Менеджмент

Управление на аутсорсинге

Корпоративное управление – относительно новая область консалтинга. Услуги в этой области в России начали активно предлагать лишь 4-5 лет назад. Именно тогда заговорили о независимых директорах, информационной прозрачности бизнеса, обеспечении прав инвесторов. Об этом направлении консалтинга корреспонденту ИА «Клерк. Ру» Александру Саполнову рассказал Роман Козлов, генеральный директор компании «Технологии корпоративного управления».
Управление на аутсорсинге
Роман Козлов, генеральный директор компании «Технологии корпоративного управления».

Корпоративное управление – относительно новая область консалтинга. Услуги в этой области в России начали активно предлагать лишь 4-5 лет назад. Именно тогда заговорили о независимых директорах, информационной прозрачности бизнеса, обеспечении прав инвесторов. Об этом направлении консалтинга корреспонденту ИА «Клерк. Ру» Александру Саполнову рассказал Роман Козлов, генеральный директор компании «Технологии корпоративного управления».

Роман Анатольевич, что стало предпосылкой для развития консалтинга в сфере корпоративного управления (КУ)? В чем специфика этих услуг?

Стимулом развития данного направления консалтинга стала инициатива ФКЦБ по подготовке и распространению в практике российских компаний Кодекса корпоративного поведения. Этот документ был подготовлен и утвержден в 2001 году и содержал основные принципы деятельности органов управления и контроля, норм раскрытия информации, функционирования системы внутреннего контроля и механизмы защиты прав акционеров. Кроме того, документ вводил множество новых для большинства российских компаний понятий, таких как «корпоративный секретарь», «инсайдерская информация», «комитеты при совете директоров» и многие другие. И спрос на услуги по КУ определялся отсутствием знаний и опыта компаний в этой сфере. Тогда был своего рода бум написания кодексов и иных стандартов КУ и проведения различных обучающих семинаров по проведению общих собраний акционеров, советов директоров и др. При этом многие из документов, написанных тогда в целях регулирования корпоративных отношений, представляли собой просто сборники общих слов и банальностей, пустых, списанных из учебника или стандартов других компаний деклараций.

Например,  в ходе работы над кодексом КУ РЖД мы проанализировали несколько аналогичных документов ряда российских компаний. Оказалось, что многие просто-напросто списаны с пособия по КУ или составлены из цитат закона об АО и Кодекса корпоративного поведения ФКЦБ.

Думаю, самое время переходить на новый уровень рассмотрения проблемы КУ (от формы к содержанию). Компании и сами научились это неплохо делать. Процедурные вопросы КУ (как правильно собрать ОСА, провести заседание совета директоров, раскрыть информацию) уходят на второй план. Сейчас все больше компаний задумываются о реальном содержании КУ, его влиянии на эффективность деятельности и, в конечном счете, на стоимость компании.

Насыщен ли рынок этих услуг? Что вы можете сказать об уровне кадров?

Рынок консультирования по вопросам КУ очень активно развивается – консультанты по-прежнему предлагают достаточно широкий перечень услуг. Вместе с тем необходимо отметить и рост профессионализма специалистов, работающих in-house. Соответственно, растут и требования к предлагаемым услугам – многие компании и сами успешно справляются с текущими вопросами КУ и раскрытия информации. Консалтинг в области КУ выходит на стратегический уровень и предполагает решение более глобальных вопросов, нежели просто выполнение требований законодательства и следование рекомендациям Кодекса корпоративного поведения.

И здесь, на наш взгляд, и существует нехватка высококвалифицированных специалистов, способных предложить полный комплекс услуг по выстраиванию инвестиционно-привлекательного бизнеса, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон. А это услуги по трем основным направлениям: прежде всего разработке корпоративной и функциональных стратегий, построение всех бизнес-процессов компании с ориентацией на максимизацию стоимости для акционеров; затем формированию прозрачной и понятной системы владения и управления (вопросы реорганизации и оргпроектирования); и, наконец, гарантии прав акционеров и надлежащих коммуникаций компании с инвесторами (формирование стандартов КУ и построение системы Investor Relations).

Именно такие услуги требуются средним и крупным компаниям, планирующим привлечение стратегического инвестора или IPO.

Какие услуги консультантов по корпоративному управлению пользуется наибольшим спросом?

Среди специфических услуг можно назвать подготовку годовых отчетов. Большим спросом также пользуется корпоративный аудит – анализ действующей системы корпоративного управления. Это могут быть требования законодательства, когда компании угрожают корпоративные конфликты или она готовится к продаже. Хотя бывают и другие причины – например, для ОАО «РЖД» мы проводили корпоративный аудит 65 дочерних и зависимых обществ на предмет соблюдения прав и законных интересов ОАО «РЖД» как акционера (участника) указанных обществ. Другим критерием может быть соответствие системы КУ общей стратегии развития компании. Или насколько практика КУ обеспечивает права и интересы акционеров, устраивает потенциальных инвесторов.  Подобный проект на днях мы завершили для одного машиностроительного холдинга: перед привлечением стратегического инвестора компания заказала комплексный анализ системы корпоративного управления в группе компаний на предмет выявления рисков для внешних инвесторов.

Какие новые темы и продукты предлагают сегодня на рынке консультанты по корпоративному управлению?

В последнее время особой популярностью стали пользоваться социальные отчеты в соответствие с международными стандартами GRI и AA1000, или отчеты об устойчивом развитии, которые раскрывают информацию о стратегии развития компании, ее роли в социально-экономической жизни страны или региона, воздействии на экономику, экологию и общество. Так, например, перед электроэнергетическими компаниями, входящими в РАО «ЕЭС России» сейчас поставлена задача организовать процесс социальной отчетности и подготовить к выпуску социальные отчеты.

В соответствии с решением руководства головной компании энергохолдинга в ближайшее время все ОГК и ТГК, планирующие IPO, должны обеспечить подготовку отчета о корпоративной устойчивости и иных информационных материалов о социальной ответственности компании. Большинство из этих компаний прибегают к услугам консультанта, так как у них просто нет специалистов, обладающих знанием международных стандартов и опытом в области соцотчетности.

Достаточно большое поле для деятельности консультантов – банковская сфера, где так же, как и в реальном секторе, сейчас очень активно идут процессы слияний и поглощений, многие банки всерьез задумываются об IPO и в связи с этим тоже «подтягивают» свое корпоративное управление.

Какие основные проблемы этого рынка вы можете назвать?

Менеджмент, а очень часто и собственники, чаще воспринимают КУ как обузу, не приносящую никакой пользы компании. Подготовленные консультантом кодексы и положения не применяются на практике – в лучшем случае, вы увидите их на корпоративных веб-сайтах.  Хотелось бы отметить, компания с хорошим корпоративным управлением – это не всегда та организация, которая имеет все необходимые регламенты и стоит на первых строчках в рейтингах КУ. Компания, которая действительно может считаться образцом с точки зрения КУ, это компания, ориентированная на интересы инвестора.

Начать дискуссию