Российские бизнесмены, как правило, толкуют понятие коммерческой тайны по своему усмотрению. Между тем законом четко определено, какая информация может относиться к конфиденциальной. О том, что может быть коммерческой тайной, корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказала Алина Топорнина, адвокат Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры».
Алина, так какую же информацию можно считать коммерческой тайной?
Это, прежде всего, такая информация, которая имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность, которая дает ее обладателю преимущество перед конкурентами. Если, например, речь о сфере добычи, то к коммерческой тайне могут быть отнесены сведения о районах промысла, о расположении и мощности месторождений; в сфере производства - данные о стоимости сырья, о себестоимости продукции, о затратах труда; реализация предъявляет уже иные требования, сущность которых нетрудно представить.
Информация при определенных обстоятельствах и условиях имеет достаточно большую стоимость. То есть, информация – это некая ценность, нуждающаяся в особой защите. Лицу, обладающему такой информацией, необходимо предпринимать специальные меры по защите ее конфиденциальности. Таким образом, защита информации - один из важных вопросов в современном бизнесе.
Каковы правовые способы защиты коммерческой тайны?
Систему российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с коммерческой тайной, образуют правовые нормы различных отраслей права: конституционного, гражданского, уголовного и административного. Общие нормы содержит Конституция РФ. Она закрепляет и гарантирует право каждого на предпринимательскую деятельность, право на информацию, а также на защиту своих прав и свобод.
Центральные источники права, регулирующие отношения, связанные с коммерческой тайной, занимают Гражданский кодекс и Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ. В настоящее время статья 139 Гражданского кодекса содержит определение коммерческой тайны, однако действовать она будет до 1 января 2008 года, пока не вступит в силу IV часть Гражданского кодекса. Понятие коммерческой тайны будет отождествляться с секретом производства (ноу-хау), однако признаки конфиденциальных сведений остаются прежними. Федеральный закон «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. С 2008 года также вступят в силу изменения в федеральный закон «О коммерческой тайне», соответствующие новой части Гражданского кодекса, но существенных изменений на практике не произойдет, поскольку способы защиты информации, в отношении которой вводится режим коммерческой тайны, остаются прежними.
Закон «О коммерческой тайне» разделяет понятия коммерческая тайна и информация, составляющая коммерческую тайну. Поясните, пожалуйста, этот момент.
Когда говорят о коммерческой тайне, речь идет о конфиденциальной информации, которая позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг, т.е. получить коммерческую выгоду.
А информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства), которая обладает следующими признаками:
- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- сведения получены легитимно, то есть имеют законное происхождение;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны в отношении нее и предприняты все меры для сохранения конфиденциальности.
Кроме того, логично, что к коммерческой тайне может быть отнесена только документированная информация, то есть зафиксированная на каком-либо материальном носителе. Идеи, замыслы, сведения и прочие данные остаются незащищенными, если они не зафиксированы в материальной форме.
В новой редакции закона «О коммерческой тайне» есть уточнение о том, что к информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.
Какие права имеет обладатель информации, составляющей коммерческую тайну?
Право обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, состоит из трех правомочий:
1) правомочия на собственные действия (право устанавливать режим коммерческой тайны; использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд; регулировать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну; вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров);
2) правомочия требования охраны конфиденциальности (требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности, даже если она стала известна случайно или по ошибке);
3) правомочия на защиту (защищать свои права на конфиденциальность информации в случае их нарушения, в том числе требовать возмещения убытков).
Во многих случаях посягательство на коммерческую тайну влечет за собой прекращение коммерческой тайны как объекта гражданских прав и, в лучшем случае, речь может идти только о защите имущественных интересов владельца коммерческой тайны, выражающихся, например, в возмещении убытков.
Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну?
Закон определяет только признаки, которыми должна обладать информация для отнесения ее к коммерческой тайне. Однако Закон содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся сведения, которые объективно должны быть открытыми и общедоступными (учредительные документы, сведения о регистрации, о работниках, о безопасности объектов).
