Кем быть: ПБОЮЛ, ООО, ЗАО или ОАО?

С чего начинается собственное дело? На этот вопрос трудно ответить, потому что каждый самостоятельно принимает решение. В любом случае тому, кто хочет заниматься цивилизованным бизнесом, необходимо юридически оформить свой новый статус в качестве делового человека, то есть выбрать организационно-правовую форму субъекта коммерческой деятельности. О том, как это сделать и что лучше зарегистрировать - ПБОЮЛ, ООО или АО, мы расскажем в настоящей статье.

С чего начинается собственное дело? На этот вопрос трудно ответить, потому что каждый самостоятельно принимает решение. В любом случае тому, кто хочет заниматься цивилизованным бизнесом, необходимо юридически оформить свой новый статус в качестве делового человека, то есть выбрать организационно-правовую форму субъекта коммерческой деятельности. О том, как это сделать и что лучше зарегистрировать - ПБОЮЛ, ООО или АО, мы расскажем в настоящей статье.

http://excalibur.ru/

В России вести коммерческую деятельность можно от своего имени, то есть лично выступая в качестве предпринимателя, либо от имени юридического лица, владельцем или совладельцем которого вы являетесь.

В первом случае нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Сделать это можно самостоятельно, однако придется отстаивать очереди во всех регистрационных инстанциях. Если вы обратитесь в юридическую фирму, то вам помогут пройти процедуру регистрации без особых временных затрат.

Прежде чем регистрироваться в качестве ПБОЮЛ, следует задуматься, а правильно ли вы делаете. В чем преимущества и недостатки ведения бизнеса посредством ПБОЮЛ?

Начнем с преимуществ. Процедура регистрации ПБОЮЛ значительно легче и быстрее, чем регистрация юридического лица. Ее стоимость у посредников невысока. Это весьма серьезное преимущество в первую очередь для тех, кто обладает небольшим стартовым капиталом и для кого каждые сто долларов играют весьма существенную роль.

ПБОЮЛ удобен с налоговой точки зрения. Не придется уплачивать налог на прибыль в размере 24 % и ряд других налогов, плательщиками которых являются организации. Ваш главный налог - это налог на доходы физических лиц (13%). Конечно, придется уплачивать все косвенные налоги, например НДС, также не избежать единого социального налога, если будете осуществлять выплаты третьим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам. Все равно налоговая нагрузка на предпринимателя при одинаковой доходности бизнеса, как правило, ниже, чем на организацию, что, кстати говоря, несколько противоречит основным началам теории налогообложения. Но практика не всегда точно следует теории.

Пожалуй, главным преимуществом ПБОЮЛ и одновременно его недостатком является то, что к нему по большому счету никто серьезно не относится. Контроль со стороны государства за деятельностью предпринимателей не отличается особой строгостью и тотальностью: быть ПБОЮЛ в этом плане спокойнее. Однако вести серьезный бизнес от имени ПБОЮЛ практически нереально. Можно заниматься розничной торговлей на рынках, ярмарках или через палатки и ларьки, производить какую-нибудь недорогую продукцию, оказывать несложные и нетрудоемкие услуги. Если речь идет о чем-то более серьезном, то здесь быть ПБОЮЛ невыгодно - с вами никто не захочет иметь дело.

Тому, кто хочет заниматься не малым, а средним бизнесом, лучше зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью (ООО), являющееся наиболее распространенной организационно-правовой формой. В настоящее время действует Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ. В соответствии с данным нормативным актом функционируют ООО.

Учредителями общества с ограниченной ответственностью может быть один (несколько) человек. Его уставный капитал состоит из определенных долей в соответствии с учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Этим ООО существенно отличается от ПБОЮЛ, ведь индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем имуществом, в том числе и тем, которое не использует в предпринимательской деятельности.

ООО является полноценным юридическим лицом, которое имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Обязательными условиями деятельности ООО являются наличие круглой печати, содержащей его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества, а также наличие уставного капитала общества, который не может быть меньше 10 тыс. руб.

Характерной чертой ООО является то, что количество его учредителей, как правило, не превышает двух-трех человек, хотя законодательством установлен максимальный предел количества участников общества - пятьдесят человек. Учредителем ООО может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

ООО как организационно-правовая форма идеально для ведения семейного бизнеса. Создание ООО несколькими лицами подразумевает существование доверительных и устойчивых отношений между ними, иначе управлять обществом будет трудно. Как правило, участники общества принимают решения совместно или путем голосования. Управлять обществом может один человек - генеральный директор или исполнительный орган. Все эти моменты прописаны в учредительных документах общества - уставе и учредительном договоре. Кроме того, они должны содержать информацию:

- о составе учредителей общества;

- размере уставного капитала общества и долях каждого из учредителей;

- размере и составе вкладов, порядке и сроках их внесения в уставный капитал общества при его учреждении;

- ответственности учредителей общества за нарушение обязанности по внесению вкладов;

- условиях и порядке распределения между учредителями общества прибыли;

- составе органов общества и порядке выхода участников из общества.

Каждый участник общества может в любой момент выйти из него и потребовать выплаты действительной стоимости доли либо получения ее в форме имущества, продукции и т. д. Факт весьма неприятный для остающихся.

Ведь им придется, скорее всего, расстаться с частью общественного имущества, так как денежные средства, вносимые в уставный капитал, как правило, долго не залеживаются. Их тратят на оргтехнику, транспорт, производственное оборудование и прочее. Таким образом, отдав вышедшему из общества участнику, например автомобиль, организация останется без средства передвижения.

Как показывает практика, возможность выхода любого из членов общества является главной проблемой ООО. Именно поэтому очень важно, чтобы между партнерами существовали не только деловые, но и дружеские отношения.

Еще одна организационно-правовая форма, распространенная среди предприятий среднего и крупного бизнеса, - акционерное общество. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Они вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров и общества.

Таким образом, АО является более свободной для его участников организационно-правовой формой, нежели ООО. Однако и управлять им сложнее. Подобная организация является юридическим лицом, а значит, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на ее самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Российским законодательством предусмотрены два основных типа акционерных обществ - открытое и закрытое. Первое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Оно вправе проводить и закрытую подписку на акции за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или акционеров на приобретение акций, отчуждаемых его участниками. В этом заключается главное отличие ОАО от ЗАО.

В закрытом акционерном обществе акции распределяют только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число его акционеров не должно превышать пятидесяти, тогда как в ОАО их количество неограничено. Акционер ЗАО не имеет права заявить о выходе из общества и потребовать выплатить ему стоимость акций в натуральной форме. Однако он может продать свои акции, соблюдая при этом преимущественное право других членов организации на их приобретение. Таким образом, ЗАО - более стабильная форма ведения бизнеса, так как позволяет сохранить имущественную целостность предприятия при выходе из него участников.

Регистрация акционерного общества, как закрытого, так и открытого, в отличие от регистрации ПБОЮЛ или ООО обременена множеством сложных процедур. Поэтому, приняв решение о создании ОАО или ЗАО, обратитесь к профессиональным регистраторам. Это существенно ускорит процесс регистрации общества и позволит вам быстрее приступить к непосредственной работе.

Итак, мы рассказали о наиболее распространенных организационно-правовых формах ведения бизнеса, рассмотрели их особенности, достоинства и недостатки. Теперь решать Вам.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию