставления отпуска, а также приводить к фактическому лишению работника гарантированного Конституцией РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Однако введение данного правила означает, что ч. 2 ст. 126 ТК РФ будет распространяться лишь на отдельные категории работников, которым в соответствии с ч. 2 ст. 115 ТК РФ предоставляются удлиненные основные отпуска, превышающие 28 календарных дней (например, педагогические работники3), либо которые имеют право на некоторые виды ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков.

В-третьих, значительно конкретизирована и ч. 3 ст. 126 ТК РФ. Теперь она устанавливает запрет на замену денежной компенсацией ежегодного основного и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, но только за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Следовательно, если работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск, то его частичная замена денежной компенсацией правомерна. Законной будет и замена денежной компенсацией дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых указанным работникам не за работу во вредных или опасных условиях.

Проблемы

При рассмотрении новой редакции ч. 3 ст. 126 ТК РФ весьма важно обратить внимание на ее несогласованность со ст. 119 ТК РФ.

С одной стороны, ст. 119 ТК РФ на сегодняшний день не предусматривает возможности непредоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска путем замены его (с их письменного согласия) оплатой за сверхурочные работы. С другой стороны, ч. 3 ст. 126 ТК РФ не запрещает заменять денежной компенсацией ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с ненормированным рабочим днем4.

В результате выявленной несогласованности интересы работников, которым установлен ненормированный рабочий день, могут серьезно пострадать.

Прежде в случае непредоставления работникам дополнительного отпуска переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени компенсировалась им денежной выплатой в повышенном размере (как сверхурочная работа в соответствии со ст. 152 ТК РФ). С 6 октября 2006 г. в аналогичной ситуации работники смогут получить за дни переработки лишь сумму своего среднего дневного заработка, что прямо предусмотрено в ч. 4 ст. 139 ТК РФ.

Едва ли это можно признать справедливым. Поэтому законодателю важно оперативно согласовать ст. 119 и 126 ТК РФ, дополнительно включив в ч. 3 ст. 126 указание на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с ненормированным рабочим днем.

В противном случае новая редакция Трудового кодекса РФ в данном вопросе вступает в противоречие с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая предусматривает, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

1)  п. 110–118 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»

2) ст. 257, 173–177 ТК РФ

3) ст. 334 ТК РФ

4) К сожалению, это не было учтено в одной из статей, опубликованных в предыдущем номере нашего журнала. См. Шаповалова Н.Н. О планах на завтра подумайте сегодня // В курсе правового дела. 2006. № 21 (49). С. 66

 

Начать дискуссию