Для того, чтобы информация могла считаться коммерческой тайной, она должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Во-первых, под коммерческой ценностью понимается способность информации быть объектом рыночного оборота. Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Если же информация не представляет экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. К коммерческой тайне относятся сведения, представляющие интерес для третьих лиц, которые могли бы получить определённую выгоду, если бы они этой информацией обладали. В-третьих, информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь потенциальную коммерческую ценность, т.е. знания и сведения, которые не используются, но могут быть использованы в будущем.
Руководители бизнес-структур коммерческой тайной обычно считают следующее:
- сведения о персонале, персональные данные работников;
- любые сведения, которые сообщил клиент;
- данные о структуре издержек, себестоимости, бюджете, планах на будущее;
- технологии работы;
- стратегические и тактические решения, способствующие эффективному развитию бизнеса, получению конкурентных преимуществ, бизнес-проекты;
- маркетинговые технологии, и, в частности, оценку эффективности рекламных коммуникаций;
- сведения о технических средствах и системах защиты информационных ресурсов;
- базы данных и систематизированные информационные массивы.
Какие могут быть каналы утечки информации? И как бороться с разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну?
Всех уже перестал удивлять тот факт, что в продаже постоянно появляются сведения, составляющие коммерческую тайну той или иной организации. Сегодня не составит труда приобрести клиентскую базу или персональные данные работников интересующей вас компании. Это происходит потому, что руководители организаций не прилагают достаточных усилий для защиты информации, относящейся к коммерческой тайне. Более того, не стоит забывать о реально существующих охотниках за подобной информацией. Научно-технический прогресс внес в нашу жизнь большое количество технических средств, позволяющих производить запись телефонных переговоров, совещаний, появилась возможность считывать информацию с экрана компьютера, территориально находясь вне места расположения компании.
Но основным источником утечки информации являются сотрудники. Именно они «сливают» информацию, составляющую коммерческую тайну. Причин тому может быть масса – и получение дополнительного заработка, и по неосторожности или случайно.
На сегодняшний день компании, специализирующиеся на технической защите ценной информации, предлагают ряд продуктов, способных осуществлять динамическую блокировку устройств, через которые злоумышленники могут скачать информацию.
Но против человеческого фактора защиту строить сложнее. Необходимо четко разъяснить сотрудникам, какая информация относиться к коммерческой тайне, и какова степень ответственности за ее разглашение. Ограничьте доступ к информации, составляющей коммерческую тайну: определите порядок обращения с этой информацией, осуществляйте контроль за соблюдением такого порядка. Разработайте специальную инструкцию по соблюдению конфиденциальности.
В обязательном порядке необходимо заключить с работниками трудовые договоры, а с контрагентами гражданско-правовые договоры, в которых должны содержаться условия об охране конфиденциальной информации. Обязательство о неразглашении коммерческой тайны может быть составлено в любой форме, важно чтобы оно содержало перечень сведений, которые в вашей компании составляют коммерческую тайну.
Также организуйте специальное делопроизводство, обеспечивающее сохранность носителей, содержащих коммерческую тайну, и внедрите систему разъединения информации по блокам. Каждый сотрудник должен знать ровно столько, сколько необходимо для выполнения его обязанностей.
Что делать, если сотрудник все же нарушил свое обязательство и «слил» информацию конкурентам?
В этом случае вы имеете полное право привлечь его к ответственности. Для того, чтобы работника можно было привлечь к ответственности, необходимо наличие в его трудовом договоре условия о неразглашении коммерческой тайны, ставшей известной работнику в процессе трудовой деятельности.
Еще одним способом защиты прав обладателя коммерческой тайны является установление санкций за нарушение обязательств по соблюдению конфиденциальности контрагентами в гражданско-правовых договорах. По общему правилу, защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (признание права, пресечение незаконных действий, возмещение убытков). Кроме гражданско-правовых способов защиты, коммерческая тайна может быть защищена по нормам трудового, уголовного права, а также по нормам о недобросовестной конкуренции.
Из возможностей, предусмотренных трудовым правом, права обладателя коммерческой тайны могут защищаться такими действиями как привлечение к материальной ответственности и привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до прекращения трудовых отношений. Кроме того, при наличии признаков правонарушения, предусмотренных соответствующими отраслями права, возможно привлечение правонарушителей к уголовной ответственности.
Начать дискуссию