Новости ФНС

«Мировая» с налоговыми долгами

На любой стадии банкротства фирма может заключить с кредиторами мировое соглашение. Это своего рода шанс для восстановления платежеспособности: компания получает реальную возможность возобновить свой бизнес и рассчитываться по долгам уже не в столь экстренном режиме. Однако даже если коммерческие партнеры внемлют финансовым трудностям организации, в мирное урегулирование требований может вмешаться налоговая задолженность.

На любой стадии банкротства фирма может заключить с кредиторами мировое соглашение. Это своего рода шанс для восстановления платежеспособности: компания получает реальную возможность возобновить свой бизнес и рассчитываться по долгам уже не в столь экстренном режиме. Однако даже если коммерческие партнеры внемлют финансовым трудностям организации, в мирное урегулирование требований может вмешаться налоговая задолженность.

Т. Макарова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

Решение о том, будет ли все же заключено мировое соглашение, зависит от большинства голосов кредиторов (п. 2 ст. 150 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если таковые наберутся, то дальнейшее слово — за арбитражным судом. Как только он утвердит "мировое", оно становится обязательным для всех лиц, которые участвуют в соглашении.

Ценность мирового соглашения заключается в том, что документ позволяет изменить сроки и порядок уплаты налогов, включенных в реестр требований кредиторов (абз. 3 п. 1 ст. 156 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Несмотря на то, что не существует специальных норм, которые регулируют изменение срока уплаты налога по делу о банкротстве, содержание мирового соглашения не должно противоречить законодательству о налогах и сборах (абз. 4 п. 1 ст. 156 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). В частности, это касается сроков и порядка представления отсрочки или рассрочки по налоговым платежам.

Тем не менее, по мнению экспертов журнала "Расчет", существует точка зрения о специальном характере нормы абзаца 3 пункта 1 статьи 156 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" по отношению к главе 9 Налогового кодекса и к ее применению. Специальный характер нормы говорит об использовании данной статьи без ограничений, установленных Налоговым кодексом. Однако судебная практика свидетельствует об обратном (постановления ФАС Центрального округа от 27 октября 2003 г. № А58-2317/01-Ф02-3642/03-С2, ФАС Уральского округа от 24 августа 2005 г. № Ф09-1752/04-С4, ФАС Центрального округа от 24 февраля 2005 г. № А64-3964/04-9, ФАС Западно-Сибирского округа от 20 марта 2006 г. № Ф04-1680/2006(20838-А27-21)).

Только по правилам

При включении в мировое соглашение условий об изменении сроков уплаты налогов следует руководствоваться порядком, предусмотренным главой 9 Налогового кодекса (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 НК). Кроме того, надо соблюсти несколько формальностей.

Во-первых, нужно составить заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, указав в нем все основания. После этого документ надо представить или в ФНС, или в ее территориальное отделение. Все зависит от того, по какому налогу предоставляется отсрочка или рассрочка (федеральному, региональному или местному). Порядок рассмотрения заявлений утвержден приказом ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@.

Если дело касается налогов, уплата которых связана с перемещением товаров через таможенную границу, то решение принимают таможенные органы. Изменение сроков уплаты госпошлины зависит от благосклонности органов, которым она предназначена.

Кроме того, окончательный результат об отсрочке должен быть согласован с финансовым органом региона либо муниципального образования, в зависимости от уровня налога и бюджета, в который он уплачивается. В отношении же ЕСН — по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов (ст. 63 НК).

Во-вторых, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена как по одному, так и по нескольким налогам, но только если есть определенные основания (п. 2 ст. 64 НК), перечень которых исчерпывающий. Если фирма получит отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки, то он должен быть мотивированным. К тому же его всегда можно обжаловать в судебном порядке.

В то же время есть обстоятельства, которые при любом раскладе исключают изменение срока уплаты налога (ст. 62 НК).

В-третьих, отсрочка или рассрочка по уплате налога предполагает изменение срока не более чем на один год. В течение этого времени задолженность должна быть погашена единовременно или поэтапно (п. 1 ст. 64 НК).

Обратите внимание: по решению Правительства отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена в федеральный бюджет на срок более одного года, но не должна превышать три года.

Таким образом, заключению мирового соглашения, которое содержит условие о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, должно предшествовать соответствующее решение уполномоченного органа. Если такового нет, то арбитражный суд не может утвердить это мировое соглашение как противоречащее требованиям законодательства о налогах и сборах.

"За", "против", воздержался…

Порядок голосования "госкредиторов" в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собрании кредиторов утвержден приказом Минэкономразвития и торговли от 3 августа 2004 г. № 219 (далее — Порядок).

Практика показывает, что представители власти голосуют за заключение мирового соглашения только если его проект соответствует законодательству, а процедура заключения — Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (подп. "в" п. 1 Порядка). Для того, чтобы госорганы дали "добро", необходимо выполнение одного из следующих условий:

  • по проекту мирового соглашения задолженность по налогам необходимо погасить не позднее 30 дней с даты вступления мирового соглашения в силу;
  • если имеется отсрочка или рассрочка задолженности, предоставленная в соответствии с налоговым законодательством.

При всем при том, согласно пункту 11 Порядка, уполномоченный орган может принять и другое решение о голосовании, нежели предусмотрено данным Порядком. Однако в этом случае решение должно быть мотивированным и может быть принято исключительно Федеральной налоговой службой (приказ ФНС от 18 октября 2004 г. № САЭ-3-19/2@, письмо ФНС от 15 марта 2005 г. № 19-10-03/000287@).

Начать дискуссию