УСН

«Упрощенка»: за и против

Кто выиграл, а кто проиграл от перехода на УСН. У бухгалтеров и предпринимателей остался месяц, чтобы определиться с вопросом о том, стоит ли переходить в будущем году на упрощенную систему налогообложения. Давайте попробуем проанализировать плюсы и минусы «упрощенки».

Кто выиграл, а кто проиграл от перехода на УСН. У бухгалтеров и предпринимателей остался месяц, чтобы определиться с вопросом о том, стоит ли переходить в будущем году на упрощенную систему налогообложения. Давайте попробуем проанализировать плюсы и минусы «упрощенки».

Кстати, налоговики уже подвели первые итоги действия УСН. В конце октября состоялась пресс-конференция руководителя управления налогообложения малого бизнеса МНС Анатолия Мельниченко, как раз посвященная упрощенной системе.

Сегодня в России «упрощенку» применяют уже 600 тысяч фирм и предпринимателей. В столице 72 тысячи налогоплательщиков отдали предпочтение этой системе. Цифры впечатляют, но только на первый взгляд. Г-н Мельниченко заметил, что сейчас еще даже «не исчерпан резерв малого бизнеса». Другими словами, только треть малых фирм и половина предпринимателей перешли на УСН. А вообще налоговики ожидают, что количество «упрощенцев» в будущем году увеличится в два раза.

А что с бюджетом? За первое полугодие 2003 года «упрощенцы» перечислили около 11 миллиардов рублей. Причем по итогам года налоговики планируют собрать около 30 миллиардов рублей.

Не обошлось и без потерь. В связи с применением упрощенной системы налогообложения бюджет недосчитался около 10 миллиардов рублей (из них 6 млрд – единый социальный налог; 3 млрд – НДС). Г-н Мельниченко успокоил: потери планируемые, эффект от введения УСН скажется позже и уже с выгодой для бюджета.

ПЕРЕХОДИМ!

Перейти в 2004 году на «упрощенку» может не каждая фирма или предприниматель. Законодательство устанавливает ряд ограничений: выручка за 9 месяцев 2003 года не должна превышать 11 миллионов рублей; численность работников не должна быть больше 100 человек; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна быть меньше 100 миллионов рублей.

Для справки:

На основании статьи 346.12. Налогового кодекса не могут применять УСН: фирмы, которые имеют филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; фирмы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы; фирмы и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Напомним: при переходе на УСН необходимо выбрать объект налогообложения. Причем сделать это можно только один раз, в самом начале, впоследствии объект налогообложения изменить нельзя.

Для справки:

В соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса фирмы и предприниматели могут выбрать в качестве объекта налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этом те, кто выбирает «доходы», уплачивают 6 процентов и не учитывают расходы. Фирмы и предприниматели, которые отдали предпочтение «доходам, уменьшенным на величину расходов», уплачивают 15 процентов с разницы и ведут учет своих расходов.

Первый вариант подходит тем, у кого небольшие расходы. Но если у фирмы солидные затраты, то лучше выбрать второй вариант. Стоит заметить, что больше половины компаний и индивидуалов выбирают систему, позволяющую учитывать расходы.

Правда, она далека от идеала. Во-первых, перечень расходов закрытый. Учесть можно только те затраты, которые перечислены в Налоговом кодексе, а список не так уж и велик*. По словам специалистов МНС, в ближайшее время расширять его не планируется.

Второй минус этой системы – минимальный налог. Даже если «упрощенец» вообще не получит никакой прибыли, то есть его расходы превысят доходы, ему придется заплатить минимальный налог. Размер минимального налога – 1 процент от доходов.

Еще одним препятствием на пути к окончательному решению о переходе на «упрощенку» является НДС. Фирмы и предприниматели, которые выбирают УСН, не платят этот налог. Соответственно многие «упрощенцы» боятся потерять своих клиентов, так как последние не смогут принять к вычету НДС по приобретенным у такой фирмы товарам.

