Увольнение

6 вещей, которые необходимо сделать до ухода с работы. Чтобы уволиться красиво

Обсудив свое решение об уходе с руководителем, подав заявление и сообщив о ситуации коллегам, вы словно попадаете в сумеречную зону: физически еще две недели совершаете привычные действия, но в мыслях и мечтах уже где-то… двумя словами — не тут. Расскажем, какие шаги необходимо предпринять в период «отработки», чтобы со спокойной душой переключиться на другие задачи.
6 вещей, которые необходимо сделать до ухода с работы. Чтобы уволиться красиво
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Зачем тратить силы и время на «красивый» переход

В период между подачей заявления и финальным прощанием у вас есть возможность:

  • укрепить репутацию;

  • сохранить деловые отношения с людьми, которые могут пригодиться в будущем;

  • получить положительные рекомендации;

  • заручиться поддержкой на случай, если захотите однажды вернуться в компанию;

  • снизить уровень стресса от перехода к новому этапу жизни.

1. Подведите черту под задачами и передайте дела

  • Организуйте встречу с непосредственным руководителем. О решении уйти в первую очередь сообщите именно ему, и по возможности лично. Обсудите, какие проекты нужно завершить, как расставить приоритеты на последние дни; уточните его пожелания к процессу передачи дел.

Предложите помощь в поиске замены. Если преемник уже есть — пообещайте поддержку с обучением и адаптацией.

  • Составьте полный список текущих и ожидаемых задач, проектов, процессов. И добавьте в него: инструкции по использованию рабочих инструментов; подсказки, как найти нужные файлы/папки и использовать корпоративную базу знаний.

  • Подготовьте список людей внутри и вне компании, с которыми вы общались по работе. Укажите: роли людей; контактные данные; предпочтительные способы связи; профессиональные области, в рамках которых вы сотрудничали; специализацию или экспертизу. Если обучаете нового сотрудника — познакомьте его с ключевыми лицами (на встрече / в мессенджере / по электронной почте).

  • Доделайте срочные задачи и по возможности приоритетные проекты. Даже если придется поработать сверхурочно — сделайте все от вас зависящее, чтобы закрыть хвосты. Завершите самые важные дела, даже если увольняетесь из-за конфликта.

  • Напишите краткие инструкции по решению задач. В идеале — ежедневных, еженедельных, квартальных, ежегодных. Упомяните детали, которые могут быть неочевидными, но которые важны для качественного процесса.

  • Открыто поговорите с коллегами. Сообщите им о предстоящем уходе. Объясните, кто и в каком объеме возьмет на себя ваши обязанности (временно — если преемника пока нет). Согласуйте план переходного периода и пообещайте в течение пары недель быть на связи на случай форс-мажоров и сложных ситуаций.

2. Перенесите личные документы и данные

  • Любым удобным способом сохраните примеры своей работы и доказательства профессиональных достижений. Заранее изучите политику компании, касающуюся неразглашения конфиденциальной информации. С учетом правил, которых вы обязаны придерживаться, скопируйте себе на жесткий диск или перешлите на личную почту разрешенную информацию о задачах и проектах, которая может пригодиться для будущего трудоустройства.

Сделайте копии писем, в которых вас хвалит руководитель и клиенты. Скачайте официальные бланки performance review или результаты оценки 360°. Сделайте копии (или заберите оригиналы) благодарностей от партнеров и клиентов.

  • Скачайте с рабочих компьютеров и смартфонов всю личную информацию. Это могут быть ваши фото, документы, учебные проекты детей, коллекция забавных мемов про начальника, собранная всем отделом. Перешлите себе на личный почтовый ящик, а затем удалите эту информацию из корпоративного доступа.

Очистите cookies, корзину, данные автозаполнения и историю браузера; удалите установленные вами программы и приложения, которые не связаны непосредственно с работой.

Так вы не только подстрахуетесь от неловких ситуаций, но и сэкономите время сисадмина на подготовку гаджетов.

  • Перенесите подписки с рабочего адреса на личный. Если состоите в профессиональных ассоциациях или закрытых клубах — напишите организаторам, что у вас новые контактные данные. Измените адрес почты в профилях любых подписок, которые вы получаете бесплатно или оплачиваете сами.

Устали от бухгалтерии? Хотите уволиться и сменить профессию? Мы разработали курс «Аналитик 1С», который легко осваивают вчерашние бухгалтеры. Получите диплом профпереподготовки государственного образца. Станьте востребованным высокооплачиваемым специалистом с широким кругозором и умением проводить системный анализ!

Сейчас курс можно купить за 9 900 ₽ вместо 59 900 ₽.

3. Получите рекомендации и отзывы

  • Обратитесь к руководителям, коллегам, партнерам и клиентам с просьбой дать рекомендации. Даже если вас уже ждут на новой работе, рекомендации могут пригодиться позднее. Если людям некогда писать для вас с нуля, сделайте черновик: редактировать быстрее и порой проще. Можно также составить список наводящих вопросов.

  • Подготовьте отзыв о работе в компании. Отметьте: свои ключевые обязанности; успехи, которых вам удалось достичь; людей, которые вам помогали или вдохновляли вас. Запланируйте публикацию отзыва в соцсетях на последний рабочий день, чтобы завершить весь процесс красиво.

