Менеджмент

Аутсорсинг: мода или необходимость?

О том, какую роль играет на IT-рынке сегмент аутсорсинг-услуг и каковы перспективы его развития корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Александр Любинский, заместитель генерального директора по маркетингу компании ISG.
Аутсорсинг: мода или необходимость?

О том, какую роль играет на IT-рынке сегмент аутсорсинг-услуг и каковы перспективы его  развития корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Александр Любинский, заместитель генерального директора по маркетингу компании ISG.

Александр, какие изменения, по вашей оценке, произошли на отечественном рынке ИТ-услуг за последние 1-2 года?

Рынок ИТ-услуг растет опережающими темпами по сравнению с рынками оборудования и программного обеспечения. Для заказчика комфортнее и проще получать ряд профессиональных сервисов у внешних исполнителей, чем делать это самостоятельно и содержать дорогостоящих специалистов. Если десять лет назад актуальным являлся выбор, покупать ли программное обеспечение или разрабатывать собственными силами, то в последнее время задается совершенно другой вопрос: нужно ли вообще покупать в собственность софт, серверы, или проще купить данную услугу в виде аренды или аутсорсинга на стороне, включая обслуживание и техническую поддержку. 

Весьма противоречиво восприятие экспертами-аналитиками рынка аутсорсинга ИТ-услуг в России. Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в этой области?

Об аутсорсинге в России начали говорить давно, но только сейчас можно с уверенностью сказать, что лед тронулся. Противоречивое восприятие аутсорсинга обусловлено заблуждением, что при его использовании существенно снижаются прямые затраты. На самом деле, прямые затраты в первые год-два остаются такими же, либо даже несколько увеличиваются. Только при долгосрочных контрактах можно говорить об экономическом эффекте. Главное преимущество аутсорсинга в другом: получая качественную услугу, заказчик высвобождает собственные ресурсы и собственное время на выполнение непрофильных функций.

За последний год спрос на услуги аутсорсинга в России сильно увеличился. Этот рынок растет достаточно высокими темпами - на 70-80% в год и в 2008 году его объем достигнет 3,5-4 млрд.долл.

Прогнозы по рынку ИТ-аутсоринга на текущий год вполне оптимистичны.

За счет каких услуг и для какого сектора - крупный бизнес, малый или средний - будет развиваться этот рынок?

Поскольку рынок аутсорсинга в России является достаточно молодым и развивается крайне интенсивно, основная борьба компаний-аутсорсеров в ближайшие год-два будет вестись за крупных клиентов.

В свою очередь, для крупных компаний, которые давно присутствуют на рынке и испытали на практике самые разные пути оптимизации бизнеса, аутсорсинг – «секретное» оружие, позволяющее  получить уникальные конкурентные преимущества. Более того, переход на аутсорсинг – это еще и  инструмент, часто применяемый при выходе на IPO, который позволяет повысить степень прозрачности бизнеса компании для инвесторов.

            Примечательно, что и для совсем небольших компаний аутсорсинг имеет свои привлекательные стороны. Например, если потребности в бухгалтерском учете или IT-сервисе составляют менее одного человеко-месяца, то эти услуги проще и дешевле заказывать на стороне, а не содержать собственного специалиста.

Но я думаю, что рынок аутсорсинга будет формироваться в основном за счет крупных заказов, и его развитие будет идти комплексно по всему спектру услуг. Так, например, если на аутсорсинг передать используемое ПО, а технику продолжать держать в собственности, то придется сохранять и имеющиеся внутренние IT-службы для ее эксплуатации. Соответственно, эффект от аутсорсинга будет менее заметным.

 Есть ли разница в спектре услуг и характере отношений между аутсорсером и компанией в зависимости от размера бизнеса компании? Что - оборудование, ПО, услуги - поддается аутсорсингу в небольшой компании?

С точки зрения теории модель отношений между заказчиком и компанией-аутсорсером для небольших и крупных предприятий практически не различается.  

