Налоги, взносы, пошлины

Поговорим о безопасности

Согласитесь, мы живем в непростое время. И кто, кроме нас самих, подумает о своей безопасности? Чтобы обеспечить ее, компании приобретают различные приборы, системы. А бухгалтеру опять считать, считать, считать.

Согласитесь, мы живем в непростое время. И кто, кроме нас самих, подумает о своей безопасности? Чтобы обеспечить ее, компании приобретают различные приборы, системы. А бухгалтеру опять считать, считать, считать.
А. Бунина, аудитор

Чаще всего руководство организации устанавливает в офисе сигнализацию, системы пожарной безопасности и видеонаблюдения (далее – объекты). В большинстве случаев их принимают к учету в одинаковом порядке. Все зависит от стоимости оборудования и срока его полезного использования.

Собственное помещение

Если объекты приобретены и смонтированы в собственном здании – все довольно просто.

Стоимость оборудования составляет более 10 000 рублей (и срок полезного использования превышает 12 месяцев). Оборудование принимают к учету в качестве амортизируемого основного средства (п. 1 ст. 256 НК РФ). Затраты на покупку, проектирование, установку оборудования списывают на расходы через начисление амортизации на объекты. С этим согласны и финансисты (письма Минфина России от 20 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/105, от 12 августа 2005 г. № 03-03-04/1/165). Единственная сложность возникает при определении амортизационной группы для систем видеонаблюдения и охранной сигнализации. Они не названы в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). В этой связи компании вправе установить срок полезного использования таких объектов самостоятельно на основании рекомендаций организации-изготовителя или исходя из технических условий (п. 5 ст. 258 НК РФ). Что касается приборов и аппаратуры систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации (код 14 3319000), оборудования для пожаротушения (код 14 2944000), их относят к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет.

В бухгалтерском учете указанные объекты также принимают в качестве основных средств по первоначальной стоимости (п. 4 ПБУ 6/01).

Если первоначальная стоимость объектов менее 10 000 рублей (обычные огнетушители, к примеру), то тогда стоимость оборудования в полной сумме включают в состав материальных расходов в момент ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В бухгалтерском учете оборудование стоимостью менее 10 000 рублей относят к материально-производственным запасам (п. 5 ПБУ 6/01). Их списывают на затраты на производство (на продажу) по мере отпуска в производство, ввода в эксплуатацию. При этом делают проводку:

Дебет 20 (44) Кредит 01
Затраты на обслуживание охранного и противопожарного оборудования относят к прочим расходам (подп. 6, 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Конечно, должен быть составлен акт выполненных работ.

Арендованное помещение

Современная реальность такова, что большинство организаций работают в арендованных помещениях. И для того, чтобы правильно учесть затраты на охранное оборудование, следует различать неотделимые и отделимые улучшения, произведенные арендатором. Последние являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 623 ГК РФ). По соглашению сторон отделимые улучшения могут быть переданы арендодателю с возмещением их стоимости либо безвозмездно. Что касается неотделимых улучшений, то после прекращения договора они подлежат передаче арендодателю, поскольку прочно связаны с помещением. Арендатор вправе требовать возмещения указанных расходов лишь в том случае, если траты произведены с ведома и согласия арендодателя (п. 3 ст. 623 ГК РФ). Дабы избежать проблем, согласие стоит оформить в письменном виде.

Объекты – отделимое улучшение

Капитальные вложения в арендованные объекты учитывают в составе основных средств (п. 5 ПБУ 6/01).

Пример 1

Арендатор ООО «Вегас» приобрел и установил за счет собственных средств систему пожарной сигнализации и пожаротушения. Стоимость оборудования составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС 18% – 5400 руб.), стоимость работ по установке и монтажу – 1180 (в т. ч. НДС 18% – 180 руб.) Срок полезного использования оборудования – 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом.

Бухгалтер ООО «Вегас» сделал следующие записи:

Дебет 08 Кредит 60
– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – отражена стоимость приобретенного оборудования;

Дебет 19 Кредит 60
– 5400 руб. – учтен НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет 60 Кредит 51
– 35 400 руб. – оплачена система пожарной безопасности;

Дебет 08 Кредит 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – отражена стоимость работ по установке и монтажу оборудования;

Дебет 19 Кредит 60
– 180 руб. – учтен НДС по установке и монтажу оборудования;

Дебет 60 Кредит 51
– 1180 руб. – оплачены работы по установке и монтажу оборудования;

Дебет 01 Кредит 08
– 31 000 руб. (30 000 + 1000) – оборудование введено в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19
– 5580 руб. (5400 + 180) – НДС принят к вычету;

Ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету:

Дебет 20 Кредит 02
517 руб. – начислена амортизация по системе пожарной безопасности.

Объекты – неотделимое улучшение

Затраты арендатора на покупку и установку таких систем безопасности (в виде капитальных вложений в арендованные помещения) учитывают в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Для целей налогообложения их признают путем начисления амортизации (письмо УФНС по г. Москве от 22 мая 2006 г. № 20-12/43852@). Но для этого нужно согласовать порядок расчета с арендодателем. Так, если организация арендует часть здания, то собственник учитывает сумму амортизации исходя из всего объекта (как единый инвентарный объект). Арендатору следует рассчитать сумму амортизации исходя из тех данных, которые предоставил ему владелец помещения.

Пример 2

Воспользуемся данными предыдущего примера с той лишь разницей, что система пожарной безопасности является неотделимым улучшением арендованного помещения. После установки объектов арендодатель возместил ООО «Вегас» произведенные расходы.

Бухгалтер арендатора сделал следующие записи:

Дебет 08 Кредит 60
– 31 000 руб. – отражена стоимость приобретения и монтажа системы пожарной безопасности;

Дебет 19 Кредит 60
– 5580 руб. – выделен НДС;

Дебет 76 Кредит 08
– 31 000 руб. – списаны затраты для возмещения арендодателем;

Дебет 76 Кредит 19
– 5580 руб. – выделенный НДС списан для возмещения арендодателем;

Дебет 60 Кредит 51
– 36 580 руб. – произведена оплата системы пожарной безопасности поставщику и ее установки;

Дебет 51 Кредит 76
– 36 580 руб. – получена оплата системы пожарной безопасности от арендодателя.

Заметим, при отсутствии согласия арендодателя на установку системы пожарной безопасности в бухгалтерском учете будут сделаны записи:

Дебет 91 Кредит 60
– 36 580 руб. – задолженность за покупку и установку системы пожарной безопасности погашается за счет собственных средств;

Дебет 60 Кредит 51
– 36 580 руб. – перечислена оплата за объект.

Это важно

Произведенные арендатором неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и не остаются на балансе у арендатора. Кроме того, для капитальных вложений в арендованные объекты основных средств установлен особый порядок начисления амортизации (ст. 258 НК РФ). Поэтому правила применения амортизационной премии в размере 10 процентов на арендатора не распространяются (письмо Минфина России от 15 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/759).

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

внимание

Иногда у бухгалтеров возникает вопрос. Признается ли объектом налогообложения забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации бедствий и последствий аварий? Ответ отрицательный. Это четко прописано в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса.

Начать дискуссию