В УЧЕТЕ

После того как фирма или предприниматель подают заявление на УСН, налоговики должны вручить им уведомление «о возможности» или «о невозможности применения УСН». Как правило, это происходит в течение 30 дней.

Если налоговики дают положительный ответ, то с 1 января налогоплательщик начинает вести свой учет по упрощенной системе.

Сразу стоит сказать, что у фирм-«упрощенцев» нет обязанности вести бухгалтерский учет. Однако полностью от него избавляться не стоит. Во-первых, он пригодится для статистических данных, а во-вторых, на случай, если фирма утратит право на «упрощенку». Ведь тогда ей придется восстанавливать бухгалтерский учет.

Налогоплательщики должны вести Книгу учета доходов и расходов**. Кстати, вести ее можно как в бумажном, так и в электронном виде. Если книга ведется на бумаге, то ее необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции. Компьютерный вариант налоговики не регистрируют.

Все операции в книге отражаются кассовым методом, то есть по дате оплаты.

Отчетность (декларацию и выписку из книги учета) при упрощенной системе нужно сдавать в налоговую инспекцию до 25-го числа месяца, следующего за очередным кварталом. Также до 25-го числа фирма или предприниматель уплачивают авансовые платежи. Окончательный расчет и уплата минимального налога производятся по итогам года.

Для разных объектов налогообложения установлен различный порядок расчета налога. С теми, кто выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, все довольно просто. Они платят 15 процентов с разницы. Но если «упрощенец» платит налог с доходов (6%), то итоговую сумму он может уменьшить на взносы в Пенсионный фонд (за тот же период). Правда, налог можно снизить не больше чем на 50 процентов.

Для справки:

Если фирма или предприниматель решат вернуться к общему режиму налогообложения, то не позднее 15 января будущего года необходимо проинформировать об этом налоговую инспекцию. Для этого нужно представить в ИМНС заявление по форме № 26.2-4, утвержденное приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495.

ЧИНОВНИКИ ГОТОВЯТ ИЗМЕНЕНИЯ

Несовершенство законодательства – одна из основных причин, которая отпугивает налогоплательщиков от «упрощенки». Однако ни в МНС, ни в правительстве, ни в Минэкономразвития не прекращается работа по подготовке изменений в главу 26.2 Налогового кодекса.

Во-первых, чиновники уже дважды вносили изменения в эту главу. Если не учитывать техническую правку, то к наиболее важным изменениям можно отнести то, что фирмы, которые в качестве налоговой базы выбрали доходы, уменьшенные на расходы, теперь могут списывать стоимость закупленных товаров. Второе изменение – плательщики ЕНВД могут применять «упрощенку». Правда, только по тем видам деятельности, которые на ЕНВД не переведены.

Помимо этого в будущем году планируется изменить Книгу учета доходов и расходов, а также декларацию. Редакция книги потребовалась как раз в связи с тем, что «упрощенку» будут применять плательщики ЕНВД. Новшества коснутся раздела IV рекомендаций по заполнению книги «Порядок определения доходов и расходов».

Декларацию же ожидает серьезная правка. Во-первых, будет сокращен раздел, где указываются данные фирмы или предпринимателя. Налоговики рассчитывают, что подобные изменения помогут бухгалтерам быстрее заполнять бланки, а налоговикам – быстрее их обрабатывать. Из декларации исчезнет графа «По инспектору». Отныне, если инспектор не согласен с данными отчета, он будет отражать это в компьютере или в акте проверки.

Кроме этого чиновники хотят подправить еще несколько положений кодекса. В частности, фирмы, которые утратили право на «упрощенку», смогут вернуться к этой системе раньше чем через год. Сейчас, если компания нарушила требования кодекса, она утрачивает право на применение упрощенной системы. Подать новое заявление она может не раньше, чем через один календарный год. Также планируется подробно прописать в кодексе процедуру возврата к традиционной системе налогообложения в случае, если в уставном капитале компании доля участия других фирм превышает 25 процентов*. На сегодняшней день существует только положение, но нет механизма его применения.

ИЗМЕНЯЯ СИСТЕМУ

Перечисленные изменения будут претворены в жизнь в ближайшее время, скорее всего в первой половине 2004 года. И, в общем-то, они не очень серьезные. Однако в головах чиновников зреют и более грандиозные планы.

Краеугольных вопросов два: могут ли «упрощенцы» платить НДС и поднимать ли планку дохода, ограничивающую право перехода на упрощенную систему налогообложения.

Что касается первого вопроса, то тут существует два пути. По одному из них пошли европейские страны. Эта концепция состоит в том, что в сумму единого налога закладывается определенный процент НДС. Потом покупатели смогут зачесть налог. Он, конечно, будет меньше, чем общая ставка налога, но тем не менее это лучше, чем ничего.

Второй путь – российский, придумали в МНС. Он заключается в том, что фирма при переходе на «упрощенку» будет сама решать, платить или не платить НДС. Причем, если компания или предприниматель захочет уплачивать налог, то делать это придется по общим правилам.

В вопросе изменения критериев перехода на упрощенную систему вариантов гораздо больше. Причем чиновники никак не могут определиться, по чьему сценарию готовить изменения.

Аналитики из МНС заявляют, что изменения должны быть минимальными. Максимум, что допускают налоговики, – поднять планку дохода предприятий, имеющих право на УСН, с 15 до 25 миллионов рублей. Пользы от этого увеличения в МНС, признаться, не видят: по их данным, средняя выручка малой фирмы или предпринимателя составляет пять-шесть миллионов рублей в год.

Представители Минэкономразвития придерживаются прямо противоположной позиции. Они считают, что и 15, и 25 миллионов рублей – это мизерные суммы и малый бизнес давно уже перерос эти пределы. К тому же, чиновники из этого министерства хотят, чтобы «упрощенкой» могли воспользоваться и средние предприятия. Поэтому если повышать планку, то сразу до 100 миллионов рублей.

Однако на сегодняшний день ведомства к единой позиции не пришли. Так что ждать подобных изменений в ближайшее время не стоит.

* Статья 346.16 Налогового кодекса.

** Приказ МНС России от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606.

Что говорят бухгалтеры об «упрощенке»?

Людмила Алексеева, главный бухгалтер ЗАО «Бурекс»:

– Мы год назад перешли на «упрощенку» и прекрасно себя чувствуем. Так приятно не платить НДС. Правда, нельзя было включать стоимость товара в расходы, но сейчас это разрешили.

Валентина Крючкова, бухгалтер ЗАО «Нептун»:

– Мне нравится работать по упрощенной системе налогообложения, стало намного проще, и работы значительно уменьшилось.

Наталья Минакова, старший бухгалтер ОАО «Аптека Сокольники»:

– Мы пока только собираемся переходить на упрощенную систему. Вообще, как мне кажется и как рассказывали мои коллеги, это очень удобно. Гораздо меньше отчетности приходится сдавать.

Валентина Мельникова, главный бухгалтер ОАО «Поинтер»:

– Есть несколько недостатков. Во-первых, в упрощенной системе закрытый перечень расходов. Также достаточно много проблем возникает с программой «1С». К сожалению, она еще не доработана, и периодически возникают технические сложности, на исправление которых уходит много времени.

Елена Боженова, главный бухгалтер ООО «Кросс бизнес курьер»:

– Стало намного легче. Пожалуй, единственная проблема была в том, что нормативные акты принимались задним числом и приходилось потом все заново писать. А так все устраивает. Опять-таки бухгалтерского учета практически нет. Вообще было бы неплохо, если бы критерии по переходу на упрощенную систему немного снизили.

Плюсы и минусы упрощенной системы налогообложения

Плюсы

Минусы

Минимизация налогового бремени (уплачивается только единый налог) Закрытый перечень расходов
Простая отчетность Нет НДС (покупатели не могу принять НДС к вычету)
Нет обязанности вести бухгалтерский учет Доходы и расходы учитываются кассовым методом

Андрей СОЛОВЬЕВ

Начать дискуссию