Менеджмент

Аутсорсинг в бухгалтерии: за и против

Один бухгалтер может вести три-четыре организации без ущерба для них. Каковы плюсы и минусы ведения бухгалтерского учета специализированной организацией?
Один бухгалтер может вести три-четыре организации без ущерба для них. Каковы плюсы и минусы ведения бухгалтерского учета специализированной организацией?
"Деловой Петербург"

Периодически приходится видеть рекламные проспекты, декларирующие значительное снижение расходов предприятия при заключении договора на ведение бухучета с соответствующей организацией.

И действительно, на первый взгляд расходы на содержание собственной бухгалтерии должны быть выше, чем стоимость бухгалтерского обслуживания в специализированной организации. Ведь при создании бухгалтерской службы компания несет расходы по аренде дополнительного помещения, организации рабочих мест, приобретению и поддержке программных продуктов, закупке канцелярских товаров и т.д. К тому же бухгалтеров необходимо периодически направлять на тематические семинары, курсы повышения квалификации, выписывать им специальную литературу.

Подразумевается, что в специализированной организации, где дело "поставлено на поток", один бухгалтер одновременно ведет учет в нескольких организациях, между которыми распределяются накладные расходы, минимизируя тем самым среднюю стоимость бухгалтерских услуг.

Однако при более внимательном рассмотрении мы увидим, что во многих случаях обслуживание по аутсорсингу обходится дороже, чем собственная бухгалтерия. Безусловно, клиент специализированной компании освобожден от бремени вышеперечисленных расходов. Но необходимо понимать, что в этом случае все расходы несет организация, занимающаяся ведением учета. Рассмотрим, из чего складывается себестоимость таких услуг.

Во-первых, расположение офиса в месте с одинаково удобной для большинства клиентов транспортной доступностью. Как правило, это центр города с соответствующими арендными ставками.

Во-вторых, найм квалифицированного персонала, способного самостоятельно решать большинство текущих вопросов без вмешательства руководителя. Чтобы удержать хорошего специалиста, необходимо платить адекватную его способностям и отдаче заработную плату. Заметим, что большинство серьезных компаний имеют в штате одного или нескольких юристов, обеспечивающих правовую поддержку бизнеса клиента в рамках договора на обслуживание. Поскольку даже самый грамотный работник не застрахован от ошибок, периодически требуется проведение внутреннего аудита, а иногда и привлечение внешних аудиторов, что также требует соответствующих финансовых затрат.

В-третьих, техническое оснащение, обеспечивающее высокую надежность работы вычислительной и офисной техники, современный уровень связи с клиентами.

В-четвертых, расходы на лицензионное программное обеспечение, необходимость использования которого является дополнительной гарантией надежности в работе компании. Этот перечень можно продолжить, но и в этом виде он дает представление о структуре и объеме расходов бухгалтерской компании. Здесь необходимо отметить, что стоимость бухгалтерского обслуживания при аутсорсинге существенно зависит от объема документооборота, его состава и количества видов деятельности организации клиента. Передача в руки специализированной организации ведения бухгалтерского учета небольшой стабильно работающей компании порой может обойтись дешевле содержания собственного бухгалтера. Но это действительно только для части клиентов.

Пожалуй, одним из самых наглядных показателей качества бухгалтерского обслуживания является количество организаций, находящихся в ведении одного бухгалтера-исполнителя. Практика показывает, что в зависимости от объема документооборота, наличия вспомогательного персонала, обрабатывающего первичную документацию, и целого ряда других технических параметров один бухгалтер в состоянии вести максимум три-четыре организации. Речь идет о реально работающих компаниях, ежедневно осуществляющих хозяйственную деятельность, которым необходимо налоговое и финансовое планирование.

Однако не редки случаи, когда "бухгалтеры-многостаночники" ведут учет одновременно в 10 и более организациях. Повторимся, что мы не имеем в виду в данном случае организации с "пустыми" балансами, речь идет о полноценно работающих компаниях. При такой загрузке качественно выполнять свои обязанности не в состоянии даже самые опытные специалисты. Существуют определенные пределы "пропускной способности", за которыми квалифицированное ведение бухгалтерского учета заканчивается и начинается творчество, ничего общего с бухгалтерией не имеющее. При этом, как правило, отчеты сдаются своевременно, бухгалтер не задает лишних вопросов по поводу недостающих первичных документов, стоимость обслуживания более чем приемлемая. В глазах заказчика все выглядит замечательно - до первой серьезной аудиторской или налоговой проверки.

Ответственность исполнителя

Как сказано выше, по закону ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете лежит на руководителе организации. Он в свою очередь при выявлении нарушений и наложении на организацию штрафных санкций может привлечь к ответственности бухгалтера - в рамках законодательства о труде. Но чаще всего сумма штрафных санкций превышает эти рамки. К тому же бухгалтер может внезапно уволиться по собственному желанию. Руководитель организации в этом случае несет серьезные финансовые и моральные потери.

В свою очередь, договор со специализированной организацией позволяет установить ответственность исполнителя за качество предоставляемых услуг. Как правило, это ответственность за своевременность предоставления отчетов в контролирующие органы, за правильность начисления налогов, за соответствие ведения бухгалтерского и налогового учетов действующему законодательству. В этом случае руководитель организации при нарушении условий договора может потребовать возмещения убытков, вызванных действиями бухгалтерской компании.

