С 1 января 2007 года увеличено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Более того, кардинально изменился порядок его расчета. Если раньше пособие выплачивалось в твердой сумме, то теперь его определяют индивидуально для каждого получателя.
От твердого размера — к расчетному
С 1 января 2007 года Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ), действует в новой редакции. Благодаря поправкам, внесенным в него Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ, повышено пособие по уходу за ребенком до полутора лет.
Прежде его выплачивали в твердой сумме (700 рублей в месяц) вне зависимости от количества детей, за которыми ухаживал работник. Теперь матери или другие родственники, фактически находящиеся с ребенком, должны получать не менее 1500 рублей на первого ребенка и не менее 3000 рублей на второго и последующих детей. А если работник ухаживает одновременно за двумя и более детьми, пособие суммируется.
Однако ежемесячное пособие не назначается в абсолютной сумме. Его предстоит рассчитывать исходя из среднего заработка работника, причем в зависимости от количества дней в каждом месяце. Порядок определения среднего заработка за месяц мы рассмотрим отдельно. Пока же будем считать, что его сумма известна.
Итак, что должен делать бухгалтер, чтобы определить размер «детской» выплаты?
Сначала нужно рассчитать предварительную сумму пособия исходя из 40 процентов среднего заработка. Для этого средний заработок работника умножают на 40 и делят на 100 процентов (или умножают на 0,4). Затем расчетную сумму сравнивают с минимально возможным размером пособия. Он различен для первого и последующих детей и составляет 1500 либо 3000 рублей соответственно.
А какого ребенка считают не первым? Вопрос отнюдь не праздный. Ведь, например, ребенок может быть первым у матери, но вторым у отца. Бывает и наоборот. Закон № 81-ФЗ разъясняет, что второго и последующих детей определяют по отношению к матери, родившей или усыновившей их.
Помимо минимального установлен и максимальный размер пособия — 6000 рублей. Если фактический размер (40 процентов среднего заработка) не вписывается в законодательные «рамки» — от 1500 (3000) до 6000 рублей, то пособие надо выплачивать в предельно допустимом размере. В зависимости от ситуации это может быть минимальная либо максимальная сумма.
Обратите внимание: минимальное и максимальное пособия корректируют на районный коэффициент, установленный для данной местности.
Как определить сумму пособия по новым правилам, покажет пример.
Пример 1
Работница находится в отпуске по уходу за своим первым ребенком. Предположим, ее средний заработок за 12 месяцев, предшествующих месяцу ухода в отпуск, составил 8500 руб. Значит, расчетный размер пособия равен 3400 руб. (8500 руб. x 0,4).
Полученная сумма больше минимального размера (1500 руб.) и меньше максимального размера (6000 руб.) пособия. Следовательно, матери ребенка ежемесячно нужно выплачивать именно расчетную сумму — 3400 руб.
Расчеты показывают, что пособие в минимальном размере назначается при среднем заработке менее 3750 руб. (1500 руб. : 0,4) для первого ребенка и 7500 руб. (3000 руб. : 0,4) для второго ребенка. Максимальное пособие выплачивают, если средний заработок сотрудника превышает 15 000 рублей (6000 руб. : 0,4).
Для работника, находящегося в отпуске по уходу за несколькими детьми, пособия определяют на каждого ребенка в отдельности, а затем суммируют. Однако для этого случая Закон № 81-ФЗ предусматривает дополнительное «верхнее» ограничение: суммированное пособие не может превышать 100 процентов среднего заработка. Такая ситуация может возникнуть при уходе за тройней.
По мнению А.В. Петрова, президента Института Бухгалтерских экспертиз, аудита и налогообложения, на практике подобная ситуация вполне реальна. Ведь официальная зарплата, близкая к минимальной, — не редкость. В результате возникает правовая коллизия и непонятно, какой нормой закона нужно руководствоваться. Ведь суммированный размер пособия, с одной стороны, не должен превышать 100 процентов среднего заработка, а с другой стороны, он не может быть меньше минимального суммированного пособия. «Думаю, что в данном случае приоритет должен быть у минимального суммированного пособия, — сказал в заключение А.В. Петров, — то есть выплачивать работнице надо большую из этих двух сумм. Кстати, такого же мнения придерживаются и в ФСС России».
Определим сумму, на которую может рассчитывать работник.
Пример 2
Средний заработок работницы за данный месяц равен 8750 руб. Тогда расчетный размер пособия на одного ребенка составит 3500 руб. (8750 x 0,4). Для троих детей результатом суммирования будет не 10 500 руб. (3500 руб. x 3 детей), а 100-процентный средний заработок. В данном случае это 8750 руб.
На практике весьма вероятна парадоксальная ситуация, когда минимальное пособие окажется больше максимального. Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.
Пример 3
Работница находится в отпуске по уходу за тремя детьми: первым ребенком и последующими двумя. Средний заработок женщины за данный месяц составил 5000 руб.
Расчетный размер пособия на одного ребенка равен:
5000 руб. x 0,4 = 2000 руб.
Поэтому пособие на первого ребенка работнице нужно выплатить в расчетном размере (2000 руб.), а на двух других детей — исходя из минимального размера, то есть 6000 руб. (3000 + 3000).
Тогда расчетное суммированное пособие составит 8000 руб. за данный месяц (2000 + 6000), что больше верхней допустимой планки — 100-процентного среднего заработка (5000 руб.).
А вот суммированный минимальный размер пособия на троих детей в данном случае составляет 7500 руб. (1500 + 3000 + 3000). Это тоже выше, чем 100-процентов среднего заработка работницы. Тем не менее, именно эту сумму ей следует выплатить.
Считаем средний заработок
Согласно статье 5.1 Закона № 81-ФЗ, порядок исчисления среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливает Правительство Российской Федерации. Правительство же определило, что с 1 января 2007 года средний заработок для таких пособий надо исчислять в том же порядке, что и для больничных, и пособий по беременности и родам (постановление от 30 декабря 2006 г. № 870). То есть бухгалтеру следует руководствоваться статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями во временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». А пункт 43 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 разъясняет, что отпуск оплачивается за календарные дни, из которых нерабочие праздничные дни не исключаются.
Отныне расчетный размер пособия определяют путем умножения среднего дневного заработка на число календарных дней, приходящихся на период отпуска. И такой расчет предстоит делать каждый месяц. Поскольку пособие ежемесячное, в расчете участвуют календарные дни месяца, на которые выпадает отпуск. Например, в полном январе таких дней — 31, а в полном феврале 2007 года — 28. А если ребенку исполнилось полтора года, скажем, 10 февраля, то средний заработок в феврале нужно определять за причитающиеся 10 дней отпуска.
Средний дневной заработок определяют за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Его рассчитывают делением суммы начисленного заработка за этот период на число календарных дней в нем. Причем в заработок включают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС России. Таким образом, в расчете заработка не участвуют пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (не только в части выплаченных сумм, но и в части приходящихся на эти периоды нетрудоспособности календарных дней).
Пример 4
Работница подала заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком с первого дня после окончания отпуска по беременности и родам — 11 февраля 2007 года. За 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу, то есть с 1 февраля 2006 года по 31 января 2007 года, заработная плата работницы составила 102 500 руб.
На этот период приходится отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней, а также 20 календарных дней временной нетрудоспособности. Поэтому в расчет среднего дневного заработка бухгалтер должен включить 205 календарных дней (365 – 140 – 20). Значит, средний дневной заработок работницы составит 500 руб. (102 500 руб. : 205 дн.). В феврале она использует 18 дней отпуска (28 – 10), поэтому ее средний заработок в этом месяце составит 9000 руб. (500 руб. x 18 дн.). А в марте отпуск продлится 31 день, и средний заработок составит уже 15 500 руб. (500 руб. x 31 дн.).
Как видно из примера, средний заработок работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, за каждый месяц будет непостоянным. Он зависит от числа календарных дней отпуска в конкретном месяце. Значит, сопоставлять расчетную и предельную суммы пособия бухгалтеру предстоит ежемесячно. А долгожданное увеличение пособий обернулось для бухгалтерий трудоемкими расчетами.
