Налоги, взносы, пошлины

Новогодние витрины

Волей-неволей любое торговое предприятие украшает витрины к новогодним праздникам. Кто-то с рекламными целями, кто-то следуя "ценным указаниям" местных властей. Однако бухгалтеры зачастую боятся учесть затраты на новогоднюю мишуру в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Между тем в некоторых случаях такая возможность есть.

А.А. ИГНАТЬЕВ, аудитор

Волей-неволей любое торговое предприятие украшает витрины к новогодним праздникам. Кто-то с рекламными целями, кто-то следуя "ценным указаниям" местных властей. Однако бухгалтеры зачастую боятся учесть затраты на новогоднюю мишуру в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Между тем в некоторых случаях такая возможность есть.

Пример.

Для украшения витрин магазин приобрел новогодние украшения всего на сумму 9000 руб. Из них расходы, оплаченные подотчетным лицом, составили 3000 руб. В безналичном порядке было оплачено 6000 руб., в том числе НДС - 1000 руб.

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

Дебет 71 Кредит 50

- 3000 руб. - выданы денежные средства под отчет для приобретения новогодних украшений;

Дебет 10 Кредит 71

- 3000 руб. - учтены новогодние украшения в составе материалов;

Дебет 60 Кредит 51

- 6000 руб. - оплачены игрушки;

Дебет 10 Кредит 60

- 5000 руб. - учтены игрушки;

Дебет 19 Кредит 60

- 1000 руб. - учтен НДС;

Дебет 44 Кредит 10

- 8000 руб. - списаны использованные для оформления витрин новогодние украшения.

На счет 44 обычно относят только расходы на продажу, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Поэтому бухгалтер сделает такую запись в том случае, если расходы на оформление он учтет в целях налогообложения.

Когда такие расходы можно принять в уменьшение налогооблагаемой прибыли? По этому вопросу есть две позиции.

Праздничное оформление - реклама

Первая - расходы на новогоднее убранство можно учесть как рекламные расходы. Основанием является пункт 4 статьи 264 НК РФ, который включает в состав расходов на рекламу затраты на оформление витрин. При этом не важно, приобретает организация праздничные атрибуты по распоряжению местных властей или по собственной инициативе.

Если организация займет такую позицию, то сумму расходов на оформление витрин (8000 руб.) она учтет в налоговом учете в составе рекламных расходов. Причем такие расходы не нормируются.

Если обязательно, то можно

Вторая позиция, на наш взгляд более обоснованная, заключается в том, что расходы на праздничное оформление витрин не относятся к рекламным. Под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 ? 108-ФЗ "О рекламе"). Новогодние украшения не рекламируют продаваемые товары, не несут информации о предприятии, его виде деятельности.

Но все же если праздничное оформление не прихоть организации, а указание местных властей, расходы на него можно учесть в налоговом учете как прочие расходы, связанные с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Например, московские торговые предприятия уже с 1 декабря обязаны были по-новогоднему украсить витрины. Это требование закреплено в распоряжении правительства Москвы от 14.11.03 ? 2073-РП "Об организации торгового обслуживания в дни празднования Нового 2004 года и Рождества Христова".

Допустим, в нашем примере организация оформляет витрины по распоряжению местных властей. Тогда произведенные расходы (8000 руб.) она учтет в целях налогообложения прибыли.

В случае если расходы на праздничное убранство организация осуществляет добровольно, доказать экономическую обоснованность затрат ей будет сложно. И если она учтет их в целях налогообложения, у нее могут возникнуть проблемы с налоговыми органами. Безопаснее не относить затраты в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Тогда в бухгалтерском учете их лучше списать либо за счет нераспределенной прибыли (если учредители предприятия дали согласие на расходование чистой прибыли на эти цели), либо отнести на счет 91 субсчет "Расчеты, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль":

Дебет 84 (91 субсчет "Расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль") Кредит 10

- 8000 руб. - списаны за счет нераспределенной прибыли (расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль) затраты на новогоднее оформление витрин.

НДС

Теперь определимся с НДС, уплаченным при покупке украшений. По подпункту 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычеты предоставляются по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления облагаемых НДС операций (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Если организация приобретает украшения для деятельности, по которой она уплачивает НДС, то уплаченную сумму налога (при наличии счета-фактуры) она может принять к вычету. На наш взгляд, без споров с налоговиками это можно сделать, если организация учитывает расходы на оформление в уменьшение налогооблагаемой прибыли, то есть считает, что расходы связаны непосредственно с ее торговой деятельностью:

Дебет 68 Кредит 19

- 1000 руб. - принята к вычету сумма НДС.

Если же расходы налогооблагаемую прибыль не уменьшают, то и относящийся к ним НДС спокойнее списать за счет того же источника: нераспределенной прибыли или расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Начать дискуссию