Оперативность

Преимуществом собственной бухгалтерской службы является близость ее местонахождения, что позволяет оперативно получать информацию, составлять документы, решать неотложные проблемы.

При передаче ведения бухгалтерского учета в стороннюю организацию обработка первичных документов и ведение учета будут осуществляться в офисе этой организации. Это может затруднить решение оперативных задач.

В этом случае возможны различные варианты минимизации потерь времени. Во-первых, использовать современные каналы связи, во-вторых, в тех случаях, когда это оправданно, возможна установка распределенной компьютерной базы данных, которая дает возможность обеим сторонам в режиме реального времени отслеживать текущие операции.

Почти каждый сотрудник в той или иной степени является носителем коммерческих секретов компании. С развитием бизнеса вопросы безопасности становятся все более актуальными. Бытует мнение, что в этом отношении собственный бухгалтер надежнее, чем работник чужой компании. Однако жизненные ситуации подчас непредсказуемы. И практика показывает, что именно бухгалтер (тем более - бывший бухгалтер), обиженный за что-то на своего работодателя, может являться информационным источником для внешних заинтересованных лиц.

Евгения Котова, генеральный директор ООО "Аудит-Эврика"

Бухгалтер, продающий свои услуги на основе аутсорсинга, иногда использует и собственные средства производства. Расходы на бухгалтеров и аудиторов на основании пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ относятся на затраты организации.

Начать дискуссию

С 1 марта 2025 жилые дома начнут строить через счета эскроу

Владимир Путин подписал федеральный закон, регулирующий строительство жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу.

Календарь вебинаров для бухгалтера в августе 2024. Выбирайте и смотрите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на август 2024 года. Сохраняйте в закладки! Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в августе 2024. Выбирайте и смотрите!
Самозанятые

Минэкономразвития напомнило о льготных кредитах самозанятым

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» можно взять льготный кредит на развитие предпринимательской деятельности в размере до 10 млн рублей.

Минэкономразвития напомнило о льготных кредитах самозанятым
1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Правительство хочет назначить отдельный орган для контроля операций с цифровыми рублями

Росфинмониторинг может следить, чтобы Центробанк соблюдал требования антиотмывочного закона в операциях с цифровым рублем.

Пока компания в реестре МСП, то применяет пониженный тариф взносов

Для малого и среднего бизнеса действует пониженный тариф страховых взносов.

Подписан закон о новой выплате семьям

С 1 января 2026 года устанавливается ежегодная семейная выплата гражданам, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Вклады

Процентные доходы свыше 180 тысяч рублей будут облагаться налогом

Если Центробанк еще не повысит ключевую ставку в 2024 году, вкладчики не будут платить налог с процентного дохода по вкладам в пределах 180 тысяч рублей.

Ставку дисконтирования по аренде считают по нормам МСФО

По ФСБУ 25/2018 обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей.

Депутаты обяжут раскрывать все условия по подпискам на интернет-сервисы

Интернет-сервисы начнут сообщать клиентам о сроках действия подписки, ее полную стоимость, а также варианты отписки.

Банки

Важно знать. У банков появилось новое основание для приостановки операций и блокировки счетов

С 25 июля 2024 г. вступили в силу изменения в закон о национальной платёжной системе. Цель — усилить противодействие мошенничеству.

Тихонько сползла с кресла от прочитанного. Решила с вами поделиться

Одному из читателей пришло уведомление из ИФНС. В шапке указано, что направляется информация.

В 2024 году налог на имущество начисляют по кадастровой стоимости на 01.01.2024

Для налога на имущество организаций важна кадастровая стоимость на 1 января.

☀️ Новая бодрящая акция на «Клерке»! Горячий август — охлаждаем скидками на курсы профессиональной переподготовки. Старт потока 1 августа

Успейте купить курсы для бухгалтеров на УСН, финансовому менеджменту, кадровому учету и зарплате со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

Какие документы нужно выдать работникам в 2024 году: сроки выдачи, когда можно отказать, судебная практика

Трудящийся вправе получить на руки документы, имеющие отношение к его работе. Достаточно оформить и подать заявление на имя руководителя. Разбираемся, какие бумаги компания должна ему выдать, в выдаче каких вправе отказать.

Какие документы нужно выдать работникам в 2024 году: сроки выдачи, когда можно отказать, судебная практика

Что почитать аналитику 1С: полезные книги для новичков и профессионалов

В подборке лучшие книги для начинающих и опытных специалистов, а также для тех, кто только планирует попробовать себя в аналитике. Вы сможете погрузиться в основы профессии, ближе познакомиться с задачами и методами работы аналитиков 1С.

Создано с помощью ИИ Kandinsky © Елена Балаклицкая, Клерк.ру

Минфин: инвествычет не будет ограничен конкретными проектами или компаниями

Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ) налогоплательщики смогут получать по единым правилам. Их установят после утверждения объемов финансирования.

УСН

В 2025 году на УСН можно выбрать обычные ставки НДС или пониженные

С 2025 года упрощенцы признаются плательщиками НДС.

Общество

Повысили выплаты пострадавшим от ЧС и терактов

Выплаты пострадавшим теперь будут индексировать каждый год. Сейчас размер компенсаций увеличили в 1,5 раза.

💥Обзор новостей: РКН получит тотальный контроль в интернете, мигранты будут служить два года, авиабилеты подорожают

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Интересные материалы

Изменения в законодательстве о ККТ

Новация направлена на расширение случаев, когда необходимо использование ККТ на рынках, предназначенных для розничной торговли.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру