Бизнесу и, шире предпринимательству, присущи не только рациональные, но и иррациональные черты. Корреспондент ИА «Клерк» Павел Баскаков обратился с вопросами о мистической составляющей предпринимательства к Юлии Шиловой, успевшей в свое время побыть бизнесменом, а затем ставшей известной и успешной писательницей.
Юлия, далеко не все люди находят в себе силы, а точнее Веру, начать свое Дело, стать предпринимателем. Как вы считаете, сколько в бизнесе от рациональной логики «хочу заработать больше денег», а сколько - от иррационального ощущения, того, что «я могу перейти на следующий, более высокий» для себя уровень?
На мой взгляд в бизнесе 50% идет от рациональной логики «хочу заработать больше», а 50% - от того самого иррационального ощущения, того, я могу добиться большего. Такой «расклад» присущ нормальным, адекватным бизнесменам, для которых важен не только заработок , но и дальнейшее успешное развитие собственного бизнеса.
Существует ли, на ваш взгляд, такое явление как «мистика» предпринимательства?
Если мы признаём, что в нашем мире есть мистика, то, несомненно, она есть и в предпринимательстве. Бывает, иногда ты просто уверен в 100-процентном успехе задуманного дела и у тебя есть все основания для того, чтобы так мыслить, но получается все с точностью до наоборот. Порой никаких рациональных объяснений провалу найти не удается …О чем тогда говорить, о мистике?
Считается, что харизма - врожденное свойство, данное человеку от природы раз и навсегда. Она определяет ауру человека в деле. А как по вашему мнению?
Действительно, харизма – либо есть, либо её нет. Однако она может проявляться у людей далеко не сразу. Видимо, что-то должно «разбудить» харизму, дать ей толчок. Кстати, само понятие «харизма » берёт начало в христианской теологии. С точки зрения Церкви, харизма - это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения. Это талант, незаурядное качество личности, благодаря которому личность воспринимается как исключительная, обладающая особыми силами, и оценивается как образец для подражания. Предназначение харизмы - влиять на людей. Она выражается в потенции к убеждению и лидерству.
Вы занимаетесь китайской гимнастикой цигун? Это безотчетный «порыв души» или логический выбор методом исключения?
Обычно человек начинает искать себе занятие для того, чтобы иметь возможность снять напряжение и расслабиться. Я слишком много работаю, поэтому мне необходимо занятие, где бы я могла работать со своим дыханием и со своей энергией. Посмотрев на занятие цигун в своём фитнес-клубе я решила присоединиться к группе, потому что мне уже давно мешало то состояние, в котором я пребывала, состояние повышенного напряжения. Мне хотелось научиться управлять своими эмоциями, чувствами и ощущать собственное тело. Цигун научил меня смотреть вглубь себя и помогать самой себе в стрессовых ситуациях. Тот, кто понял себя, поймёт и другого.
Случайно ли то, что многие компании постулаты своего бизнеса любят облекать в формы неких мантр?
Действительно сейчас многие компании любят возводить свой бизнес в ранг некой религии. Я не считаю это случайностью. Просто в нашей стране достаточно тяжело иметь стабильный бизнес. Многие бизнесмены, боясь всё потерять, становятся излишне суеверны. Облекая постулаты бизнеса в формы мантр, они считают, что это окажет благотворное влияние на успешное развитие бизнеса. И это нормально. Человеку важно во что-то верить, иметь свои идеалы, да и самовнушение достаточно сильная вещь.
А игра в «гламур»,что сейчас пронизывает некоторую часть нашего общества, на ваш взгляд, это тоже своего рода ритуальное заклинание?
Возможно, между «гламуром» и ритуальным заклинанием и есть нечто общее. Гламур – это состояние души. Игра в гламур – это игра с нашими душами. Как ритуальное заклинание в наших сознаниях гламур прочно связан с глянцевыми журналами, шиком, расточительностью, с жизнью в роскоши и неге. Блеск и вычурная красота, напыщенность и утончённость, изысканность по очень высокой цене. Это ритуальное заклинание заставляет многих девушек брести по выжженной пустыне за далёким миражом по имени «гламур».
Ваши новые проекты – книги «Откровения содержанки», «Искусительница, или капкан на ялтинского жениха» - это игра во что?
Мои новые книги - это не игра. Это моё творчество. Я уже давно ни во что не играю. Я такая какая есть и честна перед своими читателями и собой. Когда я пишу, я дышу. Я просто занимаюсь любимым делом …
Не секрет, что целью многих людей является жить богато. По вашему мнению, для этого нужно лишь следовать за «баблосом» или видеть и верить в какие-то Высшие силы и/или Высшие ценности, стоящие, может быть незримо, за тем, что человек делает, когда занимается бизнесом? В какой мере предпринимательству присущ дуализм – я делаю деньги, но я творю и благое дело.
Нормальный человек всегда хочет достичь большего и жить нормально. Жаль, что в последнее время многие мужчины довольствуются фразой «мне хватает … » и наши женщины становятся сильным полом, взваливая на свои хрупкие плечи тяжёлый груз проблем. Высшие ценности должны быть всегда. У каждого свои грани и допустимые нормы. Каждый определяет их для себя сам. К сожалению, для многих предпринимательство заключается только в собственных заработках. Но нельзя забывать и про целительную силу благотворительности.
Как вы понимаете и трактуете диалектику между материальными и нематериальными составляющими предпринимательства?
Известные законы диалектики справедливы для всех сфер мироздания. Я не считаю предпринимательство какой-то глубинной и высокой сферой, которое построено по другим принципам. Возможно, законы диалектики являются частным случаем каких-то общих закономерностей построения и развития материального мира. С другой стороны, существование и развитие нематериальных объектов тоже может происходить по законам диалектики.
В буддизме есть понятие «пути Бодхисаттвы», т.е. «кути просветления». Можно ли полагать, что предприниматель в своем деле тоже идет по некому пути Просветления? И более того, несет это «Просветление» другим людям?
Что касается пути Просветления в предпринимательстве и уж тем более нести Просветление другим людям, то здесь не может быть однозначного ответа. Кто-то способен идти по этой дороге, а кто-то просто с нее сходит и загоняет себя в угол. Всё это слишком индивидуально. У каждого свой путь. И чтобы понять, и принять его, нужно довериться не только рациональным выкладкам, но и иррациональным ощущениям, мистике предпринимательства, если угодно.
Начать дискуссию