Приятного полёта

В России произошла очередная авиакатастрофа. Я не буду говорить о причинах и подробностях, потому что, во-первых, этим должны заниматься специальные комиссии, а, во-вторых, я - не специалист. Но тем не менее, меня поразило, что сначала никак не могли сообщить что, собственно, случилось, потом двое суток не могли сосчитать погибших и раненых. А я ведь просто пассажир, который боится летать. И, по-моему, у меня для такого страха есть все основания.
Приятного полёта
Илья Данилкин, редактор ИА "Клерк.Ру"

В России произошла очередная авиакатастрофа. Я не буду говорить о причинах и подробностях, потому что, во-первых, этим должны заниматься специальные комиссии, а, во-вторых, я - не специалист. Но тем не менее, меня поразило, что сначала никак не могли сообщить, что, собственно, случилось, потом двое суток не могли сосчитать погибших и раненых. А я ведь просто пассажир, который боится летать. И, по-моему, у меня для такого страха есть все основания.

Я живу совсем близко от аэропорта Шереметьево, в двух километрах, и у меня за окном каждые две минуты раздается гул турбин. Я не слишком часто летаю, но 5-7 раз в год – минимум, ведь, если есть возможность отправиться в какое-то путешествие поездом, я выбираю именно поезд. У меня много знакомых пилотов и бортпроводников, механников и вообще людей, которые имеют непосредственное отношение к авиации.

Не так давно – в конце прошлого года – одна иностранная исследовательская компания опубликовала отчет о безопасности полетов. Российские авиакомпании заняли почти все верхние строчки, что означает лишь одно: летать нашими самолетами опасно.

Один мой знакомый пилот любит говорить, что по данным на 1985 год – у нас самые надежные самолеты в мире. Конечно, говорится это с известной долей иронии. Все прекрасно знают, что техника у нас старая, что компании экономят на всем: на запчастях, на топливе, на персонале, да и летает у нас, по мировам меркам очень и очень мало людей.

Заметьте, даже несмотря на небольшое количество полетов, последнее время сообщения о каких-то внештатных ситуациях поступают чуть ли не каждую неделю. То у самолета двигатель отказал, то что-то загорелось, то шасси не вышло и, увы, приходится слышать сообщения и о катастрофах. «Нельзя машины на износ эксплуатировать – аукнется», - говорит все тот же мой знакомый пилот. И вот, видимо, начало аукаться.

Как известно, пессимист – это хорошо информированный оптимист. И поскольку, я отношу себя именно к информированным оптимистам, я объясняю, почему я боюсь летать. Все сведения, которые я привожу были рассказаны мне людьми, имеющими к авиации непосредственное отношение, но получены мною неофициально, да и доказательств сказанного у меня нет.

Так вот, к примеру, в одной из компаний практикуется замена неработающих деталей на работающие с новых самолетов на время комиссии. То есть, приходит проверяющий – все работает на самолете. После госинспекции детали снимаются и снова устанавливаются старые.

Другая компания грешит тем, что очень хочет летать по расписанию. Поэтому самолеты выпускаются на рейс даже с известными неисправностями. Пилот же приходя на борт видит на своем кресле листок с перечислением того, что не работает.

Поскольку пилотов не хватает, многие фирмы, да и сами пилоты, соглашаются летать на тех типах самолетов, на которых они не проходили официальное обучение и не имеют достаточных навыков, особено это касается иностранных машин.

А, например, ещё в одной, с позволения сказать авиакомпании, пилотам просто под страхом лишения солидной части зарплаты, запрещают уходить на запасной аэропорт, потому что из-за этого компания понесет большие затраты. «Это когда был единый Аэрофлот, можно было садиться в любом аэропорту, а сейчас все частные – все требуют денег», - объясняют мне знающие люди. А ведь за штурвалом сидят пилоты, которым потом придется стоять на ковре перед начальством. «Поэтому и начинают геройствовать», - вздыхают пилоты.

Мне кажется, что все люди, которые летают, знают об этом. Ведь не зря же у нас всегда аплодируют, когда самолет садится, а не только, если случается какая-то внештатная ситуация (как это, например, происходит в компании Finair).

Мне не уютно, когда я в самолете, потому что я не верю, что машина исправна, что все работает нормально, что если что-то случится, то это будет действительно форс-мажор, а не наплевательское отношение к людям, что за меня действительно кто-то отвечает. От понимания становится ещё менее уютно.

А теперь представьте себе ситуацию, вы приходите на борт самолета, выходит пилот и сообщает вам, что в самолете неисправно то-то и то-то, что погодные условия - дрянь, что топлива не хватит, в случае чего, а на запасной аэропорт компания запретила садиться, но, Бог даст, долетим. Все желающие могут покинут борт и получить назад деньги. Как вы думаете, много бы людей осталось в салоне?

От редакции: В данной статье изложено частное мнение автора статьи. Позиция автора может не совпадать с мнением редакции ИА "Клерк.Ру".

Комментарии

1
  • news
    По поводу запасного аэродрома - подтверждаю. Мой брат летел из Казани в МОскву. Примерно за час до посадки вышел из строя двигатель. Так самолет развернулся и полетел обратно в Казань!!! (хотя был уже практически в Москве). Как потом выяснилось, если бы сломанный самолет сел в Москве, компании-владельцу было бы слишком дорого доставлять его обратно.