Однако, на практике, все же существуют некоторые отличия. Предприятия среднего и малого бизнеса чаще всего заинтересованы в заключении контрактов на срок не более одного года, так как их бизнес более подвержен колебаниям рынка и менее прогнозируем, и соответственно, сложно предугадать потребность в услугах аутсорсинга на несколько лет вперед .

Кроме того, малые предприятия традиционно требуют от аутсорсера гораздо больших трудозатрат на единицу дохода, хотя для крупных многофилиальных предприятий аутсорсеру нередко приходится решать задачи географически распределенного сервиса.

Какие преимущества аутсорсинга (цена, качество услуг, безопасность и т.д.) могут послужить побудительным мотивом для малых и средних компаний, чтобы они начали пользоваться услугами компаний-аутсорсеров?

Однозначного ответе на этот вопрос не существует. Природой еще не создано двух абсолютно одинаковых объектов. Каждая компания по своему уникальна, и, соответственно, предпосылки перехода на аутсорсинг будут различны, но цель всегда одна – повышение эффективности бизнеса.

Вопрос, который волнует многих: что дешевле -- держать собственную ИТ-службу или воспользоваться услугами аутсорсеров? Можно ли провести детальное сравнение?

Еще 10-15 лет назад признаком хозяйственности для городских жителей в России считалось выращивание картофеля на собственном огороде. Но жизнь идет вперед, и сегодня энтузиастов данного занятия стало на порядок меньше: гораздо проще сделать покупку в магазине. Если вы так не думаете, то прикиньте стоимость собственного человеко-часа, добавьте сюда стоимость транспортировки и хранения, а также нереализованный творческий потенциал вашей личности во время работы с лопатой. Думаю, вопросы отпадут сами собой.

            Данную точку зрения - как философию - можно перенести на IT-аутсорсинг. Стоит ли передавать IT-службы на аутсорсинг, покажет время. Необходимо учитывать, что стоимость аутсорсинг-контракта и предполагаемая экономическая выгода далеко не всегда являются важнейшим критерием. Дело в том, что на первоначальном этапе аутсорсинг может обходиться владельцу бизнеса как дешевле, так и дороже. Важно понимать, что эффект от аутсорсинга измеряется не только деньгами.

Можно ли сделать прогноз о востребованности ИТ-аутсорсинга в сегменте среднего и малого бизнеса на ближайшее время?

За рубежом, где аутсорсинг как бизнес-направление имеет гораздо более долгую историю, со временем средняя стоимость контрактов снижается, а их число растет. Более чем вероятно, что Россия будет идти тем же путем: сегодня вполне реален прогноз о росте данного рынка на 50-70% в год. Кроме того, все тот же западный опыт показал, что на определенном этапе развития рынка  аутсорсинг становится не менее востребован малым и средним бизнесом, чем крупными компаниями и холдингами.

Каков ваш прогноз состояния и динамики развития рынка аутсорсинга вообще?

Понятие аутсорсинг, несмотря на предельно короткую формулировку «передача не основных бизнес функций внешнему исполнителю», имеет довольно широкие границы, начиная с клининга и заканчивая аутсорсингом IT-функций.

Если говорить об аутсорсинге в области высоких технологий (без учета оффшорного программирования), то объем российского рынка в 2006 году составил около 500 млн. долларов США. Текущие темпы роста в данной нише более чем в 2 раза выше темпов роста IT-рынка и рынка телеком-услуг. В условиях повышения конкуренции, уменьшения маржинальности бизнеса практически во всех отраслях российской экономики роль аутсорсинга как средства повышения эффективности бизнеса будет неуклонно возрастать.

В 2007-2008 годах мы ожидаем взрывной спрос на эти услуги. В 2007 году 80% объема рынка аутсорсинга будут составлять крупные заказы государственных и коммерческих организаций с широко распределенной по стране филиальной сетью. Сегодня спрос со стороны таких предприятий (банки, торговые сети, федеральные заказчики) опережает имеющиеся предложения.

Эти услуги будут предоставлять управляющие компании, крупные системные интеграторы и ведущие зарубежные компании. При этом предпочтение будет отдаваться российским поставщикам данного сервиса.

Начать дискуссию