4. Разберитесь с компенсациями и соцпакетом

Выясните:

  • выплатят ли вам деньги за неиспользованные дни отпуска — и когда;

  • как долго будет действовать ваша медицинская страховка после увольнения (чтобы при необходимости заранее оформить новую);

  • что произойдет с вашими пенсионными накоплениями и как их перевести в другой фонд;

  • сможете ли вы продолжать пользоваться абонементом в фитнес/бассейн — и в течение какого периода;

  • должны ли вы компенсировать расходы на обучение, оплаченное компанией.

5. Займитесь нетворкингом

  • Поблагодарите коллег. Поговорите с теми, кто помогал вам в работе, поддерживал в трудную минуту, подсказывал кратчайшие пути к решению проблем.

  • Отправьте прощальные письма/сообщения. Напишите клиентам и партнерам, с которыми работали: выразите благодарность и надежду на сотрудничество в будущем. По желанию сообщите свои личные контакты, профили в соцсетях.

  • Организуйте прощальную вечеринку/чаепитие. В последний рабочий день угостите коллег пиццей/тортом, отпразднуйте завершение очередного этапа своей карьеры. Возможно, кто-то захочет сказать вам добрые слова — это станет для вас неоценимой поддержкой.

  • Обновите информацию о себе. Добавьте навыки в профессиональных соцсетях или расскажите во «ВКонтакте» о своих достижениях. Опубликуйте в открытом доступе резюме на площадках для поиска работы — или обновите его, проверив актуальность сведений.

6. Обдумайте будущие действия

  • Если новая работа вас уже ждет — сначала организуйте себе небольшой отдых. Договоритесь с работодателем о перерыве для восстановления сил. За это время постарайтесь выполнить накопившиеся личные дела, чтобы разгрузить голову и в новые задачи погрузиться с энтузиазмом.

  • Если уходите в никуда — подготовьте план поиска работы. Начните активно мониторить вакансии в интересных вам компаниях. Организуйте встречу с карьерным консультантом. Определите, какие из навыков, востребованных на рынке труда, отсутствуют в вашем резюме.

  • Подумайте о повышении квалификации, если есть время и возможность. Это могут быть курсы и тренинги, общение с наставником, самостоятельное обучение на MOOC-платформах.

  • Составьте примерный финансовый план. Поиск работы может затянуться. Даже если нет — первую зарплату вы получите не в первый день. Посчитайте, на какое время хватит сбережений; разберитесь, как сделать так, чтобы уровень жизни не снизился существенно и вы могли искать работу, опираясь на желания и амбиции, а не на нужду.

Чего не стоит делать в переходный период

  • Открыто демонстрировать безразличие к своим рабочим обязанностям.

  • Откровенно и с долей самодовольства обсуждать с коллегами планы на новую работу.

  • Игнорировать просьбы руководителя о передаче дел и обучении преемника.

  • Говорить всем вокруг, что дела у компании идут плохо и вам уже надоело работать.

  • Углубляться в просмотр вакансий или посещать собеседования в рабочее время.

  • Просить об отпуске или больничном ради того, чтобы избежать передачи дел.

Комментарии

31
  • плюнуть и нас... под дверь. Если есть возможность, то в тапки, если такой возможности нет - то под дверь

    • Не, это прямо фи! Я один раз увольняясь, утащила офисный цветок)) Но в свое оправдание могу сказать, что только я о нем заботилась целый год, так что он был практически мой))

      • Алейда

        Я утащила цветочный горшок, который сама и приносила. Пришлось предварительно цветок из него вынуть, правда. И степлер в налоговой утащила. Но это больше случайно)

          • Алейда

            Потому что цветок мне был не нужен.

            А степлер. Работу домой таскала. И степлер с маркером. Потом дома степлер забыла, да так и не принесла.

        • VadimBA

          И степлер в налоговой утащила.

          С последней работы утащил степлер, 3 маркера и линейку.

          Правда, я их купил по своей инициативе и на свои деньги, не заморачиваясь авансовым отчетом.

          • Ирина

            Прямо кошмар какой-то, все всё тащат)))

            Я, когда уходила с последней работы, забрала офисное кресло.

            Правда, я как Вадим, сама его и покупала без всяких там отчетов. До этого 2 года просила шефа заменить поломанное, потом плюнула на всё и купила самостоятельно

                • Arhimed0

                  заметьте - свое офисное кресло!

                  Так я и говорю про это! Улитка - со своей раковиной ползает. Бухи - на своём кресле так и катаются от одной работы до другой! ))))))

      • Ольга

        Ох, когда думаю об увольнении, всегда прикидываю, какие цветы заберу и что придется нанимать грузовик для вывоза...
        Оправдание то же: занимаюсь цветами только я, и за 21 год работы на одном месте они накопились и подросли, некоторые уже и не вывезешь ))

      • Жанна

        когда наш филиал закрывали, все "на память" забирали что-нибудь неприколоченное, мне вот пломбир достался (для инкассации) с мешочком свинцовых пломб 😁