Налоговые споры

Cекретные материалы

Даже если фирме, а точнее – ее руководству, есть что скрывать от акционеров, не стоит засекречивать все сведения подряд. Потому что «сокрытие» информации, которая, по закону, должна быть доступна любому участнику, в первую очередь «ударит» по самой фирме.

Даже если фирме, а точнее – ее руководству, есть что скрывать от акционеров, не стоит засекречивать все сведения подряд. Потому что «сокрытие» информации, которая, по закону, должна быть доступна любому участнику, в первую очередь «ударит» по самой фирме.

«Скользкие» правила

На первый взгляд перечень документов, которые не могут быть секретными, довольно обширен (п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ). А участникам, которые владеют хотя бы двадцатью пятью процентами голосующих акций общества, вообще доступны «святая святых» — данные бухучета (п. 1 ст. 91 Закона № 208-ФЗ). К тому же участники вправе пополнить этот «открытый перечень» через устав.

Вроде бы и секретничать-то руководству фирмы негде... Однако всем известно, что если захотеть, то «лазейку» можно найти всегда.

Дело в том, что компания должна предоставить документы акционеру в течение семи дней с той даты, когда он направил руководству такое требование (п. 2 ст. 91 Закона № 208-ФЗ). И если присмотреться, то можно заметить, что это условие содержит «скользкую» формулировку. Ведь речь в статье 91 Закона № 208-ФЗ идет о документах. То есть об оригиналах, а не о копиях. Участники же фирмы зачастую просят показать лишь копии. Благо, оговорка о том, что по требованию акционера общество обязано предоставить ему копии бумаг, в законе тоже есть (п. 2 ст. 91 Закона об АО). Но вот сроки, в которые организация должна их предоставить, — нигде не указаны.

На этом-то и поскользнулись фирма «Петрофарм» и один из ее учредителей. Нерасторопность или отказ?

Все началось с того, что акционер направил директору «Петрофарма» требование. В нем участник просил, чтобы ему предоставили копии учредительных документов. Организация его получила в середине мая и зарегистрировала среди входящей корреспонденции. Однако через неделю никаких копий акционер не получил.

Выждав немного, участник вновь обратился к обществу с аналогичным требованием. Теперь фирма исполнила его просьбу «наполовину». Он получил только часть затребованных документов. На этот раз его терпению пришел конец, и он пожаловался на бездействие собственной фирмы в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (сокращенно — РО ФСФР, Федеральная служба). Инспекторы ФСФР пришли с проверкой на фирму. Обнаружив нарушение, они безоговорочно поддержали акционера и составили протокол об административных правонарушениях. В нем инспекторы ФСФР указали на то, что фирма не представила акционеру затребованные копии документов, и она обязана заплатить штраф двадцать пять тысяч рублей (ч. 1 ст. 15.19. КоАП). Не согласившись с таким решением, фирма обратилась в арбитражный суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить «обвинительное» постановление РО ФСФР № 123. Все как один

Доказывая в суде свою невиновность, позиция «Петрофарма» сводилась к одному: срок предоставления акционеру копий документов не установлен. Поэтому в данном случае фирма вовсе не отказывалась выполнить требование, а произошла всего лишь временная задержка исполнения запроса.

Решением арбитража города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 января 2005 года, а потом и решением апелляции от 26 апреля 2006 года обществу в иске было отказано.

Но организацию это не остановило. Предприятие обратилось в окружной арбитраж с кассационной жалобой. В ней фирма просила судей отменить прежние решения судов, а заодно и злосчастное постановление о штрафе. Аргументы истца были прежними. Кроме того, представители компании заявили о том, что акционер не доказал, что ему отказали в выдаче копий документов.

Но судьи были непреклонны. Они и на этот раз отказали нерасторопному предприятию. Свое решение федеральные арбитры обосновали так: акционер предъявил фирме требование об исполнении своего права — права на предоставление обществом информации (ст. 90 и 91 Закона № 208-ФЗ). По Гражданскому кодексу общество, которое в этом случае является должником, т. к. оно обязано перед участником совершить определенные действия (см. ст. 307 ГК), должно исполнить обязательство в разумный срок. А таким сроком считается семь дней со дня предъявления требования (ст. 314 ГК). Поэтому предприятие было обязано предоставить своему участнику копии документов для того, чтобы он мог их изучить, не выходя при этом за пределы фирмы (п. 2 ст. 91 Закона № 208-ФЗ).

Однако целиком компания свою обязанность не исполнила. Поскольку была представлена лишь часть затребованных бумаг. А это уже административное нарушение — «непредставление эмитентом инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации в разумный срок (ч. 1 ст. 15.19 КоАП). Поэтому штраф, наложенный на фирму, законен (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 октября 2006 года по делу № А56-36882/2005).

Обратите внимание: несмотря на то, что компании пришлось заплатить штраф, это не освободило ее от обязанности предоставить акционеру недостающие бумаги.

«Долой привилегии!»

Некоторых акционеров раздражает даже тот факт, что к особо важным, документам допускают только тех, кто владеет хотя бы четвертью всех акций. Один из таких «борцов за равенство» попытался оспорить данное положение в Конституционном суде. Сделал это он после того, как ему было отказано в ознакомлении со сведениями бухгалтерского учета его родного открытого акционерного общества. По мнению заявителя, эта норма нарушает его конституционные права. Ведь «все равны перед законом», «органы государственной власти... обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Однако судьи пояснили «обиженному» акционеру, что его претензии необоснованы. И указали, что если по количеству акций участник не «дотягивает» до того, чтоб ему были открыты все тайны фирмы, то он имеет полное право потребовать аудиторскую проверку финансовой деятельности компании (п.1. ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Поэтому ограничение по количеству акций не может рассматриваться как «препятствие к получению информации о деятельности фирмы» (Определение Конституционного суда от 18 июня 2004 г. № 263-О).