Рассмотрим на примере, как пересчитать пособие, назначенное работнице в 2006 году.
Пример 5
Работница находится в отпуске по уходу за первым ребенком с 2006 года. Ее средний дневной заработок за 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска, равен 500 руб.
Расчетный размер пособия за январь 2007 года составит 6200 руб. (500 руб. x 31 дн. x 0,4). Однако эта сумма превышает допустимый законом верхний предел в 6000 руб. Значит, пособие по уходу за январь нужно начислить в максимально возможной сумме — 6000 руб. А в феврале результат предварительного расчета составит 5600 руб. (500 руб. x 28 дн. x 0,4), что меньше максимального размера пособия. Так что именно расчетную сумму женщина и получит за февраль.
Теперь предположим, что женщина находится в отпуске по уходу за двумя детьми в возрасте до полутора лет — вторым и третьим ребенком.
Пример 6
Средний дневной заработок сотрудницы равен 200 руб. На двоих детей расчетный размер пособия за февраль составит 4480 руб. (200 руб. x 28 дн. x 0,4 x 2). Суммированный минимальный размер пособия — 6000 руб. (3000 + 3000), то есть больше расчетного. И хотя 100 процентов среднего заработка работницы составят 5600 руб. (200 руб. x 28 дн.), ей следует выплатить пособие в минимально допустимом размере — 6000 руб.
Оформляем документы
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен представить:
- заявление о назначении пособия;
- копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
- копию свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);
- справку с места работы (учебы, службы) матери ребенка (отца, обоих родителей) о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия. А если мать ребенка (отец, оба родителя) не работает (не учится, не служит), нужна справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Эти требования установлены пунктом 50 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865. Смысл последнего условия — не допустить выплаты одного и того же пособия разными работодателями. Назначают и выплачивают ежемесячное пособие на основании приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Его следует издать в 10-дневный срок с даты подачи заявления о назначении пособия с приложением всех необходимых документов. Пособие по уходу выплачивают в сроки, установленные для выплаты заработной платы. Это означает, что на основании статьи 136 Трудового кодекса эти выплаты нужно производить не реже, чем два раза в месяц. В документообороте применяют унифицированные формы, предусмотренные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Предоставление отпуска оформляется приказом по форме № Т-6, а для расчета пособия применяется записка-расчет по форме № Т-60.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначают со дня предоставления такого отпуска до дня исполнения ребенку полутора лет. Чаще всего датой предоставления отпуска по уходу считают окончание отпуска по беременности и родам. Однако имейте в виду, что с 1 января 2007 года действует норма, улучшающая положение женщины. Так, мать имеет право получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком со дня его рождения, если величина этого пособия больше пособия по беременности и родам. Для этого ей нужно лишь написать заявление о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком.
Что касается источников финансирования, то ФСС по-прежнему возмещает работодателю понесенные расходы на выплату «детских» пособий вне зависимости от применяемого режима налогообложения. Однако нужно быть готовым к тому, что отделение фонда потребует расчетное обоснование размера пособий по уходу. А необоснованное занижение пособий до минимального размера будет считаться нарушением законодательства о труде и охране труда, попадая под действие статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
обратимся к закону
Статья 15 Закона № 81-ФЗ:
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.
В случае ухода за двумя и более детьми размер пособия, исчисленный в вышеуказанном порядке, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов размера этого заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.
это важно
По отпускам, наступившим в 2006 году, ежемесячные пособия в 2007 году следует выплачивать в новом, повышенном размере. Для этого никакого заявления от работника не требуется. Просто издайте приказ о новом порядке начисления пособий в связи с изменением законодательства.
это важно
Пособие по уходу за ребенком не облагают НДФЛ и ЕСН на основании пункта 1 статей 217 и 238 Налогового кодекса. Кроме того, на них не начисляют взносы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765).
Начать дискуссию