Налоги, взносы, пошлины

Минфин об учёте рекламных расходов

Многие фирмы используют различные рекламные «трюки», чтобы привлечь внимание к своим товарам. Один из них — распространение каталогов, брошюр, листовок с ассортиментом продукции компании. Для рассылки таких материалов покупателям фирма может воспользоваться услугами почты или курьерских компаний. А за эти услуги нужно платить. О том, может ли фирма уменьшить на такие расходы свои облагаемые доходы, и рассказал Минфин в опубликованном письме.

Многие фирмы используют различные рекламные «трюки», чтобы привлечь внимание к своим товарам. Один из них — распространение каталогов, брошюр, листовок с ассортиментом продукции компании. Для рассылки таких материалов покупателям фирма может воспользоваться услугами почты или курьерских компаний. А за эти услуги нужно платить. О том, может ли фирма уменьшить на такие расходы свои облагаемые доходы, и рассказал Минфин в опубликованном письме.

Письмо Министерства финансов РФ от 12.01.2007 № 03-03-04/1/1

[НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики

Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, в том числе расходы на распространение рекламно-информационных материалов, учитываются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся, в частности:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

    Перечисленные выше расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии подтверждающих данные расходы документов.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса. При этом к прочим видам рекламы относятся те ее виды, которые не перечислены в пункте 4 статьи 264 Кодекса.

Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено понятие «реклама», в соответствии с которым под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Расходы организации по отправке рекламно-информационных материалов (листовок, карточек, буклетов, брошюр, каталогов) путем безадресной доставки на основании договоров возмездного оказания услуг являются для целей налогообложения прибыли нормируемыми рекламными расходами, признаваемыми для целей налогообложения с учетом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 264 Кодекса.

Заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Министерств финансов РФ С.В. Разгулин


Комментарий

Многие фирмы используют различные рекламные «трюки», чтобы привлечь внимание к своим товарам. Один из них — распространение каталогов, брошюр, листовок с ассортиментом продукции компании. Для рассылки таких материалов покупателям фирма может воспользоваться услугами почты или курьерских компаний. А за эти услуги нужно платить. О том, может ли фирма уменьшить на такие расходы свои облагаемые доходы, и рассказал Минфин в опубликованном письме.

Учет рекламных расходов

При расчете налога на прибыль фирма может учесть затраты на рекламу в составе прочих расходов. Порядок налогового учета таких затрат зависит от их вида. Так, по Налоговому кодексу полностью можно включить в налоговую себестоимость затраты:

  • на рекламу через средства массовой информации (газеты, журналы, Интернет);
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • на оформление витрин и демонстрационных залов;
  • на уценку товаров, которые потеряли качество при экспонировании;
  • на изготовление рекламных брошюр каталогов;
  • на световую и другую наружную рекламу.

Все остальные рекламные затраты компания может включить в налоговую себестоимость только в пределах норматива. Он составляет 1 процент выручки от реализации. Причем такие затраты должны отвечать требованиям, которые предъявляют к любым налоговым расходам. То есть затраты должны быть обоснованны и документально подтверждены.

При расчете ограничения выручку определяют, исходя из всех поступлений компании за проданные товары. Форма, в которой такие доходы поступили (денежная или натуральная), значения не имеет. При этом сумма НДС, предъявленная покупателям, в расчете не участвует.

Расходы по адресной рассылке...

Расходы на распространение брошюр и каталогов фирмы не поименованы среди рекламных затрат, которые можно полностью учесть при налогообложении. В кодексе речь идет лишь о расходах на их изготовление. А может ли компания включить затраты на рапространение брошюр, каталогов в нормируемые рекламные расходы при расчете налога на прибыль?

Чтобы ответить на этот вопрос, финансисты делят рассылку рекламных материалов на адресную и безадресную (письмо Минфина России от 18.01.2006 № 03-03-02/13). Адресной ее считают, если такие бумаги распространяют конкретным лицам. Например, по базе данных потенциальных клиентов фирмы. Безадресной называют отправку рекламных материалов заранее не определенным покупателям. Например, когда сотрудники почты раскладывают брошюры, листовки по почтовым ящикам любых граждан. Или когда каталоги фирмы выкладывают в самом почтовом отделении.

Рекламой же называют информацию, распространенную любым способом, направленную на продвижение товара и адресованную неопределенному кругу лиц (ст. 1 Закона «О рекламе»). То есть одним из требований к ней является направленность на не известных заранее получателей.

Исходя из этого, адресное распространение брошюр и каталогов рекламой финансисты не считают. Ведь условие о «неопределенности» адресатов не соблюдается. Следовательно, и затраты на такую доставку к рекламным не относят. Поэтому признать их нормируемыми рекламными расходами нельзя. Более того, специалисты Минфина вообще не разрешают включать затраты на адресную доставку брошюр и каталогов в налоговые расходы. Ведь такие бумаги предоставляют покупателям бесплатно. А стоимость безвозмездно переданного имущества не учитывают при расчете «прибыльного» налога (п. 16 ст. 270 НК РФ).

...и безадресному распространению

Что же касается безадресной рассылки брошюр и каталогов (именно эту ситуацию Минфин рассматривает в опубликованном письме), то расходы по ней финансисты относят к рекламным. Ведь все требования, предъявляемые к рекламе, при таком распространении выполнены. Поэтому компания может учесть их в своих налоговых расходах. Правда, в пределах норматива.

Пример

ООО «Омелия» занимается продажей товаров бытового назначения. В феврале 2007 года для расширения рынка сбыта и привлечения новых покупателей фирма выпустила брошюры с информацией о своих товарах, их основных характеристиках и ценах на них.

В этом же месяце компания воспользовалась платными услугами почты по безадресному распространению брошюр по почтовым ящикам потенциальных покупателей.

Расходы компании на изготовление рекламных материалов составили 120 000 руб. Затраты на их распространение (услуги почты) — 16 000 руб. (без НДС). Других расходов на рекламу у компании в I квартале 2007 года не было.

Выручка от реализации товаров за этот период составила 1 200 000 руб. (без НДС).

Затраты по изготовлению брошюр фирма включила в налоговые расходы I квартала 2007 года полностью (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Расходы на безадресное распространение брошюр в налоговом учете являются нормируемыми.

Предельная сумма нормируемых рекламных затрат, которую фирма могла учесть в I квартале 2007 года, составила:

1 200 000 руб. x 1% = 12 000 руб.

Так как расходы компании на доставку брошюр (16 000 руб.) превысили норматив (12 000 руб.), то в I квартале 2007 года фирма включит в налоговую себестоимость лишь 12 000 руб.

Предположим, что выручка от реализации за первое полугодие 2007 года составила 4 000 000 руб. Во II квартале у фирмы расходов на рекламу не было.

По окончании полугодия фирма пересмотрела предельный размер нормируемых затрат на рекламу. Он составил:
4 000 000 руб. x 1% = 40 000 руб.

То есть сумма расходов на доставку рекламных брошюр (16 000 руб.) «уложилась» в предел (40 000 руб.). Следовательно, неучтенные в I квартале 2007 года расходы в сумме 4000 руб. (16 000 – 12 000) компания может включить в налоговые расходы по итогам полугодия.

Аудитор Е.В. Мишина

Начать дискуссию