«Открытый» список

Обратите внимание, акционерное общество по требованию акционеров должно показать (п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ):

  • свои учредительные документы;
  • протоколы собрания;
  • внутренние документы общества (распоряжения, приказы и прочее);
  • бюллетени для голосования;
  • доверенности на участие в общем собрании акционеров;
  • списки участников, которые имеют право участвовать в общем собрании акционеров и получать дивиденды;
  • документы, которые подтверждают право общества на имущество, числящиеся на его балансе (например, договоры);
  • годовые отчеты;
  • документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • отчеты независимых оценщиков об имуществе предприятия;
  • заключения ревизионной комиссии или аудитора общества;
  • проспекты эмиссии акций и ежеквартальные отчеты эмитента (п.1. ст. 91 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Правда, изучать документы, которые относятся к бухгалтерскому учету, а также протоколы заседаний совета директоров, могут лишь акционеры. владеющие хотя бы двадцатью пятью процентами голосующих акций компании (п. 1 ст. 91 Закона № 208-ФЗ).

Палки в колеса

Прокомментировать ситуацию с «засекреченными» документами мы попросили московского адвоката Юрия Славина. Особое условие

Некоторые руководители предприятий считают, что участник фирмы, который знает о своих правах на доступ к «корпоративной» информации и знает, как этим правом пользоваться, всегда будет лишней «головной болью». Ведь он, если что, сможет аргументированно сформулировать и отстаивать (в том числе и в суде) свои интересы. Поэтому борьба руководства компании с особо любопытными акционерами «начинается» еще на «дальних подступах». Например, директор общества вправе утверждать различные правила, процедуры, в том числе касающиеся и регламента работы акционеров с документами. А их нарушение, в свою очередь, дает основание для отказа в предоставлении акционеру той или иной информации.

Например, во внутреннем Положении о порядке работы акционеров с документами некоторые фирмы записывают, что «для получения информации об обществе акционер должен представить выписку из реестра акционеров на день обращения в общество с заявлением». Получить же ее может быть весьма затруднительно. Ведь выдает ее только реестродержатель. А он может находиться, например, в другом городе, да и срок выдачи этого документа в законодательстве не определен. Если же дата выписки и дата заявления не совпадут, то «нехороший» пункт в Положении позволит фирме не выдать затребованные бумаги.

Однако такая формулировка — чистой воды нарушение, которое лишает акционеров доступа к информации. Обратите внимание — оспорить такое условие не составит труда (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 сентября 2004 г. № А82-111/2003-Г/15). Нужно доплатить

Кроме того, довольно часто руководство фирмы пытается взыскать с акционеров довольно значительную сумму за копии необходимых им документов. Обратите внимание — это незаконно. Ведь копии «открытых» документов предоставляются участникам бесплатно. Единственное, на что может «претендовать» фирма — это на возмещение участниками затрат на изготовление этих копий (п. 2 ст. 91 Закона № 208-ФЗ). Коммерческая тайна

Иногда проблемы возникают с предоставлением сведений бухгалтерского учета и отчетности, а также документов, которые подтверждают право фирмы на имущество. Дело в том, что руководители многих акционерных обществ считают, что эти документы содержат коммерческую тайну. А, значит, у участников, не владеющих хотя бы 25 процентами акций, нет права на получение этих сведений.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, считаются полученными законным путем в двух случаях. Первый — если они были предоставлены руководителем фирмы. Второй — если возможность их получения прямо предусмотрена в законодательстве (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). А поскольку право получать сведения бухгалтерского учета и отчетности принадлежит акционерам по закону (п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ), то отказывать акционеру, ссылаясь на их «коммерческую ценность», нельзя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 ноября 2006 г. № А56-26471/2005). Защита персональных данных

Еще один излюбленный способ отказать акционеру в затребованных документах — заявить, что в бумагах есть персональные данные сотрудников. И значит, в соответствии с главой 14 «Защита персональных данных работника» Трудового кодекса передать эти документы, даже акционеру, владеющему 25 процентами акции, компания не вправе. На основании этой формулировки фирмы пытаются отказать акционерам в просмотре: приказов о назначении директора, трудовых договоров, сведения о заработной плате, протоколов заседаний исполнительного органа.

Акционеры обращаются с иском в суд, мотивируя свое право получить эти бумаги тем, что они относятся к данным бухгалтерского учета. И, значит, компания обязана их предоставить. Судьи, как и полагается, разбираются в каждом деле по существу. Так, в одном постановлении они разъяснили, что трудовые договоры и сведения о заработной плате, удержании из нее и выплат социального характера относятся к документам, регулирующим трудовые отношения фирмы и работника. Поэтому получить их акционеры не смогут (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 мая 2006 г. № А79-8239/2005). А вот приказы о назначении директора, его заместителей, главбуха, так же как и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа держать в секрете компании не удастся. Дело в том, что эти документы «следует отнести к документам акционерного общества в отличие от трудовых контрактов, заключаемых с указанными лицами» (постановление ФАС Московского округа от 22 декабря 2004 г. № КГ-А40/11231-04). И, значит, компания обязана предоставить эти бумаги акционерам.

Анна МИШИНА

Начать дискуссию