Елена КОРТНЕВА
С 1 января 2007 года, согласно поправкам в Налоговый кодекс, компании, численность сотрудников которых превышает 250 человек, обязаны представлять отчетность в электронном виде. Правда, многие налогоплательщики не согласны с таким положением дел.
В добровольно-принудительном порядке
Вопрос выбора формы отчетности волнует бухгалтеров уже давно. Возмущению многим из них нет предела, когда налоговики отказываются принимать декларации в бумажном виде, обосновывая это тем, что не положено... При этом бухгалтеры прекрасно понимают, что электронная отчетность в первую очередь удобна налоговикам, поскольку освобождает их от лишней работы.
Чаще всего в подобных ситуациях финансисты бессильны перед инспекторами – ну что они могут поделать, если того требуют люди в погонах? Правда, надо сказать, что спустя какое-то время, когда количество жалоб на непристойное поведение налоговиков неуклонно росло, они решили поменять тактику и стали уговаривать налогоплательщиков перейти на интернет-отчетность. Для этого в налоговых по всей стране стали проводиться семинары с участием руководителей инспекций и представителей компаний – разработчиков соответствующих интернет-программ. Представители ФНС рассказывали, что представление налоговых деклараций и другой отчетности по каналам связи выгодно всем: налогоплательщиков это избавляет от очередей, а сотрудников инспекций – от рутинной работы по вводу отчетности в базу данных. И под таким натиском многие бухгалтеры, кстати говоря, изменили свое мнение и решили уступить прогрессу. Но живой интерес к этой теме как-то быстро приутих. На одном из недавних семинаров, агитирующих за электронную отчетность, я встретила только одного благодарного слушателя. Так что говорить об успехе «электронки» пока рановато.
По всей видимости, увидев такую картину, чиновники призадумались и решили внедрить столь нежеланную многими систему «нахрапом», внеся соответствующие поправки в Налоговый кодекс.
Развязка близка
Любой бухгалтер знает, что заставить его перейти на электронную отчетность налоговики не вправе. Ведь в Кодексе нигде не говорится, что сдача деклараций в бумажном виде запрещена. Но вот с этого года ситуация немного изменилась. Указывать на такую норму смогут лишь те финансисты, штат фирм которых не превышает 250 человек. Если работников больше – добро пожаловать на «электронку». Так что теперь крупным налогоплательщикам, которые все еще сдают декларации по старинке, придется несладко: чиновники Минфина заявили, что непредставление отчетности по телекоммуникационным каналам связи будет означать, что налогоплательщик не представил декларацию (ст. 119 НК). И в этом случае к нему применят меры, предусмотренные Налоговым кодексом, а именно: налоговики будут приостанавливать счета таких нарушителей.
Другое мнение
Тем временем многие бухгалтеры не разделяют мнения представителей Минфина. Эксперты не видят в этом ничего удивительного. Ведь электронный способ передачи данных нередко подводит финансистов, которым приходится потом за это расплачиваться. К тому же нельзя отрицать, что состояние новой системы пока далеко от идеала, и нередко в соответствующих программах случаются сбои при передаче данных, а страдать от этого приходится именно бухгалтерам. При этом специализированные операторы практически не несут никакой ответственности за такие недоработки. К слову, в Соединенных Штатах Америки, где такая работа с налогоплательщиками является нормой, за ошибки по вине спецоператора у него могут отобрать лицензию.
Мы решили провести опрос среди наших читателей, чтобы выяснить, как они относятся к переходу на электронную сдачу отчетности. Большинство респондентов высказались, что нельзя никого принуждать к этому. Так, по мнению Николая Трофимова, финансиста из Пскова, специалисты Федеральной налоговой службы должны понимать, что бухгалтеры, как правило, с недоверием относятся к таким нововведениям. К примеру, на сегодняшний день они не всегда могут быть уверены в том, что их отчетность дойдет до налоговых инспекций. «Иногда для подстраховки я отправляю вслед за электронными декларациями бумажные. Ведь все может быть, а крайним окажусь именно я. А в этом случае, как вы понимаете, теряется смысл представления отчетности в электронном виде», – поделился Николай. Другую точку зрения высказала Елена Тимофеева, бухгалтер одной из тульских фирм. Она отметила тот факт, что электронная сдача отчетности – вещь весьма накладная, и не все фирмы могут позволить себе такие траты. К примеру, указала Елена, чтобы направить такую отчетность, необходимо встать на учет в центр электронной цифровой подписи для подтверждения печати. Однако заключение соответствующего договора стоит денег, и немалых. К тому же сеть этих центров недостаточно развита.
На втором месте оказались бухгалтеры, которые наоборот поддерживают инициативу властей. «Я вообще не понимаю нежелания организаций переходить на электронку, – посетовала Нина Ефимова из Санкт-Петербурга. – Это же ведь так удобно: не нужно никуда ездить, декларации сдаешь до 24 часов последнего отчетного дня. Если нужно подать уточненку, то просто отсылаешь ее без объяснений с инспектором. А сейчас вообще появилась возможность смотреть свои лицевые счета в ИФНС, распечатывать карточки счета и т. п.».
А вот читателей, которые пока не задумываются о переходе на прогрессивный вид отчетности, оказалось меньшинство. «Наша фирма не подпадает пока под те правила, о которых объявил Минфин. Эта обязанность наступит для нас в 2008 году, когда на новый вид отчетности должны перейти фирмы со штатом в 100 человек», – рассказала руководитель одной из столичных фирм. «От себя могу сказать лишь одно: избежать перехода на электронную отчетность невозможно. Но власти должны учитывать интересы всех компаний – и крупных, и средних, и малых. Только тогда у нас все будет хорошо», – заключила респондент.
Начать дискуссию